План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в страну звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в страну звуков»
Возраст: 5-6 лет
Цель: закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких);
Задачи:
образовательные: закрепление умения определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со звуковыми схемами слов, умение производить звуко - буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.
развивающие: развивать фонематический слух, грамматический строй речи. Продолжать развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику.
воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.
Продолжительность: 25 минут
Здоровьесберегающие: продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.
Материалы к занятию:
демонстрационный: домики для звуков, материал для подготовки детей к обучению грамоте «Лесная Азбука».
раздаточный: листы с заданием для каждого ребенка (задание на определение место положения звука в слове, подбор звуковой схемы слова к определенной картинке), конверт с письмом, конверты с заданиями, мяч, карандаши зеленого, синего цвета, круги красного, синего, зеленого цвета для звуко – буквенного анализа.
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми, повторение звуков согласных и гласных, подбор физкультминуток по теме.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание | Время |
Организационный момент | - Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. -Давайте прочтем, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Нам очень нравится с вами путешествовать! Мы с вами узнали очень многое и многому научились. Сегодня мы приглашаем вас в страну звуков, где вас ждут интересные задания и игры от нас. Мы уверенны, что вы справитесь, и выполните все задания. Вы очень способные, умные ребята! Удачи вам! Лисенок, Ежик, Мудрая Сова» | 3-4 мин |
Основная часть | - Ну, что вы готовы отправиться в страну звуков? (Ответы детей) -Сегодня в путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре! Но с начало его необходимо надуть. Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем: - Воздух через нос легко вдыхается И животик, словно, шарик, надувается. Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот И сдувается, как шарик, наш живот. - Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу) - А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик сдулся и приземлился на землю. - Ребята, вот мы, и прилетели в страну звуков. (Дети осматриваются) - Посмотрите, что это? Дети подходят к мольберту, обращаю внимание на красный домик. - Мы попали с вами на улицу Гласная. Почему она так называется? (Ответы детей) - А на этой улице в этом красивом доме живут… Назовите жильцов этого дома. (Дети называют гласные звуки) - Молодцы, ребята! Идем дальше. Дети переходят к следующему мольберту. - А теперь мы попадаем на другую улицу - Согласную. Здесь два домика. Ребята, как вы думаете, кто живет в синем домике? (Ответы детей) - А кто живет в зеленом домике? (Ответы детей) - Ребята, а чем звуки, которые живут на улице Гласная, отличаются от звуков улицы - Согласной? (гласные звуки поются, тянуться, а согласные произносятся коротко) - Каждый звук обозначается определенной буквой. Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки - произносим и слышим, а буквы - видим и пишем) - Звуки, хоть и живут на разных улицах, но они очень дружные и часто ходят, друг к другу в гости. Вот и сегодня они решили встретиться на лесной полянке и вместе с лесными жителями поиграть с нами. - Согласный твердый звук [К] встретился с гласным звуком [А]. Что получилось? (Ответы детей) - Правильно, слог [КА]. - Посмотрите и найдите изображения предметов в названиях, которых слышится слог [КА]? (Бабочка) - Сколько слогов в этом слове? (три слога) Воспитатель выставляет карточки со слогом [ПА] - А теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке? (На лесной полянке встретились согласный твердый звук [П] и гласный звук [А]) - Давайте прочитаем этот слог. Дети читают слог. - Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ПА]? (Черепаха) - Сколько слогов в этом слове? (четыре слога) Воспитатель выставляет карточки со слогом [УТ] - Посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке? ( На лесной полянке встретились гласный звук [У] и согласный твердый звук [Т]). - Давайте прочитаем этот слог. Дети читают слог. - Найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [УТ]? (Утка) - Сколько слогов в этом слове слышится? (два слога) -Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше. Дети проходят за столы. - Ребята, посмотрите здесь конверт от Лисенка. Да, здесь стихотворение, которое сочинил сам Лисенок. Как интересно! Воспитатель читает: - Вот сколько слов я сумею назвать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор. Ребята, ответьте мне на вопрос Что общего у всех этих названных слов? (Все слова начинаются со звука [К]) - Лисенок пишет, что мы попали на улицу «Карамельки». И название улицы на которую мы попали начинается со звука…? (Ответы детей) - Лисенок предлагает нам выполнить очень интересное задание. - Ребята, вам необходимо под каждой картинкой закрасить клеточку в соответствии с положением звука [К] в слове (в начале, середине, конце). - Каким цветом обозначается этот звук? Почему? (синим) - Правильно, синим карандашом вы закрашиваете соответствующие клеточки. Дети выполняют задание. - Молодцы, справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам отправиться на улицу «Играйка» и поиграть в интересную игру. Дети проходят на ковер, встают в круг. - Сейчас я буду называть каждому из вас слово, а вы называть это слово наоборот, т.