Картотека комплексов упражнений по развитию движений органов артикуляционного аппарата.
картотека по развитию речи (средняя группа)
Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммплекс №1. | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений.
Комплекс №1.
Направленность: упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, при возможности не реже 2 раз в день, перед зеркалом. Прежде чем начать заниматься с ребенком, взрослому нужно самому отработать упражнения. Комплекс лучше разделить на блоки: начинаем делать 2 ˗ 3 упражнения, переходим к другому блоку не ранее чем через 2 ˗ 3 недели, после успешного выполнения предыдущего. Удержание положения органов артикуляции проводим под счёт от одного до 5˗10.
- Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
«Построить забор»
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы обнажены.
(чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произнести звук «И»)
Методические указания.1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводит так: положить палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
- Вытягивание губ вперёд трубочкой
«Сделать трубочку»
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти ˗ десяти.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Щёки не надувать, не втягивать. 3. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 ˗ 2 см от губ) и взять её губами.
- Чередование положения губ в улыбке и трубочкой
- Спокойное закрывание и открывание рта, губы в положении улыбки
«Язык широкий»
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти ˗ десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
- «Наказать непослушный язык»
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя …». Удерживать язык в покойно положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться.
«Язык узкий»
Сужению языка способствует упражнение «Часики», когда дети при открытом рте делают движение кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом нужно следить, чтобы губы были неподвижны.
- Чередование широкого и узкого языка
Подъём языка за верхние зубы
«Чьи зубы чище?»
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Чередование движений языка вверх и вниз
«Качели»
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 ˗ 6 раз.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование движений органов артикуляционного аппарата
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков...
Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата
Картотека комплекса упражнений для развития органов артикуляционного аппарата...
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...