"Дышим правильно – говорим легко"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Почему мы говорим о пользе речевых игр на дыхание для правильного развития речи? Надо знать, что правильное речевое дыхание является базой для правильного развития речи. Мы знаем, что прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. И чтобы ребёнок чётко и правильно говорил, следует его обучать правильному дыханию.
Из опыта работы мы предлагаем полезные игры на дыхание родителям, которые заинтересованы в развитии речи детей. Эти игры нужно проводить ежедневно от 2 до 6 минут. Перед игрой всегда ставится какая-то задача, цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дышим правильно – говорим легко
Автор: Власова Т.И. учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка»
Почему мы говорим о пользе речевых игр на дыхание для правильного развития речи? Надо знать, что правильное речевое дыхание является базой для правильного развития речи. Мы знаем, что прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. И чтобы ребёнок чётко и правильно говорил, следует его обучать правильному дыханию.
Из опыта работы мы предлагаем полезные игры на дыхание родителям, которые заинтересованы в развитии речи детей. Эти игры нужно проводить ежедневно от 2 до 6 минут. Перед игрой всегда ставится какая-то задача, цель.
В игре «Кораблики» где дети пускают кораблики по воде вводится элемент соревнования, например: - «Мой кораблик направляется в Сочи, твой в Крым». Чей скорее прибудет? и т.п. Это повышает интерес ребёнка к игре.
Детям очень нравится пускать в вазе с водой уточек, спасательные круги из пенопласта, приводить в движение крылья мельницы, раскачивать качели пластмассовые, играть на духовых инструментах(дудочках, губных гармошках и другие) . С каким интересом дети дуют на разноцветных птичек, привязанных к ниточкам. Взрослый спрашивает у ребёнка: Куда полетели птички? какого цвета первая птичка? Последняя? Помоги последней стать первой и т.д.
Вызывает у детей интерес сдувание со стола, с руки снежинок (бумажных), задуть все снежинки в сугроб.
С особым интересом дети дуют на лёгкие разноцветные пёрышки (дуют вверх, не давая им упасть).
Всегда даём советы родителям, чтобы дети чаще надували резиновые игрушки, шарики, учились извлекать звук из свистулек. Привлекаем детей к изготовлению своими руками бумажных самолётиков, а потом дуем на них, и какой из них быстрее прилетит в Москву или другой город.
Игра «Бурлящая вода» - подуть в воду через трубочку (предварительно окрашиваем воду в стаканчиках в разные цвета)
Игра «»Кто спрятался за занавеской» - дуть на тонкую занавеску (игрушка домик), чтобы та открылась и посмотреть, что за ней «спряталось» предварительно поставить за занавеску игрушку.
Игра «Мыльные пузыри» - пускание мыльных пузырей – соревнование: чей пузырь будет летать дольше. Пусть сначала ребёнок выдувает пузыри с помощью коротких и быстрых выдохов. Наблюдайте, как в результате появляются пузыри, которые почти сразу лопаются, теперь пусть попробуют выдувать пузыри с помощью медленного и глубокого выдыха. Чем медленнее ребёнок дышит, тем крупнее будут мыльные пузыри. Пусть ребёнок сосредоточится на том, как пузыри падают на пол, а потом повторить процесс.
Игра «Фонтанчик» - дуем через трубочку, встроенную в игрушку кит и фонтанчик из кита приводится в движение.
Очень увлекает детей игра «Забей гол в ворота» - ворота в форме груши, апельсина, арбуза и др. (делаем мячик из ваты и дуем на ватный мячик, забивая гол в ворота)
Можно коробку из под обуви обклеить зелёной плёнкой, сделать футбольное поле, а по бокам приклеить стаканчики одноразовые - это ворота, в середину поля положить бумажный мячик и забиваем гол через трубочку, кто больше задует голов в ворота.
Игра «Вулканчики» в одноразовые яркие стаканчики вклеиваем оранжевую гофрированную бумагу в форме язычков в середину, говорим ребёнку , что проснулся вулкан нам надо его потушить ( дети дуют на язычки пламени).
Предлагаем несколько игр, целью которых является произносить на одном выдохе согласный звук и слоги:
«Накачаем колесо» Спросите у ребёнка, может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребёнку накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы обеих рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклонятся вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произносить звук[с], плавно и постепенно выдыхая воздух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы ребёнок не перенапрягался во время игры.
«Покажи змею» Предложите ребёнку показать змею, как она ползёт по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспомните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «ТД-ш-ш!. Перед шипением следует набрать в лёгкие как можно больше воздух, а потом шипеть максимально долго. Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения звука [ш].
Предлагаем произносить трижды, на длинном выдохе
1.Ветер воздуха вдохнул.
Разом облако надул.
С-с-с-с.
2. Незабудки увидали,
«Чудо, чудо», - он сказал.
Чу- у-у-у.
3. Зеленеют камыши,
По шуршу в них:
Ш-ш-ш-ш.
4. Раскачаю красный мак!
Ха-ха-ха, вот так, вот так!
Ха-ха-ха-ха.
5. Пошепчу я на ухо
Жёлтому подсолнуху!
Ху-у-у-у.
6.Вместе с солнцем и дождём
В небе радугу зажжём!
«Хи-хи-хи, - смеётся дождь, -
От меня ты не уйдёшь!»
Хи-и-и-и.
Для этих занятий можно использовать иллюстрации, изображающие озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, красный мак, радугу.
Все эти игры на дыхание помогут ребёнку, настроится на положительные эмоции, снимут напряжение, способствуют формированию практических умений. С помощью этих игр у ребёнка увеличивается количество произнесённых слов на выдохе. Повысится эффективность коррекции произношений.
1.Беляевская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Р.Ш. Учим ребёнка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей [Текст] / Под ред. Л.Н. Засориной.– М. ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. [Текст] — М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.«Логопед» для ДОУ. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. – (приложение к журналу «Управление ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»
Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....
Консультация "Дышим правильно - говорим легко".
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз....
Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...
презентация "Дышим правильно - говорим легко"
В презентации раскрыты теоретические аспекты формирования правильного речевого дыхания у детей с заиканием...
Рекомендации для родителей (буклет) "Дышим правильно - говорим легко".
В буклете представленны дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания....
Дышим правильно - говорим легко и красиво!
Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....
Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко».
Дети, страдающие серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти. Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) соп...