НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие к зайчику на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи, на котором дети закрепляют знания о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определяют место звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_puteshestvie_k_zaychiku_na_den_rozhdeniya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие к зайчику на день рождения»
НОД по развитию речи в старшей группе.
Подготовила Курдюкова Н.П.
Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.
Задачи:
- Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
- Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.
- Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов.
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа: заучивание пословиц; дидактические игры.
Ход занятия:
- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (открываем письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.
1. Воспитатель: Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы помните, что такие цвета обозначают на занятиях по обучению грамоте?
Дети: Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.
В.: Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке.
Дети называют.
В.: А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.
Д.: Бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.
В. Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
2. В.: Посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть?
Д. Белка.
В. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи по образцу»
Веселый –… весело Веселый - …веселье
Быстрый - …быстро Грустный - …грусть
Громкий - …громко Заботливый - …забота
Звонкий - …звонко Добрый - …доброта
Шумный - …шумно Злой - …зло
Дом - …домок Кот - …котик
Зуб - …зубок Нос – носик
Нос – носок Рот – ротик
Рот - …роток Лом – ломик
Глаз - …глазок Дом - …домик
Ком – …комок Зуб - …зубик
Веселый - …веселиться
Грустный – …грустить
Заботливый - …заботиться
Злой - …злиться
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
В.: Вот какие мы молодцы, опять выполнили задание, идем дальше.
3. В.: Посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
Ёлка: «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
В.: Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?
Д.: сосновые, еловые, швейные, медицинские. Есть иголки у ежа, дикобраза.
В.: А какие ножки вы знаете?
Д.: есть ножки у стола, стула, кресла. Есть у детей. А ещё есть куриная ножка.
В.: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4. В.: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
В.: Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» (иллюстрации)
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
В.: Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
5. В.: Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик (какой?) – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик (что делает?) – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика (какое?) - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения (что делают?)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
В.: Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
6. В.: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. Д.: Да!
В.: Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
Как называется посуда для хлеба?
Д.: Хлебница.
В.: Для сахара?
Д.: Cахарница.
В.: Для конфет?
Д.: Конфетница.
В.: Для салата?
Д.: Салатница.
В.: Для салфеток?
Д.: Салфетница.
В.: Для масла?
Д.: Масленка.
В.: Для соли?
Д.: Солонка.
В.: Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
В.: А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
Проводится чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». .
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию во второй младшей группе .«День рождение Оли». ....
Конспект занятий по развитию речи и культуре общения в средней группе. День рождение пчелки.
В этическом воспитании детям показывается эффективность доброжелательного , културного общения и поведения , воспитание желания быть добрым , отзывчивым , вежливым;В речевом воспитан...
НОД по развитию речи во второй младшей группе "У Кати день рождения"
Задачи:· учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках;· учить пользоваться словами, обознач...
Методическая разработка по развитию речи в первой младшей группе "У Мишки день рождения"
методическая разработка по развитию речи...
Конспект образовательной деятельность по восприятию художественной литературы с детьми старшей группы образовательная область «Развитие речи» Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой «День рождение старой ели»
Познакомить детей со сказкой Натальи Абрамцевой "День рождение старой ели"...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе на тему: «День рождения овечки Лизы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе на тему: «...
Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 группе раннего возраста "Мишкин день рождения"
Представлен конспект итогового занятия с детьми 2-3 лет. Оно включает в себя развитие речи, классификацию предметов поввеличине, цвету и закрепление знаний частей тела....