Конкурс чтецов "Литературная гостиная"
учебно-методический материал по развитию речи

Калашник Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                   Заведующий __________ /_______________/

                                                                                     Приказ № ____ от «___» _____ 20…г.

Положение о конкурсе чтецов
«Литературная гостиная»

в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант

  1. Общие положения:

1.1 Настоящее положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант по теме   «Литературная гостиная» разработано с целью повышения качества  речевого развития детей, формирования интереса детей к художественному слову, с целью развития  умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова.

1.2 Конкурс проводится в соответствии с годовым планом ДОУ.

1.3 Организаторами конкурса являются администрация ДОУ, творческая группа, в состав которой входят педагоги ДОУ.

1.4. Конкурс проводится в течение всего учебного года в три этапа:

- I этап (октябрь-ноябрь 2018 г.) «Осеннее настроение»;

- II этап (январь-февраль 2019 г.) «Зимние фантазии»;

- III этап (март-апрель 2019 г.)  «Весенняя капель».

2. Задачи конкурса:

-создание условий для  познавательно-речевого развития детей;

-воспитание положительного эмоционального отношения к национальным литературным поэтическим произведениям; любовь к родному краю;

-развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;

-выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

3. Участники конкурса.

В конкурсе могут принимать участие дети 2-ых младших, средних, старших, подготовительных групп ДОУ.

4.Жюри конкурса.

В состав жюри входят:

- заведующий МБДОУ, Венюкова Л.М.;

- председатель литературно-музыкального клуба «Вдохновение» им. Момота, член Союза писателей Дона и Международного Союза писателей  и мастеров искусств,                                  Н.А. Тарасенко:

- учитель-логопед, Устиненко А.В.;

- педагог-психолог, Ливадняя И.В.

5.Порядок проведения конкурса:

5.1. Отборочный тур для определения участников конкурса проводят воспитатели каждой возрастной группы;

5.2.От группы участие в конкурсе могут принять не более трех воспитанников;

5.3.Воспитатели подают заявку организаторам конкурса о количестве детей-участников от группы, в которой указывают Ф.И. конкурсанта, возрастную группу, названия и авторов исполняемых ими произведений;

5.4.В конкурсе предусмотрены следующие номинации:

- «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников младших групп средних групп детского сада» (присуждается 1, 2, 3 место в номинации);

- «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников средних групп детского сада» (присуждается 1, 2, 3 место в номинации);

- «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников групп старшего дошкольного возраста» (присуждается 1, 2, 3 место в номинации);

- Среди остальных участников конкурса присуждается победа по номинациям:

- «Подающий надежду»;

- «За смелость»;

- «За стремление к победе»;

- «За искренность исполнения»;

- «За патриотизм»;

- «Самый эмоциональный исполнитель»;

- «Самый юный исполнитель»;

- «Дебют»;

- «Создание сценического образа».

- и др.

5.6. При отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на

программные задачи  для каждого возраста:

6. Требования и критерии оценки:

6.1. Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-балльной шкале по следующим критериям:

- знание текста произведения;

- интонационная выразительность речи (динамика, отражённая в постановке ударений; мелодика, выраженная в произнесении звуков разной высоты; темп и ритм, выраженные в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска);

- использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);

- умение держаться на публике;

- подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения;

6.2. Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме баллов..

7. Подведение итогов и награждение:

7.1. Жюри конкурса определяет 1, 2 и 3 место в номинациях: «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников младших групп детского сада», «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников средних групп детского сада», «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников групп старшего дошкольного возраста»;

7.2. Победа в остальных номинациях  определяется по одному исполнителю.

7.2. Победители  номинаций награждаются Грамотами;

7.3. Итоги конкурса могут быть освещены в СМИ и  на сайте ДОУ.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЖЮРИ

КОНКУРСА ЧТЕЦОВ «Литературная гостиная»

Фамилия имя конкурсанта

Возрастная группа

Стихотворение

Мастерство исполнения поэтического произведения

Знание текста произведения

Интонационная выразительность речи

Использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений)

Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения

Общая оценка жюри

Примечание: оценивания проводится по 5-ти бальной системе.

Дата:             ____________________

Члены жюри:

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Сценарий конкурса чтецов «Осеннее настроение»

для дошкольников  старшего возраста

Ведущий:

- Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

(Е. Некрасова)

- Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашей Литературной гостиной. Сегодня необыкновенный день. Мы посвятим его Осени, самому сказочному времени года.

Вовка: (Вбегает Вовка). Стойте! Меня забыли! Сказки и без меня? Я тоже хочу сказки!

