Составление рассказа, с использованием антонимов.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Составление детьми рассказа с использоаванием антонимов, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационный момент. Приветствие детей. Разминка.
Дети стоят около своих столов. Воспитатель:
- Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву Я, и букву И ;
- Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня четверг;
- Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.
Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Воспитатель обращает на картинку.
- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:
- Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы, сделанные из пластмассы называются пластмассовые).
- Доска. (Деревянная).
- Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.
- Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.
Воспитатель читает стихотворение про мяч.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
- Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.
- Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…
-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет. Произнесем вместе фразы:
Мальчик бьет в барабан.
Часы бьют.
Фонтан бьет.
А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.
На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.
- На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый. (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).
- Ребята, отгадайте загадку:
Идут, идут
И все тут, тут
Что это? (Часы)
Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.
- Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).
- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Задание «Подбери слова противоположные по смыслу). Волк злой, а белка добрая. Береза высокая, и береза низкая. Дерево весеннее, дерево осеннее.
Динамическая пауза «Снег»
Как на горке (Ставим ладошку под ладошку )
Снег, Снег (Перебираем пальчиками)
И под горкой
Снег, Снег
А под снегом спит медведь, (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)
Тише, тише, не шуметь (Пальчик к губам, шепотом)
- Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы продолжите.
У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. - Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).
Игра «Подумай и покажи противоположное слово».
Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.
Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).
Программное содержание:
- связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;
- словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Составление рассказа с использованием мнемосхемы"
Дорогие коллеги! Мы все, работая в дошкольном учреждении, строго придерживаемся принципов при изучении материала: от простого к сложному и принципа сезонности. Тема составления рассказа о каком - то...
«Зимующие птицы».Составление рассказа с использованием ИКТ ( для детей старшего дошкольного возраста с ОНР).
Составление рассказа, опираясь на картины на слайде. Загадки, физкультминутка, игры на внимание. Привитие любви к птицам и воспитание бережного отношения к ним....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Составление рассказов с использованием антонимов»
Цель:связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы. Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смы...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...
Конспект НОД по о/о «Речевое развитие», раздел: «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»
Программное содержание: Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилаг...
«Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»
Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы...