проект :"Небылицы"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
познавательный проект для старшего дошкольного возраста ТЕМА :"Небылицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nebylitsy.docx | 791.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект
для дошкольников старшего возраста
Тема: «Мир небылиц»
Воспитатель: Семенцова О.А.
с. Солдато-Александровское
2019-2020 г.
Проект «Мир небылиц»
Если мы хотим научить думать, то,
прежде всего, мы должны научить
придумывать.
Дж. Родари
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь2019г -февраль 2020 г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность.
Фантазию, воображение, надо развивать с детства. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевёртышей и путаниц огромна. Когда всё идёт привычным, заведённым порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что – то необыкновенное, невозможное, сразу появляются вопросы: «Что это такое? Может ли такое быть? А если не может быть, то почему не может? А если может быть, то почему может? И как это с начало показалось, что не может быть?» Вы не успели ещё прочесть весёлое стихотворение ребёнку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду. И ребёнок начинает смеяться. Потому что он знает, в чём суть этого беспорядка, и радуется своему знанию. Это – интеллектуальная радость. Недаром ещё древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных. Небылица, нелепица – это «литературный жанр, связанный с художественным приёмом заострённо – комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». Истоки этого жанра находятся в народном фольклоре. Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.
Цель: формировать представление детей о потешном фольклоре (небылицах). Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, желание узнать все о русском народе.
Задачи:
- Познакомить детей с небылицами, развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления небылиц.
- Активизировать речь детей, учить самостоятельно, придумывать небылицы, развивать воображение и фантазию.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Принципы:
- Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
- Принцип природосообразности – учитывается возраст детей и их интересы.
Предполагаемые результаты:
- Развитие у детей фантазии и воображения, слухового внимания при прослушивании произведений с элементами комедии, юмора.
- Развитие способности у детей понимать юмор и самостоятельно составлять короткие небылицы, нелепицы;
- Создание библиотеки, картотеки дидактического материала по теме «Небылицы»
l этап – организационно – подготовительный:
- подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта;
- пополнение предметно – развивающей среды (беседы, дидактические игры, подбор литературы, составление картотеки нелепых картинок).
ll этап – рефлексивно – диагностический:
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта (тест «Небылицы»);
- работа педагога с детьми (беседы, чтение художественной литературы, игры, рисование противоречий, сочинение коротких небылиц, нелепиц);
- работа с родителями (выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает»)
lll этап – практический:
- реализация проекта через взаимодействие с коллегой и родителями;
- обобщение и распространение опыта;
lV этап – заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
Перспективный план мероприятий.
дата | содержание | цель |
декабрь | Оформление выставки детских книг «Мир наоборот» (художественные книги с небылицами) | Привлечь внимание детей к литературному жанру «Небылицы» |
Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах» | Предоставить детям наглядный пример небылиц | |
Тест «Небылицы» на начало проекта | Оценить элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира | |
Дидактическая игра «Небылицы и перевёртыши из жизни» | Развивать у детей умение составлять или вспоминать нелепицы, которые с ними происходили | |
январь | Чтение книги «Всё наоборот» | Продолжать знакомить детей с небылицами |
Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Ситуации» | Развивать у детей умение составлять и узнавать нелепые ситуации | |
Рисование противоречий | Уметь отражать в рисунке нелепые ситуации | |
Составление картотеки нелепых картинок | Подбор наглядного материала по теме проекта | |
Составление книги небылиц | Подбор литературного материала по теме проекта | |
февраль | Чтение книги «Всё наоборот» | Продолжать знакомить детей с небылицами |
Дидактические игры «Что не так?», «Путаница», «Противоположности» | Продолжать развивать умение у детей узнавать нелепицы и небылицами | |
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает» | Привлечь родителей к участию в выставке | |
Разучивание стихотворений-небылиц | Привлечь и заинтересовать детей участвовать в мини-концерте | |
Тест «Небылицы» на конец проекта | Оценить элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира | |
Выразительное чтение небылиц для детей подготовительной группы | Поделиться опытом и познакомить детей подготовительной группы с литературным жанром «Небылицы» |
Библиографический список:
- ООП ДО «От рождения до школы», М. «Мозаика – синтез» 2015.
- Интернет – ресурсы.
- «Всё наоборот». Составитель Г.М.Кружков, Москва «Просвещение» 1993.
- «От двух до пяти» К.И.Чуковский, Минск «Народная асвета» 1983.
- «Чурилило». Г.Сапгир, М. «Детская литература» 1991.
- «Путаница». К.И.Чуковский, М. «Стрекоза – Пресс» 2003.
- «На Буяне, славном острове», (сборник русского фольклора), М. «Детская литература» 1999.