Ведущий: - Молодой человек, сначала, здравствуйте. И представьтесь, пожалуйста.

Вовка: - Ой, извините. Я - Вовка. Я сказки люблю.

Ведущий: - Уважаемый Вовка, мы говорим о сказочном времени года, об осени.

Вовка - А что в ней сказочного? Скука!

Ведущий: - Не  скажи!  У  осени  бывает  разный  характер,  разное  настроение,  разные  наряды. Композиторы пишут осенние песни, художники рисуют осенние пейзажи, поэты рисуют осень в стихотворениях. И у каждого творца своя неповторимая осень.

Вовка: - А я думал, что осенью только лужи бывают. Вот бы узнать про нее побольше...

Ведущий: - Нет ничего проще! Только мне придётся тебя нарисовать, чтобы ты смог путешествовать по осенним картинам. А наши ребята расскажут тебе, как про осень пишут поэты  в книгах. Согласен?

Вовка: - А, помню, я уже был в тридевятом царстве. Рисуйте!

Ведущий: - Но сначала я представлю тех, кто будет оценивать наших чтецов...

(представляет жюри)

                      Ну что, Вовка, ты готов? Раз, два, три. Вовку в рисунок преврати!

(Ведущий рисует Вовку в воздухе, звучит волшебная музыка, Вовка оказывается на экране)

Вовка: Как тут интересно. Все желтое.

Ведущий: - Да, осень раскрашивает мир в теплый желтый цвет. Об этом нам расскажет Исмаилова Дилак (средняя группа № 2 «Непоседы»)

Владимир Нирович              «Листопад»

Листопад, листопад, листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук, желтым стало все вокруг.

Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна. Значит, осень – не весна.

 

Ведущий: - Осень приходит незаметно. Она  еще сама не любит холодное имя, и зовет себя ''бабьим летом''. Осень радуется теплу и солнечным краскам. О чудной красоте осени нам расскажет   ... (2-я младшая группа № 1 «Пчелки») 

Ольга Высотская               «Осень»

Осенние денёчки, в саду большие лужи. 

Последние листочки холодный ветер кружит.  

Вон листочки жёлтые, вон листочки красные. 

Соберём в кошёлку мы листочки разные!  

Будет в комнате красиво, скажет мама нам спасибо.

Вовка: Ой, а что это мне все на голову падает?

Ведущий: - Ребята, что это? (Листопад).

Давайте послушаем стихотворение, которое нам прочитает  ...   (старшая группа № 2 «Почемучки»)

Евгения Трутнева          «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад
.

Ведущий: - Сказочной  осенью  танцуют, летают и листья, и птицы, и паутинки.  Об этом  нам расскажет...  (старшая группа № 2 «Почемучки»)

 

Евгения Трутнева   «Стало вдруг светлее вдвое»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

–Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём

–Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Ведущий: - Тему прощания с летом продолжит ……. (2-я младшая группа № 1 «Пчелки») в стихотворении

Виктора Авдиенко   «Осень»

Ходит осень по дорожке, 
Промочила в лужах ножки. 
Льют дожди 
И нет просвета. 
Затерялось где-то лето. 
Ходит осень, 
Бродит осень. 
Ветер с клёна листья 
Сбросил. 
Под ногами коврик новый, 
Жёлто-розовый – 
Кленовый.

Вовка: Ой, ребята, а я вчера тут встретил рыжую, хитрую. С трудом ее разглядел среди рыжих листьев.

Ведущий: - Приглашаем Тарасенко Романа (средняя группа № 2 «Непоседы») со стихотворением «Осень на лисе»

Н. Волкова         «Осень на лисе»

Смотрите все: во всей красе

Несётся осень на лисе.

И где лиса махнет хвостом,

Рыжеет все на месте том:

Окрасит рыжей кистью

Она траву и листья.

И станут рыжими кусты,

Тропинки, улицы, мосты,

Дома и поздние цветы...

Смотри: не порыжей и ты!

Ведущий: -А мы приглашаем Мариненко Марию (средняя группа № 2 «Непоседы»), которая прочитает стихотворение Алексея Плещеева «Осенью»

Алексей Плещеев         «Осенью»

Осень наступила. Высохли цветы,

И глядят уныло. Голые кусты.

Вянет и желтеет.  Травка на лугах,

Только зеленеет. Озимь на полях.

Туча небо кроет. Солнце не блестит;

Ветер в поле воет.  Дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птички улетели в тёплые края.

Ведущий: - Кстати, ребята, а вы знаете, кто пишет стихи?

