Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Планируемые результаты: умеют составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: умеют выделять существенные признаки предметов; подбирают синонимы к прилагательным; оценивают предложения по смыслу и вносят исправления; умеют подбирать одинаковые по смыслу слова, умеют образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.
Вводная часть
Приветствие детей. Разминка.
Дети стоят около своих столов. Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву Я, и букву И ;
Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня четверг;
Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.
Основная часть
Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Воспитатель обращает на картинку.
- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:
Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы, сделанные из пластмассы называются пластмассовые).
Доска. (Деревянная).
Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.
Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.
Воспитатель читает стихотворение про мяч.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
- Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.
- Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…
-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет. Произнесем вместе фразы:
Мальчик бьет в барабан.
Часы бьют.
Фонтан бьет.
А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.
На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.
- На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый. (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).
- Ребята, отгадайте загадку:
Идут, идут
И все тут, тут
Что это? (Часы)
Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.
- Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).
- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Задание «Подбери слова противоположные по смыслу). Волк злой, а белка добрая. Береза высокая, и береза низкая. Дерево весеннее, дерево осеннее.
Динамическая пауза «Снег»
Как на горке (Ставим ладошку под ладошку )
Снег, Снег (Перебираем пальчиками)
И под горкой
Снег, Снег
А под снегом спит медведь, (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)
Тише, тише, не шуметь (Пальчик к губам, шепотом)
- Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы продолжите.
У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. - Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).
Игра «Подумай и покажи противоположное слово».
Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.
Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).
Заключительная часть.
Подведение итогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_s_ispolzovanie_antonimov.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Планируемые результаты: умеют составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: умеют выделять существенные признаки предметов; подбирают синонимы к прилагательным; оценивают предложения по смыслу и вносят исправления; умеют подбирать одинаковые по смыслу слова, умеют образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.
Структура
Вводная часть | Разминка | 2 мин |
Основная часть | Работа в тетради Динамическая пауза «Снег» Игра «Подумай и покажи противоположное слово». рассказ «Наоборот» | 25 мин |
Заключительная часть | Подведение итогов | 3 мин |
Длительность 30 минут
Вводная часть
Приветствие детей. Разминка.
Дети стоят около своих столов. Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву Я, и букву И ;
Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня четверг;
Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.
Основная часть
Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Воспитатель обращает на картинку.
- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:
Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы, сделанные из пластмассы называются пластмассовые).
Доска. (Деревянная).
Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.
Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.
Воспитатель читает стихотворение про мяч.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
- Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.
- Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…
-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет. Произнесем вместе фразы:
Мальчик бьет в барабан.
Часы бьют.
Фонтан бьет.
А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.
На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.
- На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый. (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).
- Ребята, отгадайте загадку:
Идут, идут
И все тут, тут
Что это? (Часы)
Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.
- Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).
- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).
Задание «Подбери слова противоположные по смыслу). Волк злой, а белка добрая. Береза высокая, и береза низкая. Дерево весеннее, дерево осеннее.
Динамическая пауза «Снег»
Как на горке (Ставим ладошку под ладошку )
Снег, Снег (Перебираем пальчиками)
И под горкой
Снег, Снег
А под снегом спит медведь, (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)
Тише, тише, не шуметь (Пальчик к губам, шепотом)
- Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы продолжите.
У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. - Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).
Игра «Подумай и покажи противоположное слово».
Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.
Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).
Заключительная часть.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.
Конспект занятия на тему "Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»
Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...