Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_02_innovatsionnye_tehnologii.docx | 111.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста
Инновационные современные технологии
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Проектная деятельность
- Технология портфолио
- Альтернативные технологи
- Синквейн
- ТРИЗ-технология
- Игровые технологии
- Мнемотехника
- Метод наглядного моделирования
- Лего-технология
- Технология проблемного обучения.
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог выступает организатором совместной образовательной деятельности, помогает ребенку стать активным коммуникатором.
Примеры проблемных вопросов:
- Что будет, если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете, Баба-Яга добрая или злая?
-Можно ли словами нарисовать портрет?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
- Информационно-коммуникационные технологии.
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения ребенка и взрослого выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы развития и обучения. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.
- Проектная деятельность
Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:
- «Со словами поиграем – много нового узнаем»
- «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);
В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций:
- «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку);
Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».
Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.
- Технология портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.
Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольник
- Альтернативные технологии
Синквейн -стихотворение без рифмы из пяти строк
Бабушка.
Ласковая, добрая.
Любит, лелеет, нянчит.
У бабушки самые вкусные пирожки.
Забота
Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
ТРИЗ – технология
Триз-это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
-Выслушивать каждого желающего.
-Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
-Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
-Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
-Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Используются такие приемы:
-Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
– Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо – плохо».
– Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
– Приѐм «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает» и т.д. Так же есть игровые упражнения
с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико – семантическом, фонетическом, звуко – буквенном:
Игра «Шифровальщики»
Цель: развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении. Например: акдол – лодка, аснаан – ананас, родев – ведро.
«Изобретатель»
Цель: учить пользоваться приемом разделения-соединения, придумывая новые слова из двух разных слов Например: ворона – колобок: корона.
Игра ««Составь слово из слогов»
Цель: учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок):
Например: СОВА БЕРЕЗА – ВАЗА.
«Угадай имя»
Цель: развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: Например: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.
- Игровые технологии
Мнемотехника
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Наглядное моделирование
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков.
В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
Наглядное моделирование – это: опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки-символы и т.п.
LEGO-технология
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
-Артикуляционные и речевые упражнения
- Игры на развитие речевого дыхания
-Подвижные и хороводные игры с текстом
-Игры на формирование фонематического восприятия
-Коммуникативные игры
-Пальчиковые игры
-Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).
-Театрализованная игра
-Логоритмика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду....
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семинар - практикум для воспитателей....
Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...