Проект по развитию речи "В мире сказок"
проект по развитию речи (старшая группа)
Познавательное развитие через художественное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 59.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«В МИРЕ СКАЗОК»
Воспитатель: Субханкуллова Зифа Вахитовна
г. Москва, школа №2010
Тема проекта: Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
Тип проекта: информационно-творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Цель:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
-возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи:
для детей:
Коррекционно-образовательные:
• расширить представление детей о сказке и народном фольклоре .
• формировать умение детей рассуждать и делать выводы
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
• развивать коммуникативные навыки общения .
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитывать культуру речи.
для родителей:
• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Ожидаемый результат
- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- Появление познавательного интереса к сказке и русскому фольклору.
- Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
- Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
- Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
- Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Актуальность темы.
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Детская сказка всегда дает надежду ,что все будет хорошо.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки» .Театрализация сказки «Снегурочка».
Продукт проекта: Книга авторских сказок
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Путешествие со сказкой»
Социально-коммуникативное развитие | Беседа о роли сказки в жизни человека о бережном отношении к книге, театральным атрибутам. Дидактические игры: «Отгадай название сказки» «Соберем сказку» Игры с пальчиковым театром, «Настольным» театром. «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?» «Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника» Развивающие игры «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки». Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы? С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье», «Мастерская по изготовлению кукол» |
Познавательное развитие | Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок. Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации. Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой" Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам ООД по ФЦКМ «Мир театра », Посещение библиотеки и «музея «Сказок». |
Речевое развитие | Пополнение словарного запаса детей старинными словами, их значением ,названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол. Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки. Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице. Придумывание авторской сказки Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм. ООД по сказкам «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» ООД по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов. Пересказ разных сказок. |
Театрализованная деятельность | Спектакль «Снегурочка», Кукольный спектакль «Заюшкина избушка». |
Художественно-эстетическое развитие Рисование | Знакомство с иллюстрациями к сказкам И.Я. Билибина и В.М. Васнецова. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа. ООД «Мой любимый сказочный герой». ООД «Снегурочка». Создание альбома с авторскими сказками. |
Аппликация | ООД «Платье для Аленушки». ООД «Сказочный терем». |
Работа с родителями | Консультация «Знакомство со сказками». «Роль сказки в развитии речи детей» «Приемы обучения детей рассказыванию» Совместное с детьми изготовление костюмов для спектакля «Снегурочка» |
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (выявление проблемы , анализ имеющихся педагогических ресурсов определение направлений деятельности)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1.Предварительные беседы по теме
2.Начальный мониторинг
3.Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
4.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
5.Оформление уголка «В гостях у сказки».
Педагогические ресурсы
- Вопросы мониторинга
- Анализ результатов мониторинга
- Интернет-ресурсы, методические пособия
- Русские народные пословицы, поговорки, загадки
- Книги русских народных сказок, музыкальные сборники
- Разные виды театров :кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,
- Оформление уголка для родителей по сказкам.
Задачи:
1.Изучить и выявить проблемы в представлении детей о сказках
2.Изучить состояние связной речи детей.
3. Спланировать деятельность во время проекта
4. Подобрать материалы для работы над проектом
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.Ознакомление с темой проекта
2.Консультирование родителей по теме проекта
3.Обсуждение с родителями выбор форм и методов реализации проекта
4.Привлечение родителей к созданию костюмов для театрализации
Педагогические ресурсы
Задачи
1.Развивать педагогическую инициативу родителей
2. Повышать компетентность родителей в сфере развития речи детей
3. Развивать интерес к жизни детей в детском саду
4. Привлечь родителей к совместному с детьми творчеству.
Основной этап (содержание коррекционно-образовательной работы по освоению в рамках проекта)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагогические ресурсы
1.ООД по ФЦКМ на тему «Мир театра»
2.Беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука»
Цель:
- Расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
- Заинтересовать детей в театральном творчестве
- Закрепить умение детей разыгрывать сценки знакомой сказки, умение
- передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику, жест, интонацию.
- Совершенствовать речевое общение детей.
- Развивать игровое воображение.
- Работать над координацией движений; над выразительностью, темпом речи и силой голоса.
- Воспитать дружеские взаимоотношения, умение играть рядом.
- Воспитать навыки культурного поведения.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира. Эта страна называется «Театр».
Только отправляться в это волшебное путешествие нужно с хорошим настроением, иначе вы не сможете преодолеть на пути все препятствия, но, преодолев их, вы узнаете много нового, станете выразительнее, увереннее в себе.
