проект :"Небылицы"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Семенцова Ольга Анатольевна

познавательный проект для старшего дошкольного возраста ТЕМА :"Небылицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nebylitsy.docx791.26 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

для дошкольников старшего возраста

Тема: «Мир небылиц»

Воспитатель: Семенцова О.А.E:\1.jpg

с. Солдато-Александровское

2019-2020 г.

Проект «Мир небылиц»

                                                                                           Если мы хотим научить думать, то,

                                                                                                         прежде всего, мы должны научить

                                                                                                         придумывать.

                                                                                                                                               Дж. Родари

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь2019г -февраль 2020 г.)

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

 Актуальность.

Фантазию, воображение, надо развивать с детства. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевёртышей и путаниц огромна. Когда всё идёт привычным, заведённым порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что – то необыкновенное, невозможное, сразу появляются вопросы: «Что это такое? Может ли такое быть? А если не может быть, то почему не может? А если может быть, то почему может? И как это с начало показалось, что не может быть?» Вы не успели ещё прочесть весёлое  стихотворение ребёнку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду. И ребёнок начинает смеяться. Потому что он знает, в чём суть этого беспорядка, и радуется своему знанию. Это – интеллектуальная радость. Недаром ещё древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных. Небылица, нелепица – это «литературный жанр, связанный с художественным приёмом заострённо – комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». Истоки этого жанра находятся в народном фольклоре. Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.

Цель: формировать представление детей о потешном фольклоре (небылицах). Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, желание узнать все о русском народе.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с небылицами, развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления небылиц. 
  2. Активизировать речь детей,  учить самостоятельно, придумывать небылицы, развивать воображение и фантазию.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое».

Принципы:

  • Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  • Принцип природосообразности – учитывается возраст детей и их интересы.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие у детей фантазии и воображения,  слухового внимания при прослушивании произведений с элементами комедии, юмора.
  • Развитие способности  у  детей понимать юмор и самостоятельно составлять короткие небылицы, нелепицы;
  • Создание библиотеки,  картотеки дидактического материала  по теме «Небылицы»

l  этап – организационно – подготовительный:

-  подборка программно -  методического обеспечения  для реализации проекта;

- пополнение предметно – развивающей среды (беседы, дидактические игры, подбор литературы, составление картотеки нелепых картинок).

ll  этап – рефлексивно – диагностический:

- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта (тест «Небылицы»);

- работа педагога с детьми (беседы, чтение художественной литературы, игры, рисование противоречий, сочинение коротких небылиц, нелепиц);

- работа с родителями (выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает»)

lll этап – практический:

- реализация проекта через взаимодействие с коллегой и родителями;

- обобщение и распространение опыта;

lV этап – заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Перспективный план мероприятий.

дата

содержание

цель

декабрь

Оформление выставки детских книг  «Мир  

наоборот» (художественные книги с небылицами)

Привлечь внимание детей к литературному жанру «Небылицы»

Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»

Предоставить детям наглядный пример небылиц

Тест «Небылицы» на начало проекта

Оценить элементарные образные

представления ребёнка об окружающем мире,

о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира

Дидактическая игра «Небылицы и

перевёртыши из жизни»

Развивать у детей умение составлять или

вспоминать нелепицы, которые с ними происходили

январь

Чтение книги «Всё наоборот»

Продолжать знакомить детей с небылицами

Дидактические игры «Бывает – не бывает»,

«Ситуации»

Развивать у детей умение составлять и

узнавать нелепые ситуации

Рисование противоречий

Уметь отражать в рисунке нелепые ситуации

Составление картотеки нелепых картинок

Подбор наглядного материала по теме проекта

Составление  книги небылиц

Подбор литературного материала по

теме проекта

февраль

Чтение книги «Всё наоборот»

Продолжать знакомить детей с небылицами

Дидактические игры «Что не так?»,

«Путаница», «Противоположности»

Продолжать развивать умение у детей

узнавать нелепицы и небылицами

Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает»

Привлечь родителей к участию в

выставке

Разучивание стихотворений-небылиц 

Привлечь и заинтересовать детей

участвовать в мини-концерте

Тест «Небылицы» на конец проекта

Оценить элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира

Выразительное чтение небылиц для детей подготовительной группы

Поделиться опытом и познакомить детей

подготовительной группы с

литературным жанром  «Небылицы»

Библиографический список:

  1. ООП ДО «От рождения до школы», М. «Мозаика – синтез» 2015.
  2. Интернет – ресурсы.
  3. «Всё наоборот». Составитель Г.М.Кружков, Москва «Просвещение» 1993.
  4. «От двух до пяти» К.И.Чуковский, Минск «Народная асвета» 1983.
  5. «Чурилило». Г.Сапгир, М. «Детская литература» 1991.
  6. «Путаница». К.И.Чуковский, М. «Стрекоза – Пресс» 2003.
  7. «На Буяне, славном острове», (сборник русского фольклора), М. «Детская литература» 1999.
  8. «Детский сад. Всё для воспитателя». Журнал №8, М. ООО «Основа» 2015.

Приложение

                                                ТЕСТ “НЕБЫЛИЦЫ”

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. 

Процедура: Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: 

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». 

Тест “Нелепицы” 

Картинка к тесту «Небылицы». 

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. 

Оценка результатов:

  • 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время

(3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

  • 8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
  • 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
  • 0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. 

Выводы об уровне развития 

10 баллов - очень высокий. 
8-9 баллов - высокий. 
4-7 баллов - средний. 
2-3 балла - низкий. 
0-1 балл - очень низкий.

