Формирование движений органов артикуляционного аппарата
методическая разработка по логопедии на тему
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование движений органов артикуляционного аппарата | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование движений органов артикуляционного аппарата
Наиболее распространенными недостатками речи у детей с отклонениями в развитии являются нарушения звукопроизношения. Они могут варьироваться в разной степени сложности. Исправление звукопроизношения носит всегда этапный характер. Обычно различают четыре этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.
Остановимся боле подробно на подготовительном этапе. Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи и т.д.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, необходимых для всех групп звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать его качество, а ребенок ощущать, осознавать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, используя зрительный контроль. После того, как ребенок научиться выполнять движение, зеркало убирают и функции и контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык или губы. Где он находиться, какой он, в каком положении и т.д.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действиями дается название (например, «качели», «маятник», индюк») и подбирается картинка-образ, которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений гимнастики. Название упражнения и картинку заносят в тетрадь ребенка.
Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Он должен уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля. Если у ребенка движение не получается, то можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за зубы с помощью шпателя. Не всегда ребенок точно ощущает, где должен находиться язык. Логопед концом шпателя проводит в этом месте , где должен находиться язык ( например, у бугорков за верхними резцами ).
Взрослый приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий и правильно их называть. Ребенок выполняет чередование движений языка под счет педагога.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимых правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звуков и его правильного произношения в изолированном виде, слогах, словах. Например, для звука «С» опорными являются звуки «И, Ф», для «Ш» -«Т, С», для «Л»- «Т, Ы», для «Р»- «Д, С». Отрабатывая опорные звуки мы добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах. Все это способствует развитию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Некоторые упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики.
- «Забор»- подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
- «Мостик»- выработать нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков.
- «Парус» - подготовка верхнего подъема языка для звуков «р, л».
- «Лопата» - выработать положение широкого языка, что необходимо для постановки шипящих звуков.
- «Лошадка» - выработать тонкие дифференцированные движения языка.
- «Пулемет»- сформировать вибрацию кончика языка для будущего звука «р».
- «Маляр»- растянуть подъязычную уздечку.
- «Фокус» - сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»
Уважаемые родители ни для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кине...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»
ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»...
Картотека комплексов упражнений по развитию движений органов артикуляционного аппарата.
Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой....
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....