Итоговое игровое мероприятие по развитию речи на основе фольклора в первой младшей группе «Как мы с Козой Дерезой козленка выручали»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Все знают как малыши любят малые фольклорные формы. С их помощью можно часами занимать детей. Это рассказывание и обыгрывание сказок, потешек, пестушек, разучивание песенок, хороводных игр и еще много чего познавательного и увлекательного. Вся это веками накопленная мудрость помогает не только забавлять ребенка, но также позволяет нам развивать его, обучать и воспитывать. Вот и мы потихоньку постигали народную науку, развиваясь во всех образовательных областях, но в этом занятии особый акцент сделали на развитии речи. Вместе с ребятами мы превратились в козлят и заботливую маму Козу Дерезу, переместились в удивительный сказочный мир, где нас поджидали удивительные приключения, испытания и встречи. Мы не только выручили козленка из беды, но и подружились с волчонком, а также непринужденно выполнили ряд упражнений и игр на развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_meropriyatie_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_folklora.docx | 220.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое игровое мероприятие по развитию речи на основе фольклора
в первой младшей группе
«Как мы с Козой Дерезой козленка выручали»
Цель: развитие речи детей, стимулирование к активному говорению.
Задачи:
Образовательные: учить отвечать на вопросы, говорить эмоционально, выразительно; учить концентрировать внимание, координировать движения; продолжать учить детей составлять рассказ об игрушке вместе с воспитателем.
Развивающие: формировать дыхательно-речевой аппарат, внимание, память; развивать навыки взаимодействия между детьми;
активизировать словарь детей прилагательными: маленький, пушистый, коротенький; закрепить произношение звука -з-.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к животным, воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающим.
Предварительная работа: чтение сказок «Коза Дереза», «Козлята и волк», «Колобок»; разучивание музыкальной игры «Зайцы и лиса», хороводной игры «Мы по лесу пойдем»; знакомство с песней-танцем «Давай Коза попрыгаем…»; разучивание потешек про козу и козленка; проведение беседы «Кто что ест»; составление рассказов об игрушке – зайчике, собачке, кошечке, проведение дыхательных гимнастик.
Материальное обеспечение:
костюмы для участников мероприятия;
атрибуты для избушки Козы;
атрибуты для леса – деревья, пеньки, цветы;
корзинка для Козы;
шапочка Лисички для игры «Зайцы и лиса»;
наполнение для дидактической игры «Чудесный мешочек»;
шапки-маски для хороводной игры «Мы по лесу пойдем»;
мягкая игрушка – козленок;
разноцветные цветы;
карандаши каждому ребенку (подарок Козы Дерезы);
технологическое обеспечение (ноутбук и колонки, аудиозаписи музыкальной игры «Зайцы и лиса», музыкальная композиция Свиридова «Вальс цветов», «Песня Козы» из музыкального фильма «Мама», танец-песня «Давай Коза попрыгаем…»).
Участники: Колобок, Зайка, Медвежонок – дети из старшей группы, Волк –мальчик из подготовительной группы, Коза Дереза – воспитатель, козлята – дети группы, помощник организатор – родитель, второй воспитатель.
Методическое сопровождение:
Сюрпризный момент
Создание проблемной ситуации
Использование упражнений, игр, направленных на развитие речи:
- пальчиковая гимнастика
- чистоговорка
- дыхательная гимнастика
- упражнение на развитие силы голоса
- составление описательного рассказа по игрушке
- д/и «Чудесный мешочек»
- х/и «Зайцы и лиса», «Мы по лесу пойдем», «Волшебный цветок».
Ход
В гости к детям приходит Коза Дереза с маленьким козленком (игрушкой).
Коза: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Коза: Вы меня узнали?
Дети: Да, ты Коза.
Коза:
Да, Я коза-дереза
Тоненькие ножки,
Остренькие рожки.
Травку на лугу щипаю,
Молоком всех угощаю!
Коза: Ребята, а это мой сыночек – козленочек. Скажите ему: «Здравствуй, Козленок!»
Козленок: Здравствуйте, ребята.
Коза: Смотрите, какой он хорошенький:
Маленькие рожки, ушки,
Глазки, носик, ротик,
Коротенький хвостик,
Лапки ловко прыг да скок,
Угощу его капустой
И зелененькой травой.
Благодарно закивает
Он своею головой,
И споет он звонко:
«Ме-ме-ме, Ме-ме-ме »,
Молоко подайте мне!
Коза: Ребята, а вам нравится козленок? Вы хотите рассказать про козленка? (Да!) Тогда послушайте внимательно еще раз.
Описательный рассказ о козленке:
Это козленок. Он хорошенький, беленький и пушистый. У козленка маленькие рожки, ушки, глазки, носик, ротик, лапки, короткий хвостик. Козленок прыгает, бегает и бодается. Козленок любит капусту, зеленую травку и молочко. Он маме Козе поет песенку: «Ме-ме-ме».
