Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Данная методическая разработка представляет опыт работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке представлены методические и практические материалы образовательной области «Познавательное развитие». Методическая разработка предназначена воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igrovye_kvest_tehnologii.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые квест - технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников
Составила Абросимова И.В.
1. Квест – технология – это педагогическая технология, основанная на системно- деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации воспитанников, развитие их, как активных участников педагогического процесса.
2. Квест – игра – это приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель, загадка, форма образовательной деятельности.
Квест – это «поиск», путешествие к определенной цели через преодоление трудностей.
3. Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно.
Данная методическая разработка представляет опыт работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке представлены методические и практические материалы образовательной области «Познавательное развитие». Методическая разработка предназначена воспитателям и специалистам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего типа.
Актуальность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития познавательного интереса. Ребенок интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Однако, в ходе наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью воспитанников, активностью на занятиях, было выявлено, что познавательный интерес у детей развит на низком или среднем уровне. Это связано с развитием современных
ИКТ - технологий и активным использованием гаджетов детьми, дефицитом общения со взрослыми и сверстниками.
Исходя из выше сказанного, выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня познавательного интереса дошкольников и разработанностью средств, направленных на данный процесс.
Противоречие определило проблему: каковы же наиболее результативные средства развития познавательного интереса дошкольников?
Чтобы решить данную проблему была поставлена цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели был определен круг задач:
1) изучить научно-методическую и педагогическую литературу по использованию игровых квест - технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста;
2) создать условия для организации квест- игры в ходе познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
3) развивать психические процессы: внимание, память, мышление у детей дошкольного возраста.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то основным средством развития познавательного интереса были выбраны игровые квест – технологии. Игра позволяет проявить себя каждому ребенку независимо от его знаний и умений, создает для дошкольника ситуацию успеха. Квест – технологии позволяют вовлечь в познавательную деятельность большое количество участников, при этом каждый может примерить на себя любую роль.
Ведущая идея опыта состоит в том, что использование приемов квест- игры в работе с детьми дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности будет обеспечивать развитие познавательного интереса.
Квест- игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их познавательный интерес и эмоциональную отдачу.
По итогам изучения научно – методической литературы и передового педагогического опыта было выявлено, что квест- игра - уникальная форма образовательной деятельности, объединяющая в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
Для того чтобы подготовить квест- игру были изучены и проработаны следующие виды квеста, к которым можно отнести:
1) линейные – игра построена по цепочке; разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
2) штурмовые – игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом выбирают пути решения задач;
3) кольцевые – представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг, команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Разработка квест – игры осуществлялась по следующей схеме:
1) написание сценария, который содержит информацию познавательного характера. Он состоит из заданий, ориентированных на зону ближайшего развития ребенка. Тема является актуальной в соответствии с календарным планированием, проектной деятельностью, решением конкретной педагогической задачи.
2) подготовка «продукта» для поиска ( предметы –подсказки, клад, грамота и т.д.);
3) разработка маршрута передвижений: он должен быть непривычным, но безопасным для детей, а так же, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, и их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков». Для составления маршрута передвижений используются разные варианты:
- маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и их расположение или загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- карта (схематическое изображение маршрута);
- «волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
4) художественное оформление «остановок» должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку – направление для продолжения пути. Так же при подготовке квест - игры обязательно учитывались
4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Избегать конфликтных ситуаций.
Как и любая технология, квест- игра имеет свою структуру: введение, сюжет, роли, задания, этапы, вопросы, порядок выполнения, призы, рефлексия.
В группе озвучивается игровая «легенда», мотивация к действию,
определяется общая игровая цель. Далее ребята выполняют задания, которые носят разнообразный характер: активные, творческие, интеллектуальные. Каждое задание – ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, не требующими специальной подготовки. При прохождении всех этапов квест - игры, подводим итог и вручаем призы за выполнение главной цели игры.
Квест – игра позволяет уйти от традиционной формы обучения детей и значительно расширяет рамки образовательного пространства. Благодаря квест- технологии, воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях.
Использование элементов квест- игры подводит детей к пониманию
правил: что нужно делать, в какой последовательности и как предмет, «добытый» на предыдущем этапе может помочь в решении задачи на следующем этапе. При этом дошкольники проявляют смекалку, сообразительность и активно взаимодействую друг с другом, реализуя принцип сотрудничества, заложенный ФГОС ДО.
Чтобы вызвать повышенный интерес детей, для мотивации их познавательной деятельности используются информационно-коммуникативные технологии. Например, применение мультимедийных средств позволяет смоделировать различные ситуации.
Немало важную роль для организации квест – игры имеет предметно- пространственная среда. Она является «пусковым механизмом» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка.
Поэтому, при её формировании в соответствии с содержанием квеста, прорабатывается пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать препятствия. Большую помощь при проведении квест - игр оказывает изготовленный в виде трехсторонней ширмы маркер игрового пространства. Можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда стала следующим шагом к достижению поставленной цели: для проведения квест- игр могут использоваться: групповые помещения, музыкальный и спортивный залы, территория игровой площадки.
Большой потенциал в организации квест - игры имеет прогулка. Так, в ходе квеста «На остров сокровищ!» дети, выполняя различные задания, проходя от станции к станции, показали высокий уровень заинтересованности, любознательность, умение систематизировать, проявили познавательный интерес. При решении поставленных игровых задач ребята узнали много нового, реализуя ранее приобретенные знания.
Результативность.
Как показали результаты, квест- технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, коллективизм, поисковая активность. При наблюдении за воспитанниками выделила развитие умений у детей участвовать в обсуждении, умение анализировать, логически мыслить, обобщать, делать выводы, умозаключения.
С применением новой технологии появилась возможность каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время, это помогло сплочению детского коллектива.
Основными показателями результативности и эффективности опыта считаю сформированность у воспитанников основ познавательного интереса:
- дети способны осмысливать и оценивать явления и объекты окружающего мира, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили);
- воспитанники обладают любознательностью – имеют стремление проникнуть за пределы первоначально воспринятого, постоянно находятся в познавательной потребности, в необходимости в новых знаниях;
- воспитанники умеют устанавливать причинно-следственные связи, определяют общие свойства объектов и явлениях, анализируют и систематизируют по родовым понятиям или других характеристикам;
- дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности познавательной деятельностью.
Заключение.
Технология квест- игры способствует созданию условий для познавательного и интеллектуального развития ребенка, позитивной его социализации, личностного развития.
Успех при проведении квеста зависит от выбранной темы, насколько она будет интересна и актуальна для детей. Данная форма организации деятельности стимулирует педагогов к переходу к партнерским взаимоотношениям с дошкольниками. В сборнике представлены квест-игры, проводимые в детском саду, сюжет которых разрабатывался в соответствии с календарным планом, темами проекта или решением какой-либо педагогической проблемы. (Приложение 1)
Для использования пособия в практике работы другими педагогическими работниками необходимо учитывать материально-техническое обеспечение, наличие дидактического материала, а так же организовать работу по повышению уровня компетенций в методике организации квест- игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...
Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием технологии Дьенеша
Консультация для воспитателей...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»
Нетрадиционная техника рисования как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста...
Природный материал - как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей начинает формироваться с раннего дошкольного возраста. Частицы экологических знаний, полученные в младшем возрасте, помогут ребёнку начать правильно формировать знания о...
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".
Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...
«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...