- «Детский сад. Всё для воспитателя». Журнал №8, М. ООО «Основа» 2015.
Приложение
ТЕСТ “НЕБЫЛИЦЫ”
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Картинка к тесту «Небылицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
- 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время
(3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
- 8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
- 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
- 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
- 2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
- 0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Результаты тестирования показали:
- на начало проекта (декабрь)
10 баллов – очень высокий уровень развития - человека;
8- 9 баллов – высокий уровень развития – 8 человек;
4 – 7 баллов – средний уровень развития – 4 человека
- на конец проекта (февраль)
10 баллов – очень высокий уровень развития - 12 человека;
8- 9 баллов – высокий уровень развития – 3 человек;
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА НЕБЫЛИЦАХ.
- Небылицы и перевёртыши из жизни
Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»…Так, может появиться история – небылица или рифмованное стихотворение – нелепица.
- Ситуации
Взрослый предлагает определённую ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше предлагать поочерёдно реальные и нереальные ситуации.
- Картотека
Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе – медведь, в берлоге – кошка, в будке – собака и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована, правда, а на какой вымысел.
- Противоположности
По очереди с ребёнком придумывайте одно – два предложения, о каких – либо событиях - реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположенное, с нереальным событием. Или наоборот.
- Бывает – не бывает
Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.
- Игра «Путаница»Воспитатель читает
СТИХОТВОРЕНИЕ ФР. ГАЛАСА «МИР НАОБОРОТ».
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло,
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «Что?», а он – на вопрос «Что делает?». Если вы организуете игру с группой детей, то их можно объединить в две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например, кот спит, крокодил поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?
Вариант №2. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «Сыр лежит на полке». Перевёртыш – «Полка лежит на сыре» и т. д.
- Что не так
Воспитатель с ребёнком определяют тему рисунка. Например, «Зима». Выполняют тематический рисунок, потом рассказывают, что же на рисунке не так, как в жизни.
- Рисование противоречий
Воспитатель читает любое произведение. После прочтения воспитатель предлагает детям нарисовать, противоречия и нелепицы, которые они запомнили.
Подбор литературного материала по теме «Небылицы»
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из – под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.
-
Дело было в январе,
Первого апреля.
Жарко было во дворе,
Мы окоченели.
-
По железному мосту,
Сделанном из досок,
Шёл высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет,
Только сын да дочка.
-
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает.
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
-
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
-
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
-
Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
-
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
( З. Александрова )
-
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га- га – га!» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
( Л. Станичев)
-
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
Копилка
Воспитатель спрашивает: «Ребята, вспомните название игры, в которую мы играли вчера. Руслан Т.«Наседка и кореш».
На вопрос: «Где живёт свинья?», Ваня М. Ответил: «Она живёт, где много грязи».
Небылица (сочинили дети)
На юге жил - северный олень.
На его рогах рыбы свили гнёзда,
Вылетая, из гнезда, говорили: «куд-ку-да».
Небылица (от семьи Зайцева Егора, 6 лет)
Лошадь сидит на диване,
Ёжик купается в ванне.
Чай всем готовит Мишка- медведь,
И созывает за стол посидеть.
(от семьи Борозенец Максима, 6 лет)
Иду я в садик поутру, а мимо едет кенгуру.
Но не на машине, а на огромной льдине.
Вместо хвостика – усы удивительной красы!
Впереди в кармашке - полосатые барашки.
Помахали мне в след,
Передали всем привет!
Вы не верите, а жаль.
Тогда раньше меня в садик прибегай!
( От семьи Литвиновой Евы 6 лет)
Живо дайте мне ответ
Это правда или нет!
Повар играет в шахматы,
А зайцы жарят картошку.
Живо дайте мне ответ
Это правда или нет!
Слон за рулём,
А кошка читает альбом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "НЕБЫЛИЦЫ"
ПРОЕКТ"НЕБЫЛИЦЫ" в детском саду...
Проект "Небылицы. Нелепицы. Перевертыши."
Среднесрочный проект для детей подготовительной группы...
ПРОЕКТ "НЕБЫЛИЦЫ"
Проект "Небылицы"...
Методическая разработка: Технологическая карта ООД по развитию речи "Небылицы, небылицы..."
Небылицы - это небольшие стишки или песенки, в которых "всё поставлено с ног на голову". В них нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями. С их помощью дети учатся...
Проект "Небылица. Так бывает или нет?"
Цель:Знакомство с жанрами устного народного творчества.Задачи:Образовательные задачи:- Познакомить детей с небылицами;- Научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью;- Активизир...
Проект "Небылицы, нелепицы, перевертыши
Несмотря на то, что нелепицы состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц находить различия между правдой и вымыслом, находить существу...
Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"
Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"...