(2-3 ребенка рассказывают)
Коза: Молодцы! Как вы здорово рассказали о козленке. Ему очень понравилось! А вы хотите быть моими детками – козлятками?
Дети: Да!
Коза: Вот и хорошо. Теперь я буду ваша мама - коза, а вы мои детки - козлятки, мои козлятушки, ребятушки.
Вы, наверное, очень любите танцевать?
Дети: Да!
Коза: Тогда, давайте, потанцуем под мою любимую песенку: «Давай коза попрыгаем…»
Танец-песня «Давай коза попрыгаем…»
1.Шел козёл по лесу
Нашел себе принцессу…
2. Шел козёл по мостику
Нашел козу без хвостика…
3. Шел козёл тропинкою
Нашел козу с горбинкою…
4. Шел козел канавою
Нашел козу корявую…
Коза: Мои ребятки-козлятки, наверное, проголодались и устали. А вот покушать ничего нет у меня в избушке. Я пойду на ярмарку и куплю для вас подарки, а вы спать ложитесь, отдыхайте! Да смотрите, никуда не ходите, волку дверь не отворяйте. А я приду вам песенку спою, вот вы меня и впустите.
Дети засыпают на лавочках и на коврике под колыбельную песню
«Баю-баюшки-баю…»
Приходит Коза и поет песню:
Дин-дон, я ваша мама,
Я ваша мама, вот наш дом.
Дин-дон, маму встречайте,
Маму встречайте все гуртом.
Ля-ля-ля-ля, была я на ярмарке,
Ля-ля-ля-ля, стою у дверей.
Ля-ля-ля-ля, вернулась с подарками,
Дверь откройте, дверь откройте скорей!
Дин-дон, я ваша мама,
Я ваша мама, вот мой дом.
В это время незаметно для детей убирают козленка игрушку.
Козлята просыпаются, открывают дверь, бегут к маме Козе.
Коза: Дверь открывайте, маму впускайте. Здравствуйте, козлятки! Ваша мама Коза пришла. Все ли живы, все ли здоровы? А где же самый маленький козленок? Неужели маму не послушал и убежал в лес. Что же делать? Как же быть? Его же в лесу может волк съесть!
Дети: Давайте, пойдем его искать.
Коза: Козлятушки, ребятушки в лесу от мамы козы не отходите. А то может случиться беда! Вы знаете, какая? (Волк съест, потеряешься)
Все вместе отправляются в лес, искать козленка.
Игровая ситуация: Встреча с колобком
(Колобка играет ребенок из подготовительной группы)
Колобок: Ой, кто тут! Как вас много! Стойте, не подходите ко мне!
Коза: Здравствуй, Колобок, не бойся, мы тебя не обидим. Мы добрые ребята.
Колобок: Здравствуйте! Никого я не боюсь!
Коза: Мы знаем, что ты очень смелый.
- Ребята, а от кого ушел Колобок?
Дети: От зайки, от волка, от медведя!
Коза: А что сказал волк, когда встретил Колобка?
Дети: Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Коза: А что ему ответил Колобок?
Дети: Не ешь меня я тебе песенку спою!
Коза: А от кого Колобок не сумел убежать?
Дети: От лисички?
Коза: А как вы думаете, почему он не сумел убежать от лисички?
Дети: Потому что лисичка хитрая! Она обманула Колобка.
Колобок: Ой-ой-ой! Я не хочу, чтобы меня скушала лисичка!
Коза: Тогда пойдем с нами, и никто тебя не обидит
- Колобок, не видел ли ты в лесу маленького беленького Козленка, он, как и ты, убежал из дома. И мы волнуемся, чтобы его не съел злой волк?
Колобок: А вы мою песенку послушаете?
Коза: Мы очень любим сказку про Колобка и нам очень нравится твоя песенка. Мы не только послушаем твою песню, но и подпоем тебе. Да, ребята, поможем песенку петь? (Да):
Я Колобок, Я Колобок,
Румяный бок! Румяный бок!
По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На сметане я мешен,
На окошке я стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И от зайки я ушел,
И от волка я ушел,
И от медведя я ушел!
Я Колобок, Я Колобок,
Румяный бок! Румяный бок…
А от вас я не уйду,
Найти Козленка помогу!
Колобок: Спасибо, вы очень красиво поете мою песенку. Так и быть помогу вам.
Козленок пошел вон к тому дереву. Идите за мной.
Дети идут за Колобком к дереву.
Коза (очень тихо): Ой, ребята, кто это сидит на пенечке?
Дети: Зайчик!
Коза: Здравствуй, Зайчик - длинное ухо, комочек пуха!
Зайчик: Здравствуйте! Не подходите ко мне. Я вас боюсь!
Коза: Не бойся! Мы тебя не обидим! Мы добрые ребятки! А что это ты тут делаешь, зайчик?
Зайчик: На базар ходил, гостинцы друзьям купил. Вот только не знаю, кто и что любит.
Коза: Зайчик, мы тебе поможем, правда, ребята?