Вовка: Мне кажется, что это композиторы!

Вед. (дети) : Нет.

Вовка:  Ну, тогда – художники!

Ведущий. Нет.

Вовка: Ну, подскажите, как их называют?

Ведущий. (дети) : Поэты. Давайте, ребята, тоже будем сочинять стихи, как поэты.

Вовка: Я начну, а вы продолжайте, дружно хором отвечайте.

Игра «ЭХО»

Собирайся детвора – (Ра – ра)

Начинается игра – (Ра - ра)

Ты ладошек не жалей – (…)

Бей в ладоши веселей – (…)

Сколько времени сейчас – (…)

Сколько будет через час – (…)

И не правда, будет два – (…)

Дремлет ваша голова – (…)

Как поет в селе петух – (…)

Да не филин, а петух – (…)

Вы уверены, что так – (…)

Я сама не знаю как – (…)

Это ухо или нос? – (…)

Или может сена воз? – (…)

Это локоть или глаз? – (…)

А вот это что у нас? – (…)

Вы хорошие всегда? – (…)

Или только иногда – (…)

Не устали отвечать? – (…)

Разрешаю помолчать!

Ведущий: - Осенью земля надевает свои самые дорогие наряды. Каких только оттенков не увидишь в природе. В это время природа, словно отдает нам жар своего сердца, вспыхивая последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Про осень еще говорят так: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». Осенние чудеса красиво описывает поэт Мануэл Геллер в стихотворении «Осень», которое прочтет Ерина Арина (подготовительная группа №1 «Звездочки»)

Мануэл Геллер     «Осень»

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Вовка: Что-то тут холодновато и грустновато стало.

Ведущий: -Да, есть у осени и такое настроение. Ей и самой не нравится, но что поделать. Про  грустную осень нам расскажет ...  (подготовительная группа № 1 «Звездочки») 

Николай Некрасов    «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Ведущий: - От грусти осень даже заплакать может. Давайте послушаем стихотворение К. Бальмонта, которое нам расскажет    (подготовительная группа № 1 «Звездочки») 

Евгений Авдеенко   «Письмо»
Злой осенний ветерок
У куста сорвал листок .
Долго с листиком вертелся.
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Желтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!
Это вам прислала Осень,
И еще охапку желтых,
Красных,
Разных писем
Бросил.

Ведущий: -Но мы грустить не будем, а отправимся вместе с Вовкой дальше по  страницам осенних картин. …… (старшая группа № 1 «Ладушки») расскажет нам о самом удивительном периоде осени – бабьем лете.

Ирина Бутримова     «Золотая осень чудной красоты»

Золотая осень чудной красоты

Небо голубое, яркие цветы,

Золотая осень чудной красоты.

Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала.

Рады мы последним теплым, ясным дням,

На пеньках опятам, в небе журавлям.

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красной, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень-глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

Ведущий: - Рассказ про  красоту поздней осени продолжит ...   (старшая группа № 1 «Ладушки»)

Филипп Шкулев        «Осень»

Люблю осенний ясный день 

С живительной прохладой, 

Когда вокруг всех деревень

Стоят скирды-громады,

В садах повсюду, тут и там, 

Краснеется рябина, 

И легкой дымкой к небесам 

Несется паутина.

Блестит на солнце желтый лист 

И кружится, спадая... 

Синеет небо, воздух чист, — 

И, устали не зная,

Стремятся стаей журавли 

На юг, к теплу и морю,

И песня слышится вдали, 

Чужда тоски и горя...

Увяла травка, 

нет цветов. 

Природа замирает... 

Но говор радостный цепов 

Всех счастьем наполняет.

Вовка: Ребята, идем со мной в осенний лес!

- Вы хотите прогуляться? Тогда вставайте на ноги и повторяйте за мной.

Динамическая пауза «Заходи в осенний лес!»

Заходи в осенний лес!          (дети выполняют ходьбу на месте)

Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и оглядываются вокруг)

Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)

Под березками грибочки на нас глядят (приседают и выполняют упражнение                            

                                                                "Грибок")

В корзинку прыгнуть хотят...(встают и выполняют упражнение "Корзинка")

Упражнение "Грибок"

-на вертикально поставленный кулачок одной

руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка"

-пальцы переплести "замочком", ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки)

Ведущий: -Чем меньше солнца и тепла, тем печальнее осень. Но она по-прежнему полна тайны.  Давайте послушаем. Ветрову Анну (подготовительная группа № 2 «Фантазеры»)  которая прочитает нам стихотворение

Александр Пушкин       «Осень»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

        

Ведущий: - Но что-то мы давно не видели нашего Вовку. Интересно, чем он занимается?