Скажите, вы знаете, что такое «театр»? (ответы детей)
А что происходит в театре? Что мы можем там увидеть? (ответы)
Значит, театр - это место, где показывают представление.
Театральное искусство зародилось очень давно, ещё в древней Греции. Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных героев на сцене. Актёры выходили из постройки, которая называлась «скена». От «скены» произошло современное слово «сцена» (показ наглядного рисунка, на котором изображён вид древнегреческого театра).
А кто из вас был в театре? Какие спектакли смотрели? (ответы детей)
Ребята, театр - это один из видов искусства. Но он в свою очередь состоит из множества других видов искусства. Как вы думаете, каких?
Вы затрудняетесь ответить? Тогда я вам помогу…(Рассматривание макета сцены)
Сейчас занавес закрыт, но когда начинается спектакль, то занавес открывается. (Воспитатель открывает занавес, и на макете стоят фигурки людей, животных)
Открывается занавес, и что вы видите? Кроме нескольких фигурок на сцене ничего нет. Вам понятно, о чём будет спектакль, где будет происходить действие, кто эти герои? Конечно же, нет. А если оформить вот так задний план макета - изображение леса, избушка…
Сейчас можно догадаться, где будет происходить действие? Где? (ответы детей)
Значит, в театре присутствует такой вид искусства, который называется изобразительным (декорации).
А если звучит вот такая музыка (весёлая, озорная), то вы можете определить какой спектакль, весёлый или грустный? Какой же? (Ответы детей).
Правильно, весёлый! Значит, в театре ещё присутствует такой вид искусства, как музыка.
Есть такая в театре профессия-гримёр (нарисует на лице актёру морщины, наденет парик с лысиной, приклеит бороду…) Какой это будет персонаж? (ответы детей) Правильно, дедушка!
Ребята, а как вы думаете, кто для спектакля рисует декорацию и эскизы для костюмов? (Художник)
Кто сочиняет музыку? (Композитор)
Кто шьёт костюмы? (Швея)
Кто выдаёт костюмы актёрам? ( Костюмер)
Кто готовит танцы с актёрами? (Хореограф)
Так значит, чтобы поставить спектакль, необходимо задействовать много людей. Все эти люди работают над созданием спектаклей, но работу всех этих людей нужно объединить. Кто знает, может быть слышал, кто же занимается всем этим? Кто репетирует с актёрами, кто указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику - какие должны быть декорации?
Конечно же это… режиссёр.
Есть ещё не менее важные в театре профессии, без которых мы с вами не смогли бы попасть на представление. Что это за профессии? (ответы детей)
Молодцы! Конечно же, это кассир. Прежде чем зайти в зал на спектакль, мы должны купить билет.
Гардеробщик — мы сдаём в гардероб одежду.
А кто у нас проверит билет и подскажет, где наш ряд и место? Совершенно верно, это контролёр. (в обиходе принято называть: билетёр или капельдинер)
Ребята, мы поговорили о многих театральных профессиях, а вы можете мне сказать, какая же профессия в театре самая главная?
Затрудняетесь? Тогда слушайте загадку:
Он по сцене ходит, скачет,
То смеётся он, то плачет!
Хоть кого изобразит…
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии….. (актёр)
Конечно же, это актёр. Актёрам приходится играть различные роли: людей, животных и даже неодушевлённые предметы.
Ребята, а вы хотели бы сейчас попробовать изобразить кого-то или что-то?
Давайте попробуем! Но для начала мы с вами поиграем в одну игру, которая развивает внимание, называется она: «Нос, пол, потолок» Я буду называть предметы и показывать на эти предметы, затем я усложню задачу: не буду показывать на то, что буду называть. Ваша задача: показать на то, что слышите, а не видите. Понятно? (Проводится игра)
( У воспитателя в руках игрушка «Неваляшка»)
Скажите, что это за игрушка и как она называется? (ответы детей)
А почему её так назвали? (ответы детей)
Правильно, потому что она качается из стороны в сторону и не может упасть. Попробуйте её изобразить (дети изображают неваляшку) Молодцы! Когда вы изображали эту игрушку, ваши мышцы были напряжены. А теперь попробуйте расслабиться и изобразить летящего лебедя, у лебедя движения плавные.
Ответьте мне, с помощью чего вы смогли изобразить неваляшку и лебедя? (ответы детей)
Конечно же, с помощью своего тела, его мышц. А голос актёру нужен? (ответы)
Да, голос для актёра очень важен, он должен быть сильным и с хорошей дикцией. Значит, актёру нужно тренировать гибкость своего тела, отрабатывать силу голоса, правильность произношения, выразительность, всё это важно для его работы.
Мы сегодня многое узнали, потренировались в актёрском мастерстве, а теперь можно переходить к постановке сказки.
Какую сегодня сказку будем ставить, догадайтесь из этой загадки:
В этой сказке дедка есть,
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
мышка, пёсик Жучка (Дети называют сказку )
Молодцы, ребята! А теперь скажите мне: кто за кем приходит на помощь дедушке тянуть репку?
О чём эта сказка? Почему деду не удалось вытянуть репку? (ответы)
Давайте инсценируем эту сказку!
(Показ детьми сказки «Репка» по ролям, с использованием плоскостного театра)
Ребята, почему всем удалось вытянуть такую большую репку? (Ответы детей)
Правильно, потому что они помогли друг другу. Действовали сообща. Так значит эта сказка о чём? (ответы детей)
Конечно же, о дружной работе, о взаимопомощи, об уважении друг к другу.
А теперь, я предлагаю вам встать в круг. Я буду называть вам героев этой сказки, а вы попробуйте передать характер этих героев через движения и походку. Итак, я начинаю: Физкультминутка «Репка»
(Дети изображают героев сказки)
В сказке «Репка» дедка есть,
бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
мышка, пёсик Жучка.
Дедка репку посадил
долго он её растил
Выросла какая? Большая-пребольшая!
Молодцы! Сейчас, на правах режиссёра, я каждому дам задание
Кто-то из вас будет играть роли, кто-то будет костюмером, гримёром, музыкантом…(распределение обязанностей)
Итак, все актёры подходите к костюмеру - он вас оденет,
К гримёру - он вас загримирует
Музыкант озвучит сказку с помощью какого-либо инструмента, например, бубна.
Итак, сказка начинается (Воспитатель за автора, а дети исполняют роли, воспитатель по ходу корректирует игру детей)
Молодцы! Славно потрудились, а теперь давайте сядем на стульчики и подведём итог занятия.
Что же такое театр?
Где зародилось театральное искусство?
Кто работает над созданием спектакля?
А кто главный в театре?
Кто такой режиссёр? Кто такой актёр? (Ответы детей)
Правильно ребята, скажите, вам понравилось путешествие по волшебной стране «Театр»?
Хотели бы вы заниматься театральным творчеством, участвовать в создании спектакля, играть на сцене для зрителей (Ответы детей)
Вы на занятии сегодня приложили всё своё терпение и труд, что очень важно для актёра, а мы вас вознаграждаем за это аплодисментами!
Подведение итогов:
Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.
3. Беседа «Моя любимая книга»
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.
Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А. Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.
Ход беседы
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? «Лисичка со скалочкой»? Да, это сказка о животных. В ней нет волшебных предметов, волшебных помощников и превращений. А вот русскую народную сказку «Царевна - лягушка» можно назвать волшебной сказкой. Почему?
- Еще есть сказки без начала и конца, которые называют докучными. Их название происходит от слова «докучать» - надоедать, наскучить. Хотя они и надоедливые, но невероятно смешные. Например, «Сказка про мочало? ». Мочало – это вымоченная кора молодой липы, из которой изготавливались мочалки для мытья. Кто знает сказку про мочало? Послушайте эту докучную сказку: «Жил - был царь, у царя был двор, на дворе стоял столб, на столбе висело мочало. Мочало качало- качало… Не начать ли нам сказку с начала? Жил – был царь… »
Вот такую смешную сказку рассказывали давным-давно бабушки своим внукам. Те, став взрослыми, стали рассказывать ее своим детям. Никто не знает, кто сочинил эту сказку, поэтому и называют ее «народная докучная сказка». А вот докучную сказку «Бесконечные песенки» сочинила известный автор стихов для детей. Послушайте авторскую докучную сказку Елены Александровны Благининой:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Селезень – в кафтане,
Утка – в сарафане.
Все по лавкам сели. Сели и запели:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли.
- Если в докучных сказках нет начала и конца, то во всех других сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.
В ходе рассматривания книг воспитатель цитирует наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказок.
- Кроме зачина в сказке может быть присказка – веселое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление. Находится при сказке, перед сказкой рассказывается. Одна и та же присказка может быть у разных сказок:
«Летала сова – веселая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала – летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела…Это присказка, а сказка вся впереди».
- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».
- Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок).
Воспитатель предлагает навести порядок в книжном уголке, отобрать книги для детей средней группы.
4. Беседа с детьми: «Где живут книги» Посещение школьной библиотеки.
Описание: знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в библиотеке.
Цель: воспитать любовь и бережное отношение к книге.
Ход работы:
Ребята, давайте поговорим о книге. Как вы думаете, что такое книга? (ответы детей)
Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали книги из коры берёзы-бересты, потом из пергамента - это тонкая кожа животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.
С ними бережно обращались. Чтобы изготовить одну книгу, надо было приложить много труда, сил, их передавали из поколение в поколения, украшали обложки книг драгоценными камнями, позолотой.
А расскажите, о чём же нам может рассказать книга? (ответы детей)
Если читать книги, то можно о многом узнать. Она открывает огромный волшебный мир. Знакомит с историей, былиной, пословицами, поговоркой, радует своими сказками, учит задумываться над стихами, рассказами. Книга – это мудрость народа.
Ребята, а где вы дома храните свои книги? (ответы детей). Да, дома мы храним свои любимые, интересные книги на полках, в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень, очень много. Где же нам их сохранить? (ответы детей).
Для большого количества книг в каждом городе есть специальный дом, который называется библиотека. Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке? Что же это такое библиотека?
Библиотека это место где храниться очень много книг. Они аккуратно стоят на полках, но они не просто стоят на полках для красоты, но их ещё дают читать домой. Человек, который пришел в библиотеку называется читатель.
Для человека кто хочет читать книги из библиотеки, заводят специальный документ-формуляр, где записывают фамилию, имя, адрес читателя, число, когда взяли книгу из библиотеки и когда нужно её вернуть обратно.
Как вы думаете, для чего заполняют формуляр? (ответы детей) Чтобы читатель не забывал когда надо вернуть книгу в библиотеку, что он взял её только на время почитать.
Скажите, а кто работает в библиотеке? Как называется эта профессия? (ответы детей)
Человек, который работает в библиотеке и помогает найти интересную книгу, называется библиотекарь.
В библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу забрав ее, домой на время. Этот зал называется абонемент. А другой читальный. Как вы думаете почему? (ответы детей).
В читальном зале можно читать книгу не забирая её домой.
Библиотека это общественное место, где может находиться много любителей почитать - читателей. Поэтому в зале библиотеке надо соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие это правила? (ответы детей) Давайте я вас с ними познакомлю: в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг. Книги любят бережное отношение.
В библиотеку приходят читать много разных людей и поэтому нужно стараться соблюдать правила, чтобы после чтения книга осталась аккуратной чистой, чтобы её было приятно брать в руки следующему читателю. Если к книге бережно относиться, то она может поведать свою историю многим любителям чтения. И основное правило в библиотеке, которое должен знать каждый читатель: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.
Ребята, а если случайно вы увидели книжку с порванной страницей, как вы думаете, как ей помочь? (ответы детей).
В конце нашей беседы я хочу вам пожелать: больше любить книги, быть им верными друзьями, беречь их и книги откроют вам свои секреты, истории, тайны. И знайте, что двери библиотеки открыты для всех любителей книг.
Дидактические игры: «Отгадай название сказки»
«Соберем сказку»(разрезные картинки)
Игры с пальчиковым театром, «настольным» театром.
«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?»
«Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника» «Отгадай название сказки».
Цель игр: Закрепить знание и значение содержания сказок. Развивать, память, воображение, мышление и речь.
5.Презентация «Иллюстрации художников И.Я. Билибина В.М. Васнецова к русским народным сказкам»
Цель: познакомить детей с известными художниками –иллюстраторами, накапливать у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Задачи
формировать начальные представления о театре
расширять представления о сказках
формировать бережное отношение к книгам
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Педагогические ресурсы
- Мультфильмы «Царевна-лягушка», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «По – щучьему велению».
- Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Цели: формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни; учить согласовывать свои действия с другими «артистами», развивать умение детей разыгрывать спектакли по знакомым сказкам; продолжать развивать умения выразительно передавать в речи образы героев сказки, развивать игровую деятельность детей, расширять социальный опыт детей
Развивать умения действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил игры, взаимодействовать со взрослыми
- Сюжетно-ролевая игра « Библиотека».
Цель: повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
- Проблемные ситуации что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы?
Цель: учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений, самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.
Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ, развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.
- Игровое упражнение: «Покажем сказку куклам»
Цель: совершенствовать художественно- исполнительские навыки детей (эмоциональность исполнения, естественность поведения), умение «вести» своего героя. Развивать творческие способности детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
- Игра «Слова наоборот» (гадкий - прекрасный, доверие- недоверие, глупый - умный, впустить- прогнать, смелость- трусость) Цель: учить подбирать антонимы.
- Показ кукольного театра «Заюшкина избушка»
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь
- Чтение сказок «Снегурочка» «Гуси-лебеди»,» Крылатый, мохнатый да масляный», «Крылатый, мохнатый да масляный» «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол» -
Цель: Обогащать словарь детей, развивать звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи, грамматический строй речи. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
- Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (о животных) с элементами драматизации и использованием предметов посуды. Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту, составлять сказку используя мини-сценки. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать предметный и глагольный словарь.
- Игра «Кто из героев сказал эти слова?»
Цель: развивать память, умение грамматически правильно строить свои высказывания.
- Составление творческих рассказов: «Придумай окончание к сказке».
Цель: учиться чувствовать и понимать характер образов произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.
- Драматизация сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка»
Цель: развивать умение действовать по сюжету, вести диалог; развивать воображение,
- Игра «Один и много»
Цель: Упражняться в названии предметов в ед. и мн. числе (яблоня - яблочки, пирожок - пирожки, река- речка и др.)
- Актерский тренинг: дыхательная гимнастика «Часики», «Трубач», артикуляционная гимнастика «Рожицы».
- Рассказывание сказок собственного сочинения
Цель: развивать связную речь, творческое воображение.
- ООД «Полянка сказок»
Цель:
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
- Развивать мышление, память, воображение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Пальчиковая гимнастика: «Будем сказки называть, будем пальчики считать» Цель: развивать мелкую моторику пальцев, речь, внимание.
Алёнка-маленка
Шустра, быстра:
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
(загибают пальчики по одному)
Везде поспела.
В охотку ей дело.
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
«Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку – на донышке.
(показывают, как доят корову)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
(делают «мордочки» из пальчиков)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
*********
- Русская народная подвижная игра: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».
Цель: Учить детей чётко проговаривать слова, реагировать на сигнал воспитателя. Развивать внимание, координацию движений. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
1.ООД на тему «Сказочный терем»
2ООД на тему « Снегурочка»
3.ООД на тему «Сестрица Аленушка»
4.ООД на тему «Моя любимый сказочный герой»
5.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного
сочинения.
6.Прослушивание музыки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Участие в организации выставки «Русские народные сказки»
- Индивидуальные и групповые консультации, оформление стенда
- Сочинение авторской сказки
- Создание атрибутов к спектаклю
- Совместное чтение сказок разных жанров.
- Совместный просмотр дома с детьми русских народных сказок, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
- Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном.
Задачи:
- Укреплять детско-родительские отношения и интересы
- Привлечь родителей к совместному творчеству
- Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Итоговый этап
- Итоговое мероприятие
театрализация сказки «Снегурочка»
Цель: актуализация знаний и умений детей, полученных в ходе реализации проекта.
2. Создание «Книги авторских сказок»
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
-сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки спектакля «Снегурочка»
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля «Снегурочка»
Обеспечение:
Методическое:
1.Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «Сфера», 2006г.
2.Русские народные сказки.
4.Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
5.Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
6.Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
8.Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е.Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
9.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Материально – техническое:
1.Аудиозаписи, презентации
2.Театральные куклы.
3.Художественная литература.
4.Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
5. Настольно-печатные игры и дидактические игры;
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм; к играм – драматизациям;
7. Картины для рассматривания и иллюстрации;
8. CD, DVD, ИКТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию речи на основе авторских сказок В. Сутеева
Предлагаю вам поэтапное распределение работы по развитию речи на основе сказок В. Сутеева...
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....
Долгосрочный проект по развитию речи "Мир сказок"
Презентация проекта для средней группы по развитию речи "Мир сказок"...
Мини - проект по развитию речи «Мир сказок»
Цель проекта: Приобщать детей к чтению сказок.Знакомить с различными видами театра Задачи для детей:1. Развивать у детей умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь нап...
Проект по развитию речи в старшей группе "По страницам сказок Корнея Чуковского"
Цель проекта:Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского....
Проект по развитию речи для детей с задержкой психического развития " По страницам сказок".
laquo;Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души» В. Сухомлинский. Сказ...
Проект по развитию речи «В мире сказок» Группа компенсирующей направленности
Проект по развитию речи «В мире сказок» Группа компенсирующей направленности...