Конспект занятия в средней группе Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Обучающие задачи : · Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, передавать характерные черты их строения используя при этом план - схему;
Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ч.
Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ) .
Знакомить детей с фольклором : загадками.
Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.
Учить называть характерные признаки весны. Учить передавать в рисунке характерные черты строения бабочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_nasekomyh.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в средней группе
Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
Подготовила: воспитатель МБДОУ №5 Д/С «Теремок»
Иванова Т.Ю.
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи : · Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, передавать характерные черты их строения используя при этом план - схему;
Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ч.
Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ) .
Знакомить детей с фольклором : загадками.
Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.
Учить называть характерные признаки весны. Учить передавать в рисунке характерные черты строения бабочки.
Развивающие задачи :
Развивать связную речь.
Развивать познавательную активность.
Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
Вызывать желание участвовать в общем разговоре.
Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика «Паучок» )
Воспитательные задачи :
Воспитывать интонационную выразительность речи.
Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения; Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Предварительная работа :
Подготовить демонстрационный материал. Чтение сказки К Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций «Как появляется бабочка». Аппликация «Весенняя лужайка». Рассматривание картины «Весна»
Методические приёмы :
Организационный момент .
Игровой ( физминутка, использование сюрпризного момента).
Наглядный ( использование мнемотаблицы).
Словесный ( напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
Материал и оборудование:Конверт с письмом, мнемотаблица «Расскажи о насекомом», картинки с изображением насекомых, аппликации весенней лужайки, карандаши.
Ход занятия :
Организационный момент :
Воспитатель : Ребята я приглашаю вас стать в круг.
Придумано кем – то просто и мудро .
При встрече здороваться : « Доброе утро!»
Доброе утро – нам птица поёт, ( чик-чирик )
Доброе утро – скажет нам кот, ( мяу – мяу )
Доброе утро жужжит нам пчела, ( ж – ж – ж )
Доброе утро – как ваши дела ?
Доброе утро – лягушка сказала, ( ква – ква )
Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )
Даже ползучий пятнистый питон : «Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)
Доброе утро – шумят тополя. ( ля – ля – ля )
Доброе утро родная земля!
Доброе утро улыбчивым лицам ! Давайте улыбнёмся друг другу!
Воспитатель :.Ребята, а какое время года сейчас наступило? Ответы детей(Весна) .Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови признаки весны». Ответы детей(прилетают птицы, распускаются подснежники, приходит праздник мам и т.д) Раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, я прочту вам письмо. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям : - Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме о насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Насекомые прислали картинки с их изображение ,а к ним загадки, чтобы Зима услышала что вы можете отгадать кто на картинке. Готовы?
Воспитатель :
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
Воспитатель выставляет картинку на мольберт.
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …(кузнечик)
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
Сорвать цветок я захотел,
А он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Я трудилась круглый год.
Приготовила вам мед. (пчела)
Осенью в щель забьется,
А весной проснется.
Вокруг носа вьётся
А вруки не дается.(комар)
Воспитатель: Молодцы ребята, всех насекомых угадали. А каких насекомых вы еще знаете? Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)
Паучков на землю смыл
(Хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять на ветке
Воспитатель: А сейчас ребята я вам расскажу о насекомых и вы сами будете составлять рассказ о них. Постарайтесь свой рассказ составлять из полных предложений, рассказывать громко , четко, чтобы Зима вас услышала. А поможет нам составить рассказ схема-мнемотаблица которую нам прислали в письме насекомые.–Давайте посмотрим что обозначает каждый мнемоквадрат.(рассматривание мнемотаблицы) Воспитатель: Это бабочка. Бабочка –это насекомое. Бабочки отличаются по цвету и размеру .Эта бабочка большая, разноцветная. У бабочки есть крылья,брюшко,6 ног. На голове : глаза, усики и хоботок. Бабочка не произносит звуки. Она питается нектаром и соком растений и фруктов. Бабочка ползает и летает. Бабочки живут там где тепло и есть пища. Она опыляет растения. Воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным предложением.
Вопросы детям: -Где живут бабочки? -Чем питаются? Чем отличаются друг от друга? Как передвигаются?Воспитатель рассказывает детям о муравьях.Вопросы:-Почему муравьев называют трудолюбивыми?-Где они живут?-Чем питаются?-Какую пользу приносят?( муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, муравьи спасают деревья).Воспитатель рассказывает по схеме о пчеле.Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 2-3 ребенка).
Физминутка
На лужайке поутру мы затеяли игру. Я- подснежник, ты-вьюнок. Становись-ка в наш венок. Раз, два, три, четыре- раздвигайся круг по шире. А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. Становитесь в круг опять- будем снова мы играть. Руки подняли и покачали-это деревья в лесу; Спины нагнули ,руки встряхнули, ветер сбивает росу. В стороны руки-плавно помашем – это к нам птицы с юга летят; Как они сядут тоже покажем-крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Ребята, проходите на свои места. Вам нравятся чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит весной.
Сказка о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
- Вот такая сказка. Интересная?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы помните какие полянки мы с вами сделали? (показывает)
-А кого же здесь не хватает? ( бабочек на цветах)
-Я включу сейчас музыкальную композицию «Бабочка», а вы проходите к столам и нарисуйте бабочек. Раскрасьте их крылья большими и маленькими кружочками.
-Думаю что Зиме очень понравятся ваши полянки.
Дети рисуют.
Воспитатель: Какие красивые бабочки у вас получились! А вы заметили как солнышко стало ярче светить! Это Зима передаёт вам свой привет, она отпустит всех насекомых. Зима прощается с нами.
-Ваши полянки мы покажем вашим родителям, пусть они полюбуются.
-Ребята а что-же мы свами сегодня сделали хорошего?
-Что было интересного?
-Что вы делали и запомнили?
Ответы детей. Воспитатель: Дорогие ребята, все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, никогда их не обижать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе пересказ сказки "Лисичка со скалочкой" с использованием мнемотаблиц.
Данный материл помогает обучить детей пересказу текста с использованием мнемотаблиц.Помогает детям освоить навыки разговорной речи,научить излагать свои мысли простыми и сложными предложениями.Учит де...
Тема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»
Конспект занятия в средней группеТема: «Составление рассказа о насекомых с использованием мнемотаблицы»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об осени»
На данном занятии дети продолжают учиться составлять связные рассказы на тему "Осень"...
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»Цель : Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, п...
Занятие по развитию речи. Тема: "Составление рассказа о Зиме, с использованием мнемотаблицы" (средний возраст)
Материал представлен для развития у детей среднего возраста связной речи и последовательного рассказа о зиме. Посредством вступительной беседы, мнемотаблицы способствование более глубокого осмысления ...
Конспект для детей средней группы Тема: «Составление рассказа – описания «Моя любимая игрушка»
..........
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
Конспект разработан для занятия по образовательной области "Развитие речи" с целью развивать умение у детей составлять рассказ по картине "Лиса с лисятами"....