Вовка: А я тут последними листочками играю. Чего скучать-то!

Ведущий: - Пора тебе, Вовка, возвращаться.

                      (Волшебная музыка. Вовка исчезает со слайда)

Вовка: Спасибо вам за такое удивительное путешествие! Я узнал, что  осень бывает разная. Бывает грустной и радостной, хмурой и светлой, но всегда необыкновенная, красивая.

Ведущий: - Пройдёт ещё немного времени, и земля покроется белым снегом. Зима сменит осень. Впереди у нас новые радости: катания на санках, коньках и, конечно же, Новый год. Мы пролистали  большую  книгу  русской  поэзии  об осени,  послушали  замечательные стихотворения в исполнении ребят. И я прошу жюри выбрать победителей.

Вовка: А можно я ребятам загадки загадаю? Я их в книгах прочитал и выучил.

(Вовка загадывает загадки, жюри подводит итоги)

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой, поверьте!

Ну, конечно, это...

(ветер)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует -оно задрожит.

(лужа)

Серебристый занавес с неба вдруг спустился.

Серебристый занавес каплями пролился.

Уронила занавес тучка, представляешь?

Что за чудный занавес? Может, угадаешь?

(дождик)

Игра «Дождик»

Вовка: - Ребята, а вы слышали шум дождя, давайте послушаем. Перед дождем обычно все затихает, давайте услышим эту тишину. И вдруг с неба стали падать первые капельки (пальцем правой руки ударяем по ладошке  левой  руки),  и  вот  уже  начался  мелкий  дождик  (ударяем  двумя  пальцами  по  ладони).  Он постепенно усиливается (ударяем тремя пальцами), он усиливается (четырьмя пальцами) и превращается в ливень (ударяем пятью пальцами). Он льет и льет (как можно сильнее бить в ладоши), и тут дождь начинает стихать (4 пальца) и становится все тише (3 пальца) и тише (2 пальца), но некоторые капельки упорно падают, слышите (1 палец), и дождь прекращает литься. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение. В зале стало тихо.

Ведущий: - И так,  слово жюри.

Ведущий:- Приглашаем всех участников для общего фото на память. Давайте поблагодарим чтецов за прекрасное выступление дружными аплодисментами!

Ведущий: - Любите поэзию, читайте поэзию.

Вовка: - И пусть в любую погоду ваше настроение будет радостным!

Вместе: До новых встреч!

Номинации:

  1. «Самый обаятельный исполнитель»;
  2. «За искренность исполнения»;
  3. «За оригинальное прочтение стихотворения»;
  4. «Лучший образ»;
  5. «Самое жизнерадостное исполнение»;
  6. «Самое проникновенное исполнение»;
  7. «Самое яркое исполнение»;
  8. «Самое лирическое исполнение»;
  9. «Самый задорный исполнитель»;
  10. «Самый эмоциональный исполнитель»;
  11. «За артистизм исполнения»
  12. «Самое вдохновенное исполнение»
  13. «За оригинальное прочтение стихотворения»
  14. «Самый юный исполнитель».
  15.  «Зрительских симпатий»
  16. «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников младших групп детского сада».
  17. «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников средних групп детского сада».
  18. «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников старших групп детского сада».
  19. «Лучший исполнитель стихов среди воспитанников подготовительных к школе групп детского сада».
  20.     1 место
  21.     2 место
  22.     3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Гостиная " Конкурс чтецов".

В конце ноября в старшей и подготовителной группах в рамках гостиной  прошел " Конкурс чтецов", где дети продемонстрировали свои способности и умение читать стихи. А так же и родители  приня...

Сценарий конкурса чтецов в детском саду Тема: Литературная гостиная

Сценарий конкурса чтецов в детском садуТема: Литературная гостиная Цель: повышение речевой активности детей, повышение уровня выразительности чтения стихов.Задачи: Воспитать умение рассказывать и...

Литературная гостиная на тему: Сценарий конкурса чтецов «Каждый знает, это кто? Это, Агния Барто!» для детей среднего возраста

Литературная гостиная на тему: Сценарий конкурса чтецов «Каждый знает, это кто? Это, Агния Барто!» для детей среднего возраста Музыкальный руководитель Анисимова Марина ГенриховнаМАДО...

Технологическая карта интегрированного занятия «Дорога в школу» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «А», представленная на конкурс «Творческая гостиная с одарёнными детьми"

Сегодня все большее внимание уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаре...