Контрольно-учетное занятие по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Устимова Ирина Владимировна

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и авторских; создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость;
  • совершенствовать умения детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Развивающие:

  • Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу;
  • Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев;
  • Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;
  • Формировать зрительную память детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость;
  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuz_.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-учетное занятие

по речевому развитию в старшей группе №11

«Путешествие в страну сказок».

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и авторских; создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость;
  • совершенствовать умения детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Развивающие:

  • Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу;
  • Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев;
  • Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;
  • Формировать зрительную память детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость;
  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Интеграция ОО: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: изготовление дидактических игр «Собери сказку»; заучивание стихотворений; разучивание песни «Бродят сказки»; чтение сказок: «Царевна – лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и козлята», «Колобок», «По - Щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Приключение Буратино», «Три медведя», «Крошечка – Хаврошечка», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три поросенка», «Мойдодыр»; просмотр мультфильмов по сказкам; рассматривание иллюстраций; беседы по теме «Сказки»; экскурсия в библиотеку.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, инсценировка произведения.

Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, карта, пустая карта, записка, конверт с заданиями, мяч, дидактические игры «Собери сказку» («По щучьему велению», «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка»), сундук, раскраски сказочных героев.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель: Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель:  Какие вы знаете сказки? Назовите.

А какие бывают сказки?

Дети: народные, авторские.

Воспитатель:  Ребята, почему сказки называют народными?

Дети: потому что, их сочинил народ.

Воспитатель:  Почему сказки называют авторскими?

Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

Воспитатель:  Дети, как начинаются сказки?

Дети: Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Воспитатель: А как вы думаете где живут сказочные герои?

Дети: В сказочной стране.

Воспитатель: Да, я тоже так думаю, далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок. И может быть в этой стране есть книга сказок, которые мы с вами еще не читали. Хотели бы вы попасть туда и увидеть эту чудесную книгу?

Дети: Да!

Воспитатель: Попасть туда не так-то просто. Ой, ребята, я забыла, у меня есть знакомая фея, которая там живет. Она мне нарисовала дорогу в сказочную страну.

Воспитатель: Давайте присядем и рассмотрим её.

Воспитатель из конверта вынимает и разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист.

Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать? А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.

Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. И не сможете попасть в страну сказок и найти новую чудесную книгу со сказками. Пока не выполните все мои задания. Баба яга!

Воспитатель: А-яй, яй, вот это сюрприз! Ну что, ребята, выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей?

Дети: Нет, не успугаемся.

Воспитатель: Прежде, чем отправимся выполнять задания, давайте вспомним правила:

Лиза. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Злата. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А теперь начнем!

II. Основная часть

Из большого конверта достаю задание

Воспитатель:  1 задание: «Ушки на макушке». В этом задании нужно отгадать загадки, которые нам приготовила Баба-Яга. Загадки эти связаны со сказками.

  • Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

  • На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

  • Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

  • Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

2 задание: «Назови сказку»

Воспитатель: А здесь что? «Назови сказку», вам нужно посмотреть внимательно на экран и сказать название сказки. Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»

Воспитатель: Что это за сказка?

Картинки показаны на экране, дети отгадывают.

– «Красная Шапочка»

– «Приключения Буратино»

– «Три Медведя»

3 задание: игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя»

Воспитатель: А вот и 3 задание. Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.

(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)

Воспитатель: Давайте присядем и посмотрим следующее задание. Называется оно, «Угадай-ка». Нам нужно ответить на вопросы.

Задание 4: «Угадай-ка»

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно на всё ответили. Снова посмотрим в наш конверт и достанем следующее задание. Вот оно.

Задание 5: «Расскажи про сказочного героя».

Воспитатель: Называется оно - «Расскажи про сказочного героя». Вы увидите на экране сказочного героя, и вам нужно назвать из какой он сказки и составить о нем небольшой рассказ.

Слайд 17. Мойдодыр. Этот герой очень любит чистоту и гигиену. Он не любит: грязных, не умытых, не причесанных детей. Если бы было много таких Мойдодыров, то были бы и люди опрятные и улицы чистые.

Слайд 18. Наф-Наф, из трех поросят. Из трех братьев он был самый умный и самый трудолюбивый. Когда его братья Ниф-Ниф и Нуф-Нуф веселились поздней осенью и валялись в луже, он построил крепкий и теплый каменный домик, и спас братьев от волка.

Слайд 19. Мальвина из сказки «Приключение Буратино». Она была очень красивая, у неё кудрявые, голубые волосы. Мальвина умная, жизнерадостная и трудолюбивая. Девочка с голубыми волосами никогда не была одинока, даже живя в лесу она по-доброму общалась с птицами и зверями. У неё всегда были занятия - чтение, рисование, пение.

Воспитатель: Молодцы, у вас получились интересные рассказы. Ой, ребята, кажется, я слышу чьи – то шаги. Вы слышите?

(Появляется Баба – Яга)

Б. Я.: Привет, крошки!

Ох, устали мои ножки,

Долго к вам я собиралась

И красиво наряжалась.