Результаты тестирования показали:

  • на начало проекта (декабрь)

10 баллов – очень высокий уровень  развития -   человека;

8- 9 баллов – высокий уровень  развития – 8 человек;

4 – 7 баллов – средний уровень  развития – 4  человека

  • на конец  проекта (февраль)

10 баллов – очень высокий уровень  развития -  12 человека;

   8- 9 баллов – высокий уровень  развития – 3 человек;

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА НЕБЫЛИЦАХ.

  1. Небылицы и перевёртыши из жизни

Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»…Так, может появиться история – небылица или рифмованное стихотворение – нелепица.

  1. Ситуации

Взрослый предлагает определённую ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше предлагать поочерёдно реальные и нереальные ситуации.

  1. Картотека

Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе – медведь, в берлоге – кошка, в будке – собака и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована, правда, а на какой вымысел.

  1. Противоположности

По очереди с ребёнком придумывайте одно – два предложения, о каких – либо событиях - реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположенное, с нереальным событием. Или наоборот.

  1. Бывает – не бывает

Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

  1. Игра «Путаница»Воспитатель читает

 СТИХОТВОРЕНИЕ ФР. ГАЛАСА «МИР НАОБОРОТ».

Дым столбом валил в трубу,

Месяц с неба выл на пса,

Птицы пугало пугали,

Ела кошку колбаса.

Соль себя пересолила,

Мыло в шайке пену мыло,

Хулиганов били стёкла,

Пыль пошла – вода промокла,

Тень отбрасывала шест –

Это всё в один присест

За шесть лет я сочинил,

Покамест голову чинил.

        Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «Что?», а он – на вопрос «Что делает?». Если вы организуете игру с группой детей, то их можно объединить в две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например, кот спит, крокодил поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?

        Вариант №2. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «Сыр лежит на полке». Перевёртыш – «Полка лежит на сыре» и т. д.

  1. Что не так

Воспитатель с ребёнком определяют тему рисунка. Например, «Зима». Выполняют тематический рисунок, потом рассказывают, что же на рисунке не так, как в жизни.

  1. Рисование противоречий

Воспитатель читает любое произведение. После прочтения воспитатель предлагает детям нарисовать, противоречия и нелепицы, которые они запомнили.        

Подбор литературного материала  по теме «Небылицы»

                                                                                     

Ехала деревня                                              

Мимо мужика.                                                                                    

Вдруг из – под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку,

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

-

Дело было в январе,

Первого апреля.

Жарко было во дворе,

Мы окоченели.

-

По железному мосту,

Сделанном из досок,

Шёл высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый, без волос,

Тоненький, как бочка.

У него детишек нет,

Только сын да дочка.

-

Светофор на солнце тает,

Пастушок на кошку лает.

Снеговик в углу мяучит,

Самосвал уроки учит,

Шахматист горит без дыма,

Паучок поймал налима,

Рыболов залез на сноп,

Рыжий кот наморщил лоб.

Ученик привёз песок,

Фокстерьер дудит в рожок…

Поскорее нужно нам

Всё расставить по местам!

-

Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

 Ремень за пояс заткнут,

Сапоги нараспашку,

На босу ногу зипун.

-

Из – за леса, из – за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

-

Жучка булку не доела –

Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.

На пальме остался последний баран.

-

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки.

( З. Александрова )

-

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га- га – га!» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

( Л. Станичев)

-

Мамонт и папонт гуляли на речке,

Бабант и дедант лежали на печке.

А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

Копилка

Воспитатель спрашивает: «Ребята, вспомните название игры, в которую мы играли вчера.             Руслан Т.«Наседка и кореш».

На вопрос: «Где живёт свинья?», Ваня М. Ответил: «Она живёт, где много грязи».

Небылица (сочинили дети)

На юге жил - северный олень.

На его рогах рыбы свили гнёзда,

Вылетая, из гнезда, говорили: «куд-ку-да».

Небылица (от семьи Зайцева Егора, 6 лет)

Лошадь сидит на диване,

 Ёжик  купается в ванне.

 Чай всем готовит Мишка- медведь,

И  созывает за стол посидеть.

(от семьи Борозенец Максима,  6 лет)

Иду я в садик поутру, а мимо едет кенгуру.

Но не на машине, а на огромной льдине.

Вместо хвостика – усы   удивительной красы!

Впереди в кармашке - полосатые барашки.

Помахали мне в след,

Передали всем привет!

Вы не верите, а жаль.

Тогда раньше меня в садик прибегай!

 ( От семьи Литвиновой Евы 6 лет)

Живо дайте мне ответ

Это правда или нет!

Повар играет в шахматы,

А зайцы жарят картошку.

Живо дайте мне ответ

Это правда или нет!

Слон за рулём,

А  кошка читает альбом.

E:\XysrOzjMXPw.jpg

E:\16236593.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "НЕБЫЛИЦЫ"

ПРОЕКТ"НЕБЫЛИЦЫ" в детском саду...

Проект "Небылицы. Нелепицы. Перевертыши."

Среднесрочный проект для детей подготовительной группы...

ПРОЕКТ "НЕБЫЛИЦЫ"

Проект "Небылицы"...

Методическая разработка: Технологическая карта ООД по развитию речи "Небылицы, небылицы..."

Небылицы - это небольшие стишки или песенки, в которых "всё поставлено с ног на голову". В них нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями. С их помощью дети учатся...

Проект "Небылица. Так бывает или нет?"

Цель:Знакомство с жанрами устного народного творчества.Задачи:Образовательные задачи:- Познакомить детей с небылицами;- Научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью;- Активизир...

Проект "Небылицы, нелепицы, перевертыши

Несмотря на то, что нелепицы состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц находить различия между правдой и вымыслом, находить существу...

Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"

Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"...