Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]
учебно-методический материал по логопедии
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Положение органов артикуляции:
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики:
• Артикуляционная гимнастика должна выполняться систематично.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Не забывайте и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, салфетка, чтобы вытирать лицо от скопившихся слюней и обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у родителя.
• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Исходя из этого, и ваше выполнение должно быть эталоном, правильным при выполнении.
• Упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [ш], [ж], [щ]:
1. «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. Удерживать в течение 10 секунд. Повторить 6 раз.
2. «Окно» – из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 10. Повторить 6 раз.
3. «Мост» – из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Повторить 6 раз.
4. «Лопаточка» – из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить широкий, распластанный язык на нижней губе. Удержать под счет до 10. Повторить 6 раз.
5. «Вкусное варенье» – широким языком обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Нижние зубы обнажены, губой не закрывать. Упражнение проводится в течение 10 секунд. Повторить 6 раз.
6. «Лопата копает» – из положения «Лопата» поднять широкий язык немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Выполняем языком имитацию копания, поднимаем язык и убираем в ротовую полость, будто что-то загребли. Упражнение проводится в течение 10 секунд. Повторить 6 раз.
7. «Парус» – широкий кончик языка поднять кверху, но, чтобы не касался нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Кончик языка у нас расслаблен, не упирается за верхние зубы. Губы в улыбке. Нижние зубы обнажены, губой не закрывать. Удерживать в течение 10 секунд. Повторить 6 раз.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении шипящих звуков [ш], [ж], [щ]
В работе по коррекции звукопроизношения выделяют следующие этапы:
• Подготовительный
Правильное произношение звуков будет обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика.
• Постановка звука
• Автоматизация (Закрепление звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, чистоговорках)
• Дифференциация (Если необходима. Различение звуков, например,: звуки л и р.)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений.
Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки активных органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти мягкого нёба, мимической мускулатуры (щёк).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук»
Занятие расчитано на детей 4 - 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят...
Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...
Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Р] и [Рь]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений....
Конспект занятия «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звук» в старшей группе
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). Задачи: 1) Коррекционно – образовательные: • Закрепление ...