Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_prekt_nebylitsy_vokrug_nas.docx | 587.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Логопедический проект
«Небылицы вокруг нас»
Учитель-логопед: Щеглюк Т.В.
I квалификационная категория
Красноярск-2021
«Если мы хотим научить думать, то, прежде всего,
мы должны научить придумывать»
Джани Родари
Проект по теме: «Небылицы вокруг нас»
Актуальность
Небылицы – (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Нелепица (бессмыслица, нелепость), по определению Википедии — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».
Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.
Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.
Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный.
По числу участников проекта: групповой (подготовительная группа).
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель подготовительной группы.
Цель:
Создание условий для развития фонематического слуха, слухового внимания и логического мышления путем составления небылиц.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Учить самостоятельно придумывать небылицы.
5. Создать положительный эмоциональный настрой.
Принципы:
1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.
К концу проекта дети должны знать
Предполагаемые результаты:
1. У детей развилась фантазия и воображение.
2. Дети научились составлять короткие небылицы.
3. Подобран художественный материал и создана сборник рисунков – небылиц.
Ресурсное обеспечение.
- логопедический кабинет
- картотека дидактических игр, книги, конспекты бесед, НОД
- детская и методическая литература.
Формы реализации проекта.
- игровая деятельность (сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры);
- коммуникативная деятельность (беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание загадок и придумывание небылиц детьми);
- продуктивная деятельность (рисование,);
- чтение художественной литературы (чтение стихов, небылиц, нелепиц, загадок, поговорок и д.р)
Разработка проекта.
1. Довести для участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать материалы, атрибуты для театрализованной деятельности.
4. Просмотреть мультфильм «Небылицы в лицах».
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
6. Составить перспективный план мероприятий.
Выполнение проекта.
Организованная деятельность для детей:
- просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»;
- чтение сборника небылиц и нелепиц в стихах «Все наоборот»;
- дидактические игры «Небылицы и перевертыши из жизни», «Ситуации», «Противоположности», «Бывает – не бывает», «Путаница», «Что не так»,
- создание рисунков - небылиц;
- инсценировка нелепицы «Чудаки» Ю.Владимирова.
Организованная деятельность для педагогов:
- подбор художественного материала «Большая книга небылиц» - составление
- картотеки нелепых картонок;
- выставка детских книг;
- выставка совместных творческих работ родителей и детей «Небылицы вокруг нас»- оформление сборника для родителей с нелепицами из жизни детей.
Результаты проекта
В ходе проекта дети научились:
1. Дети научились составлять короткие небылицы.
2. Знают что такое небылица, путаница и перевертыши.
3. Создан сборник «Небылицы вокруг нас»
4. Дети научились проанализировать небылицы
5.Умеют находить логические ошибки на рисунке
Содержание работы
- Подготовительный этап – оформление выставки детских книг «Мир наоборот» (художественной книги с небылицами). Привлечение внимания детей к литературному жанру «Небылицы».
- Основной этап – просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».
Дидактическая игра «Нелепицы и перевертыши из жизни»
- Чтение книги «Все наоборот»
Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Ситуации»
Рисование небылиц.
- Чтение книги «Все наоборот».
Дидактические игры «Что не так?», «Путаница», «Противоположности».
- Подбор материала для оформления сборника «Небылицы вокруг нас» Подготовка атрибутов, разучивания стихотворения для инсценировки
- Инсценировка нелепицы Ю. Владимирова «Чудаки»
Подведение итогов. Выставка рисунков «Небылицы вокруг нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини - проект в подготовительной логопедической группе Тема: «Животные вокруг нас»
Мини – проект состоит из 2 частей:1) Вводная частьТема: « Животные вокруг нас» (в форме игры - путешествие)2) Основная частьТема: «Дикие жив...
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Звуки вокруг нас».
Тема: «Звуки вокруг нас»...
Конспект логопедического занятия по теме "Звуки вокруг нас" для детей старшей, подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.
Занятие содержит материал по развитию слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития. Материал будет интересен логопедам, дефектологам, психол...
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"
План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"...
Конспект логопедического занятия на тему: «Мир вокруг нас»
Коррекционно-образовательные цели: формирование представлений, расширение знаний об окружающем мире.Коррекционно-развивающие цели: совершенствование навыков практического общения, общеречевых навыков,...
Конспект НОД на тему: «Космос вокруг нас» для детей подготовительной логопедической группы
Описание: предлагаемый конспект НОД о космосе в подготовительной группе может быть интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.Цель: расширение представ...
Конспект фронтального логопедического занятия ЗВУКИ ВОКРУГ НАС.
Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки вокруг нас....