е. поменять слоги местами, например, и: «Ла-па – па-ла, ка-ша – ша-ка, му-ха – ха-му, Ма-ша – ша-ма, ко-ра – ра-ко, но-га – га-но, ра-ма – ма-ра, ши-на – на-ши, Па-ша – ша-па, ма-ма –ма-ма, но-ты –ты-но, ру-ка – ка-ру» - Поиграли, отдохнули! Отправляемся дальше! Дети проходят за столы. - Мы попали на улицу «Загадочная» и здесь конверт. - Ребята, здесь задание от Ежика – он приготовил нам загадки. Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее: Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится… Угадали? Это - … (Кот) - Правильно! А теперь Ежик предлагает вам выложить звуковую схему слова «кот», используя цветные круги. Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков. - Сколько звуков в слове «кот»? Назовите их. (Ответы детей) - Сколько слогов? (Ответы детей) - Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей) - А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей) - А сейчас послушайте и отгадайте следующую загадку: Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не будильник, а всех будит? (Петух) - Правильно! Выложите звуковую схему слова «петух», используя цветные круги. Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков. - Сколько звуков в слове «петух»? Назовите их. (Ответы детей) - Сколько слогов? (Ответы детей) - Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей) - А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей) - Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнем, поиграем в игру «Назови ласково». Дети выходят на ковер и встают в круг. - Я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце слова, а вы будете называть их ласково, чтобы в конце слова появился звук [И]: зонты – зонтики, мосты – мостики, котлы – котелки, усы – усики, носы – носики, кусты – кустики, рыбы – рыбки, горы – горки, норы – норки, лапы – лапки, грибы – грибочки, блины –блинчики, зубы – зубки, цветы – цветочки. Воспитатель называет слово и бросает мячик каждому ребенку по очереди. - Молодцы! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше. Дети проходят за столы. - Ребята, мы находимся на улице «Угадайка». И следующее задание нам приготовила Мудрая Сова. Перед вами на столе карточки с изображениями предметов и звуковой схемы слова. Определите, к какому слову она относится, и соедините линией. Дети выполняют задание. - Молодцы, ребята! Все задания выполнили, со всем справились. Пришло время возвращаться в детский сад. Дети проходят на ковер. - На чем, мы прилетели в страну звуков? (На воздушном шаре) - Сейчас мы надуем свои воздушные шары и полетим в наш детский сад! Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем: Воздух через нос легко вдыхается И животик, словно, шарик, надувается. Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот И сдувается, как шарик, наш живот. Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу) - А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик с дулся и приземлился на землю. | 16 мин |
Итог занятия | - Вот мы и в нашем детском саду, в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей) - В какой стране мы сегодня побывали? (Ответы детей) - Какие звуки живут в этой стране? (Ответы детей) - Задание, какого героя вам больше всего понравилось? (Ответы детей) - А какое задание вам показалось сложным? (Ответы детей) - В какие игры мы играли? (Ответы детей) | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Пересказ украинской народной сказки «Колосок»
Конспект зантие по развитию речи...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Литературный калейдоскоп»
Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.Задачи:1.Образовательные: Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам»
Цель: Учить детей с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.Задачи:Образовательные:- учить детей правильно строить сложные предложения;- учить де...
План-конспект организации и проведения занятия по экологическому воспитанию Тема: «Путешествие в жаркие страны»
Цель: Расширять представления детей о многообразии животного мира.Задачи:1.Образовательные: расширить и обобщить представления детей о животных жарких стран; закреплять умение узнавать и называть их;2...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...
План - конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в волшебный лес"
Цель занятия: развивать речь детей.Задачи:1 Обучающие: формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и ...