КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
консультация по логопедии
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_art_gimnastiki.doc | 994.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
- «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены, зубы сомкнуты.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы
Методические указания.
- следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
- следить, чтобы зубы были сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
- «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Цель: выработать движение губ вперед.
Методические указания:
- следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
- «Заборчик – трубочка» - чередование положений губ в улыбке и трубочкой.
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбке.
- «Блинчик» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
- «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти.
- «Блинчик – иголочка» - чередование движений широкого и узкого языка.
- Чередование движений языка вверх и вниз.
- Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ,
ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (С, С', З, З', Ц)
- «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Методические указания:
- следить, чтобы не надувались щеки, можно придержать их пальцами
- загонять шарик на одном выдохе.
- «Наказать непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Методические указания:
- нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы
- язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
- «Сделать язык широким», «Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Методические указания:
- губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
- следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа
- боковые края языка должны касаться углов рта
- «Почистим зубы» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Методические указания:
- губы неподвижны, находятся в положении улыбки
- двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
- «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук /ф/, сдуть ватку на противоположный край стола.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Методические указания:
- нельзя надувать щеки
- следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
- нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ,
ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Ж, Ч, Щ)
- «Наказать непослушный язычок»
- «Сделать язык широким»
- «Приклей конфетку» - положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый кончик языка положить тоненький кусочек ириски (ватки), приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Методические указания:
- следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть неподвижна.
- рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.
- выполнять упражнение в медленном темпе.
4. «Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Методические указания:
- боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.
- следить, чтобы губы были в положении улыбки.
5. «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх
Методические указания:
- следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть неподвижна
- язык должен быть широким
6. «Гармошка» - выполнить упражнение «грибок», не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка)
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Методические указания:
- следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот
- следить, чтобы язык не отрывался от неба при открывании рта
7. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю вверх.
Методические указания:
- следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя
- нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ (Л, Л')
- «Наказать непослушный язычок» - см. предыдущий комплекс.
- «Пароход гудит» - приоткрыть рот положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится /бл-бл/ (как индюк болмочет).
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Методические указания:
- следить, чтобы язык был широким и не сужался
- чтобы движения были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед
3. «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при присоединении звука /л, л'/ с гласными /а, ы, о, у/
Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы были неподвижными.
- «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами)
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Методические указания:
- упражнения сначала выполнять в медленном темпе, потом быстрее
- нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
- «Беззвучно пощелкать кончиком языка» - ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука / л /
Методические указания:
- Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
- кончик языка не должен загибаться внутрь
- кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ / Р, Р' /
- «Чьи зубы чище?» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх
Методические указания:
- губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
- «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность
Методические указания:
- губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта
- «Загнать мяч в ворота» см. предыдущий комплекс
- «Лошадка» - см. предыдущий комплекс
- «Вкусное варенье» - см. предыдущий комплекс
- «Индюк» - см. предыдущий комплекс
- «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук /д /: д-д-д. Сначала звук \Д \ произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Методические указания:
- рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
- следить, чтобы звук /д / носил характер четкого удара – не был хлюпающим
- кончик языка не должен подворачиваться
- звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:
- Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
- жевательные движения с сомкнутыми губами.
- легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
- «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ:
- «Улыбка» - растягивание губ в улыбке (зубы сжаты)
- «Трубочка» - вытягивание губ вперед
- «Улыбка – трубочка» - чередование движений
- Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам
- Вытягивание нижней губы под верхнюю
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)
- «Болтушка» - движения языком вперед-назад
- «Часики» - движения языком вправо-влево
- «Качели» - движения языком вверх- вниз
- «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
- «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе
- «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед
- «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
- «Грибок» - широкий распластанный язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам
- «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
- «Киска сердится» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам
- «Накажем непослушный язычок»
а) покусывание кончика широкого языка («лопатка»), губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка («лопатка»0 расслабленными губами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»
ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями»...
Картотека комплексов упражнений по развитию движений органов артикуляционного аппарата.
Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой....
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА комплексы для отработки основных движений и положений губ и языка
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА комплексы для отработки основных движений и положений губ и языка...
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....