Конспект НОД по о/о «Речевое развитие», раздел: «Развитие речи». Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Туганова Галина Николаевна
 

 

Программное содержание:

 Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;

Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: коробочка с деревянными, резиновыми, стеклянными, пластмассовыми игрушками и предметами, картинка с изображением двух одинаковых девочек.

Раздаточный: рабочая тетрадь по развитию речи с детьми 6-7 лет О.С.Ушакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

о/о «Речевое развитие»,

раздел: «Развитие речи».

Конспект НОД

Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов с детьми старшего дошкольного возраста»

Разработала: Туганова Г.Н.

С. Новый Порт 2021 г.

Программное содержание:

Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы;

Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: коробочка с деревянными, резиновыми, стеклянными, пластмассовыми игрушками и предметами, картинка с изображением двух одинаковых девочек.

Раздаточный: рабочая тетрадь по развитию речи с детьми 6-7 лет О.С.Ушакова.

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие детей. Разминка.

Дети стоят в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, на столе обнаружила коробочку и даже не знаю кто её принёс. В ней что то находится. Давайте откроем и посмотрим, что же там лежит. (Открываю коробочку и достаю из неё стеклянные, пластмассовые, резиновые, деревянные игрушки и предметы.)

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это игрушки.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются по цвету, форме, размеру.

Воспитатель: Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. А теперь, присаживаемся за стол.

Работа в тетради на страницы 12. (О.С.Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи с детьми 6-7 лет»).

Воспитатель: Откройте страницу 12. Какие картинки изображены на верхней странице?

Дети: неваляшка, пирамидка, ваза, доска, мяч.

Воспитатель: Посмотрите, из какого материала сделаны все эти предметы? Игрушки (неваляшка, пирамидка) Из какого материала они сделаны?

Дети: Из пластмассы. 

Воспитатель: Значит, предметы, сделанные из пластмассы, называются….

Дети: Пластмассовые.

Воспитатель: Доска из какого материала сделана?

Дети: Доска сделана из дерева.

Воспитатель: Значит, предметы, сделанные из дерева, называются…

Дети: Деревянные

Воспитатель: Ваза из какого материала сделана?

Дети: Из стекла

Воспитатель: Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Предметы, сделанные из стекла, называются…стеклянные. 

А теперь обратите внимание на картинку с изображением двух одинаковых девочек. (обращаю внимание на доску, где висит картина). Они одного и того же роста, одинаково одеты, цвет волос и глаз тоже одинаковый. Как мы сможем их различить?

Дети: По именам.

Воспитатель: Правильно, различить можно по именам. И предметы различаются по именам, названиям. А сейчас послушайте внимательно стихотворение:

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Воспитатель: Какое слово, в стихотворении повторяется несколько раз?

Дети: Повторяются слово в стихотворении «бьют», три раза.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательны, когда я читала стихотворение. Что значит слово «мяч»?

Дети: Это игрушка, он круглый.

Воспитатель: Что с ним можно делать?

Дети: Бросать, ловить, кидать, пинать...

Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Что делает мальчик?

Дети: Бьёт в барабан или барабанит. 

Воспитатель: А что можно сказать про часы?

Дети: Они тоже бьют.

Воспитатель: Что делает фонтан?

Дети: Фонтан бьет.

Воспитатель: А сейчас произнесём вместе фразы.

Мальчик бьёт в барабан.

Часы бьют.

Фонтан бьёт.

Проводиться физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Бить в одну точку»?

Дети: Добиваться цели.

Воспитатель: «Бить мимо цели»?

Дети: Не достигать желаемого.

Воспитатель: «Бить в колокол»? Как об этом сказать по другому?

Дети: Звонить в колокол.

На интерактивной доске картинки – Ёжик и Заяц.

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик.

Дети: Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым.

Воспитатель: Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

Дети: Храбрый, отважный, героический, безбоязненный, бравый, бесстрашный.

Воспитатель: А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый.

Дети: Боязливый, пугливый, робкий, осторожный, трепетный, нерешительный.

Воспитатель: Ну а теперь, придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Жили – были два мальчика. Один мальчик всего боялся, а другой был смелый…Какие похожие слова можно подобрать по смыслу мальчику, который всего боялся?

Дети: Трусил, робел, опасался, страшился.

Воспитатель: Какие похожие слова можно подобрать по смыслу мальчику, который был смелый? 

Дети: Отважный, дерзкий, храбрый, геройский, доблестный.

Дети составляют рассказ, придумывают ему название.

Рефлексия. Каждый ребёнок оценивает чей рассказ больше понравился.

И почему? Какие сложности испытывали в составлении рассказа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Возрастная группа: старшая

развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине» Возрастная группа: старшая №2

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине».Цель: составление описательного рассказа по сюжетной картине.Обучающие задачи: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна&raq...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...