конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Зимние напевы"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Рассматривание картины И.И.Шишкина "Зима" и беседа по ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_napevy.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по развитию речи и ознакомлению
с художественной литературой.
«Зимние напевы»
(старшая группа)
Тема НОД: «Зимние напевы, беседа и рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима».
Программное содержание:
-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
-развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; композиционные построения картин;
-развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, в музыке, поэзии, художественной прозе;
-обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами;
Материалы: репродукции картин, музыкальные произведения на тему зимы.
Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, рассматривание репродукций картин зимы, разучивание стихов и пение песен.
Ход НОД:
Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина (она пока закрыта).
Воспитатель: Вот и отшумела ярко – желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Короткие серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые , «грустят по птичьим голосам», но…
…Вот ветер тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин
Начинает зиму декабрь. Его в народе прозвали «студень», «стужайло». Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течении одной часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.
Включается музыкальное произведение
Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам вновь становится радостно, весело и празднично.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает. Ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, беспробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И. Суриков
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березы и ели,
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье мороз.
И. Бунин
Вот так по – разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо - унылую, печальную.
Засиделись мы с вами. Давайте «прогуляемся по лесу»:
Выпал беленький снежок подняли руки вверх
Собираемся в кружок. руки на пояс
Снег, снег, белый снег руки вверх, опускаем
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши грозим пальцем
Ловим снег хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам
Хватит снега вам и нам.
« Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их зима тоже в белые шубы одела.
Вспыхнули, засветились снега. Синие. Красные. Зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок…в воздухе тоже заискрились. Заплясали разноцветные огоньки.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»
Г. Скребицкий. Четыре художника
Вот такую картину нарисовала зимушка – зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно)
-Так о чем же нам рассказал художник?
Дети: о зиме в лесу.
Воспитатель: Что покорило и порадовало автора?
Дети: Красота зимнего леса.
Воспитатель: Какой же это лес?
Дети: Старый, дремучий лес.
Воспитатель: Почему вы решили, что это старый и дремучий лес. Посмотрите на ели. Что можно сказать о них?
Дети: Высокие, с огромными стволами.
Воспитатель: А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Дети: стволы упавших деревьев.
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник нарисовал лес таким, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?
Дети: Снег в лесу.
Воспитатель: Холодно, морозно. Все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес.
Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот?
Дети: Картина тихая, спокойная.
Воспитатель: Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
С. Черный
Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (прослушивание отрывка из пьесы А. Вивальди «Зима»)
Понравилась ли вам музыка?
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. На этом наше путешествие по зимнему лесу закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой. Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Открытое занятие по развитию речи с использованием графических схем....
Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха" Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...
Конспект занятия по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой « Сказки тетушки Совы»
Пополнять и закреплять знания детей о сказках...
конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе
инсценировка сказки В. Сутеева "Под грибом"...
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой на тему: «Пересказ русской народной «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно &ndash...