Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию звукопроизношения и фонематического слуха для детей старшего возраста.
Тема. Дифференциация звуков [с] – [з].
Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков.
Задачи:
- образовательные: учить детей дифференцировать звуки [с] – [з]; упражнять в отчетливом произношении звуков [с] – [з]; называть слова, в которых они слышаться ; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звук, красиво и четко их произносить.
- развивающие: развивать слуховую память, фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.
- воспитательные: учить детей выслушивать ответы друг друга, внимательно слушать инструкцию учителя – логопеда.
Оборудование.
Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки [с] – [з]; светофоры ( белый и черный); фишки- смайлики; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; предметы, в названиях которых есть звуки [с] – [з]; предметные картинки с изображениями посуды, мебели.
Ход занятия.
- Организация начала занятия.
Логопед. Кто из вас вспомнит, какой звук слышится , когда летит комар?
Дети. З-З-З.
Логопед. А когда льется вода?
Дети. С-С-С.
Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.
Логопед. А теперь я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу( хоровые ответы).
Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, [с] – белым, [з] - черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.
- Основная часть занятия.
Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?
Дети. На картинке нарисовано солнце.
Логопед. Какой звук стоит в начале слова?
Дети. Слово начинается со звука «С».
( Игра продолжается с картинкой звезда).
Логопед. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».
(На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)
Логопед. Ребята, назовите, пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками [с].
Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…
Логопед. А теперь слова, которые относятся к мебели.
Дети. Стол, стул, кресло…
Логопед. Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки [з].
Дети. Заяц, поезд, знаки, зеркало, звери…
Физминутка для глаз «Бабочка»
Логопед.Я предлагаю вам встать в круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Логопед. А теперь послушайте внимательно скороговорку. И кто услышит , запомнит и назовет слова со звуком [с], тот получит смайлик.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Логопед. Кто назовет слова? Давайте повторим хором, потом индивидуально.
(По аналогии проводится работа со скороговоркой: «Соня Зине принесла бузины в корзине».)
Логопед. Дети, посмотрите к нам пришел Гномик. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом( хором).
( Гномик появляется и пляшет. Тихо - ложится спать. Медленно - бредет вперевалочку. Быстро - скачет. Грустно - плачет.)
Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».
Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию.
С утра из магазина несла покупку …(Зина).
Заглянула в дверь коза, очень грустные …(глаза).
Для птенцов и для зверят тоже нужен …(детский сад).
Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки [с] – [з].
Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. ( Зонт).
На земле ползает, а к себе не подпускает. ( Змея).
Четыре братца под одной крышей стоят. ( Стол).
Белая скатерть все поле покрыла. ( Снег).
Мягкие лапки, а лапках царапки. ( Кошка).
- Окончание занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Скажите, что вы расскажите сегодня родителям, что вы запомнили?
Дети. Мы повторяли звуки [с] – [з], называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Гномиком; отгадывали загадки ; учили скороговорки; играли в поэтов.
Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки [с] – [з].
Спасибо всем, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...