Конспект занятия «Составление рассказа о лете с использованием мнемотаблицы»
план-конспект занятия по развитию речи

Ястребова Вера Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема – составление рассказа  о лете.

Цели и задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о сезонных изменениях в природе, в жизни

людей; расширить представления детей о характерных признаках лета.

2. Воспитывать любознательность, наблюдательность, умение замечать красоту летней природы,

воспитывать бережное отношение к природе.

3. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

4. Развивать умение работать с мнемотаблицей.

Предварительная работа.

Беседы о временах года, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание красочных иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

- магнитная доска, магниты,

- отрывки из мультфильмов по теме «Что такое лето?» («Дед Мороз и лето», «В гостях у

лета»),

- ноутбук,

- мяч

- мнемотаблица «Лето»

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети заходят на занятие и рассаживаются за столы .

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о лете. Лето очень любят все: и взрослые и дети. А за что любят лето? Лето любят за то, что оно несет солнечное тепло всему живому, дарит ароматы цветов, сочные плоды, радует погожими деньками. А ребята больше всего любят лето за то, что летом самые длинные каникулы, и можно много времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом и другим любимым делом.

Основная часть:

Беседа на тему: «Что такое лето?»

Педагог читает стихотворение:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Вопросы: 1. Какие приметы лета вы можете назвать?

2. Как сейчас выглядят леса, скверы, парки?

3.Чем заняты и как ведут себя птицы, звери?

 (Педагог уточняет, расширяет ответы детей). Летом самые длинные дни, а ночи короткие. Не успеет погаснуть вечерняя зорька, как на востоке уже разгорается утренняя заря. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм. Запомните: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

 Вопросы:

1.Какие осадки выпадают летом?

2. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?

3. Какая вода в реке?

4. Какие работы приходится выполнять людям летом в огороде, садах, полях?

(Педагог уточняет, расширяет ответы детей).

В середине лета стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. В конце лета начинается уборка урожая.

Просмотр отрывков из мультипликационных фильмов «Дед Мороз и лето», «В гостях у лета».

Педагог: Лето – это весёлая пора, давайте, мы с вами поиграем!

Игра «Бывает – не бывает». (Педагог произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны

быстро ответить).

Мороз летом … (не бывает), гроза летом … (бывает);

Снег летом … (не бывает), радуга летом … (бывает);

Капель летом … (не бывает), распускаются листья на деревьях … (не бывает);

Дождь летом … (бывает), ледоход на реке … (не бывает);

Поспевают ягоды летом … (бывает), появляются в лесу грибы … (бывает);

Летом длинные ночи и короткие дни … (не бывает), животные впадают в спячку … (не бывает);

У животных появляются детёныши … (бывает), град летом … (бывает),

Летом люди одеваются очень тепло …(не бывает), летом люди купаются, загорают …(бывает).

Педагог: Я вижу, ребята, вы немного устали, а это значит, что пришло время для зарядки.

Физкультминутка « «Летний дождь»

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлепаем по лужам.

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Зонтик нам не нужен.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Нам не страшен сильный дождь!

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

Лето наступило!

Тянутся вверх, раскинув руки.

Ну, промокли мы. И что ж?

Пожимают плечами.

Будем мыться с мылом! Улыбаются.

Показывают, как намыливают руки.

Дети садятся.

Педагог: Сегодня мы с вами рассмотрим  мнемотаблицу и познакомимся с признаками лета.  

 

Наступило лето.

Солнце светит ярко и греет.

Мальчики и девочки купаются в речке.

Играют в мяч и бадминтон.

Из песка строят башни и замки.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

- А теперь давайте мы побудем писателями и попробуем составить интересные рассказы о лете. А в этом нам поможет наша таблица.

Заключительная часть.

Педагог: Ну что же, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте-ка вспомним, сколько всего мы сегодня успели сделать и сколько нового узнали.

Педагог задаёт вопросы:

- О каком времени года мы говорили сегодня?

- Что нового вы узнали на занятии?

- А у кого сегодня возникли трудности?

Педагог: На этом наше занятие завершается. Спасибо . До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Конспект занятия "Составление рассказов и сказок с использованием мнемотаблицы"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия " Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы"...

Конспект занятия Составление рассказа о осени с использованием мнемотаблицы

Конспект занятия Составление рассказа о осени с использованием мнемотаблицы...

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия в старшей группе  «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...

Конспект занятия в средней группе Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»

Обучающие задачи : · Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, передавать характерные черты их строения используя при этом план - схему;Закрепить правильное произношение з...