Отскоблила грязь от тела,

Платье лучшее надела,

Вилкой волосы чесала,

Спичкой зубы ковыряла.

Ножниц в доме не нашлось,

Ногти мне обгрызать пришлось.

Вот, на праздник я пришла,

Вам заданья принесла!

Б. Я.: Меня вы узнали, друзья! Да, Баба Яга – это я! (пожимает всем руки).

Б. Я.: Что – то вы засиделись, давайте поиграем.

Разминка «Баба Яга»

В тёмном лесе есть избушка (шагают на месте)

Стоит задом наперёд (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт (грозят другим пальцем)

Нос крючком (показывают пальцем)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая такая (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх)

Игра проводится 2 раза

Б. Я.: Ребята, давайте присядем, я вам кое – что расскажу. У меня есть приятель, Кощей Бессмертный, я у него в гостях была, и мы играли в сказки, и он их все перепутал. Поможете вернуть героев в свои сказки?

Дети: Да.

6 задание: «Что напутал художник в сказке?» (Картинки показаны на экране)

- Старик поймал Колобка.

- Буратино и золотое яичко.

- Коза и 7 цыплят.

Б. Я.: Спасибо вам, ребятки. Помогли мне, теперь все мои друзья снова дома, в своих сказках.

Воспитатель: Баба – Яга мы еще не такое умеем. Про наши любимые сказки мы можем тебе и стихи рассказать и песенку спеть.

Б. Я.: Послушаю, послушаю!

1 ребенок: Дима

У сказки чистая душа, как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец.

В неё мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

2 ребенок: Паша

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

3 ребенок: Галя

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться,

Быть добрее и скоромнее,

Терпеливее, мудрее.

Сказки чаще «проверяйте»

Ежедневно их читайте.

4 ребенок: Ева

Если сказка в дверь стучится

Ты скорей ее впусти.

Потому что сказка - птица:

Чуть спугнешь – и не найти

Только тысячи дорог разбрелись по свету.

Ты посмотришь, а ее

Уж нигде и нету.

5 ребенок: Кирилл

У нее чудес запас

И всегда готово,

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово.

Песня «Бродят сказки»

7 задание: «Сказочное лото»

Б. Я.: Вижу, вижу какие вы ловкие. Но вот это мое задание вы ни за что не выполните. А называется оно - «Сказочное лото».

Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на 3 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказок).

Б. Я.: Змей Горыныч не собрал, Кощей Бессмертный не собрал, и я уверена, и вы не сможете собрать!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Б. Я., что мы всё умеем и со всем справимся.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

Начинаем собирать!

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно выполнили задание. Видишь Б. Я. Наши дети самые смышленые и сообразительные.

Б. Я.: Ну ладно, согласна. Но со следующим заданием вы точно не справитесь и не попадете в сказочную страну! Угадайте какому сказочному герою принадлежит этот предмет?

8 задание: «Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?»

–золотой ключик;

Б. Я.: Да это же от моей избушки!

– Буратино.

– шапочка красного цвета;

Б. Я.: А это мой праздничный головной убор!

– Красной шапочке.

– золотое яичко;

Б. Я.: Из этого яйца я хотела сделать яичницу!

– курочке Рябе.

Б. Я.: Вижу вы сами дорогу найдете, а мне некогда, дела ждут. До свидания! (Уходит)

Воспитатель: Ребята, конверт пуст (показываю), мы выполнили все задания. Нам нужно произнести волшебные слова:

По тропинке в гости к сказкам

Друг за другом мы идем.

Ручеёк мы перепрыгнем,

Ну а лужи обойдем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Вот высокая трава, дружно ноги поднимаем

Мы – раз, два, раз, два.

Вот уже и лес волшебный

Показался нам, вдали.

Сказки, здравствуйте пришли!

Воспитатель: Ой, посмотрите, перед нами сказочная страна, как тут красиво, нас встречают все герои сказок. А это что такое? (открываю сундук) да это же самая знаменитая книга сказок. И здесь еще что – то есть, наверное, подарок от сказочных героев, в группе мы его рассмотрим.

Воспитатель: Ребята, нам нужно поскорее вернуться (смотрю на время). Давайте скажем волшебные слова и очутимся в детском саду.

Лорики, скорики, бумс!

Дети хором повторяют заклинание

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы были? (ответы детей)

Воспитатель: Что мы делали в сказочной стране? (разгадывали загадки, играли в игры, собирали пазлы, нашли книгу сказок)

Воспитатель: Что запомнилось? (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами покинули «Страну сказок», но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.

Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать!

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя!

Они живут повсюду,

И нам они друзья!

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу рассматривать, что нам подарили.

Под весёлую музыку дети отправляются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

Конспект нод по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных и авторских сказках, их героях; обогащение сенсорного опыта, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов.Задачи:-учить детей уз...

Конспект тематической образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Занятие способствует раскрытию творческого потенциала детей, содействовует проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну сказок"....

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе ”Путешествие в страну сказок”.

Образовательные: расширить словарный запас детей, познакомить с бытовой сказкой, дать некоторые представления о композиции сказки;Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, творческие спос...