Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Логопедический проект "Небылицы вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_prekt_nebylitsy_vokrug_nas.docx587.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

   

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru 

Логопедический проект

«Небылицы вокруг нас»

Учитель-логопед: Щеглюк Т.В.

I квалификационная категория

Красноярск-2021

                              «Если мы хотим научить думать, то, прежде всего,

                                  мы должны научить придумывать» 

                                                                                                      Джани Родари 



                                        Проект по теме: «Небылицы вокруг нас»


Актуальность 

Небылицы –  (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.


          Нелепица (бессмыслица, нелепость), по определению Википедии — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла». 
          Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный. 
          Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов. 
          Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»… 
            Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее. 
            Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава». 

Тип проекта 
По доминирующей в проекте деятельности: творческий. 
По содержанию: познавательный. 
По числу участников проекта: групповой (подготовительная группа). 
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя). 
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. 
Участники проекта
Дети, родители, воспитатель подготовительной группы. 

Цель: 
Создание условий для развития фонематического слуха, слухового внимания и логического мышления путем составления небылиц.

Задачи: 
1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы» 
2. Развивать воображение и фантазию детей. 
3. Развивать все стороны устной речи. 
4. Учить самостоятельно придумывать небылицы. 
5. Создать положительный эмоциональный настрой. 

Принципы: 
1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии. 
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия. 
3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.

К концу проекта дети должны знать

Предполагаемые результаты: 
1. У детей развилась фантазия и воображение. 
2. Дети научились составлять короткие небылицы. 
3. Подобран художественный материал и создана сборник рисунков – небылиц. 


Ресурсное обеспечение.

- логопедический кабинет

- картотека дидактических игр, книги, конспекты бесед, НОД

- детская и методическая литература.

 Формы реализации проекта.

- игровая деятельность (сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры);

- коммуникативная деятельность (беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание загадок и придумывание небылиц детьми);

- продуктивная деятельность (рисование,);

- чтение художественной литературы (чтение стихов, небылиц, нелепиц, загадок, поговорок и д.р)

Разработка проекта. 
1. Довести для участников проекта важность данной проблемы. 
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. 
3. Подобрать материалы, атрибуты для театрализованной деятельности. 
4. Просмотреть мультфильм «Небылицы в лицах». 
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей. 
6. Составить перспективный план мероприятий. 

Выполнение проекта. 

Организованная деятельность для детей: 
- просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»; 
- чтение сборника небылиц и нелепиц в стихах «Все наоборот»; 
- дидактические игры «Небылицы и перевертыши из жизни», «Ситуации», «Противоположности», «Бывает – не бывает», «Путаница», «Что не так»,

- создание рисунков - небылиц; 
- инсценировка нелепицы «Чудаки» Ю.Владимирова. 

Организованная деятельность для педагогов: 
- подбор художественного материала «Большая книга небылиц» - составление

- картотеки нелепых картонок; 
- выставка детских книг; 
- выставка совместных творческих работ родителей и детей «Небылицы вокруг нас»- оформление сборника для родителей с нелепицами из жизни детей. 

Результаты проекта

В ходе проекта дети научились:

1. Дети научились составлять короткие небылицы. 

2. Знают что такое небылица, путаница и перевертыши.
3. Создан сборник «Небылицы вокруг нас» 

4. Дети научились проанализировать небылицы

5.Умеют находить логические ошибки на рисунке

Содержание работы 

  1. Подготовительный этап – оформление выставки детских книг «Мир наоборот» (художественной книги с небылицами). Привлечение внимания детей к литературному жанру «Небылицы».
  2. Основной этап – просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».

       Дидактическая игра «Нелепицы и перевертыши из жизни»

  1. Чтение книги «Все наоборот»

Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Ситуации»

       Рисование небылиц.

  1. Чтение книги «Все наоборот».

       Дидактические игры «Что не так?», «Путаница», «Противоположности».

  1. Подбор материала для оформления сборника «Небылицы вокруг нас» Подготовка атрибутов, разучивания стихотворения для инсценировки
  2. Инсценировка нелепицы Ю. Владимирова «Чудаки»

Подведение итогов. Выставка рисунков «Небылицы вокруг нас.

C:\Users\scheg\YandexDisk\Скриншоты\2024-03-24_10-05-34.png C:\Users\scheg\YandexDisk\Скриншоты\2024-03-24_10-06-36.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект в подготовительной логопедической группе Тема: «Животные вокруг нас»

Мини – проект  состоит из 2 частей:1)     Вводная частьТема: « Животные вокруг нас» (в форме игры - путешествие)2)     Основная частьТема:  «Дикие жив...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуки вокруг нас" для детей старшей, подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие содержит материал по развитию слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития. Материал будет интересен логопедам, дефектологам, психол...

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"

План-конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме \"Звуки вокруг нас\"...

Конспект логопедического занятия на тему: «Мир вокруг нас»

Коррекционно-образовательные цели: формирование представлений, расширение знаний об окружающем мире.Коррекционно-развивающие цели: совершенствование навыков практического общения, общеречевых навыков,...

Конспект НОД на тему: «Космос вокруг нас» для детей подготовительной логопедической группы

Описание: предлагаемый конспект НОД о космосе в подготовительной группе может быть интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.Цель: расширение представ...

Конспект фронтального логопедического занятия ЗВУКИ ВОКРУГ НАС.

Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки вокруг нас....