Дети: Да! Поможем!
Коза: Так, зайчик, показывай, что там у тебя в мешочке лежит?
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Ход: Дети стоят «стайкой». Зайчик достает из мешка один предмет, показывает детям и спрашивает что это, и кто это любит. Дети отвечают.
В мешке находятся: морковка и капуста для зайчиков, орешки, грибочки и шишки для белочки, грибочки для ежика, капуста для козочки, ягоды и шишки для медведя, сыр для мышки, курочка и рыбка для волка и лисички.
Зайчик: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, кто и что любит кушать.
- А вы лису не видели? (спрашивает испугано)
Дети: Нет, не видели!
Зайчик: Это очень хорошо, а то я ее очень боюсь. Давайте, поиграем в мою любимую игру «Зайцы и лиса».
Проводится музыкальная игра «Зайцы и лиса»
«На лесной лужайке…»
Зайчик: Какие вы молодцы, никого лисичка не нашла! Спасибо вам ребят за то, что поиграли со мной. Может, вам нужна моя помощь?
Коза: Зайчик, помоги нам, пожалуйста, у нас Козленок потерялся. Ты его не встречал?
Зайка: Встречал. Он пошел вон по той тропинке на полянку. Пойдемте, за мной!
Дети идут за зайчиком.
На полянке встречают Медвежонка, у него в лапах букет цветов, которым он любуется, вдыхает их аромат.
Коза: Ребята, посмотрите, вон медвежонок сидит. Не кричите, а то мы его напугаем.
Коза: Здравствуй, бурый смешной медвежонок!
Медвежонок: Здравствуйте! Не подходите ко мне. Я вас боюсь! Очень уж вас много.
Коза: Не бойся! Мы тебя не обидим! Мы добрые ребятки! А что ты делаешь на полянке?
Медвежонок (восторженно): Цветами любуюсь. Смотрите, какие они красивые! Разноцветные.
- Ребята, вам нравятся цветочки? (Да)
- Хотите со мной поиграть в игру «Волшебный цветок»
Дети: Да!
Проводится игра «Волшебный цветок» под музыку
Дети образуют хоровод. Внутри хоровода раскладываются цветы.
- Тогда становитесь в кружок. Пока звучит музыка, вы будете передавать колокольчик по кругу. По окончании музыки колокольчик не передают. У кого оказался в руках колокольчик, тот поднимает с полянки цветок и называет его цвет.
Ты цветочек подними,
Цвет его ты назови!
Коза: Ребята, давайте понюхаем, как ароматно пахнут цветочки - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”
Проводится дыхательная гимнастика “Аромат цветов”
Коза: Медвежонок, ты не видел, маленького глупого козленка?
Медвежонок: Видел. Он пошел в ту сторону по тропинке. Пойдемте за мной, я вас проведу.
Коза: Ребята, давайте расскажем, по какой дорожке нам нужно будет идти!
Проводится пальчиковая гимнастика:
Ножками по травушке: шух – шух – шух.
Ножками по камешкам: скок – скок – скок.
Ножками по лужицам: плюх – плюх – плюх.
Ножки по дорожкам: тук – тук – тук.
Дети, Коза, Колобок, Зайка, Медвежонок встречают Волка.
Волк, прячась за елкой, держит в лапах козленка.
Волк: А ну, стойте. Я волк, серый бок, зубами щелк. Я вас съем.
Коза: Здравствуй волк, серый бок, зубами щелк! Мы тебя не боимся! Отдай-ка, нашего козленка!
Волк: А вот не отдам! Я его съем!
Коза: Разве ты не знаешь, что есть маленьких козлят плохо? Отдай по-хорошему!
- Я коза-дереза!
Ножками тот-топ,
Глазками хло-хлоп!
Рожками тебя
забодаю, забодаю!
Отдай, козлёнка!
Волк: Не отдам!
Коза:
- Я Бородатая коза
Кручу серые глаза.
Рогами качаю
– Сейчас забодаю!
Отдай, козленка
по добру, по здорову!
Волк: Не отдам!
Коза: А ну, ребятки-козлятки, топайте ногами, хлопайте руками, бодайте волка рогами!
Волк: Ой-ой-ой! Отдам, если вы со мной играть будете!
Коза: Ребята, поиграем вместе с волком?
Дети: Да!
Волк отдает Козе козленка.
Проводится хороводная игра «Мы по лесу идем»
Ход: детям раздают маски животных. Дети идут хороводом и произносят слова:
Мы по лесу пойдем
и зверей в нем найдем:
Ну-ка, зайку позовем!
Ау-ау, зайчик!
Зайчик откликается: «Я – зайчик!»
Зайчик выходит в круг.
Дети поют:
Зайчик, зайчик, попляши, попляши, попляши!
Твои лапки хороши, хороши, хороши!
Вот так, вот так! не забудь, нам поклонись
Вот так! Да на место воротись!
Зайчик пляшет (руки на поясе, выставляют ножку поочередно), дети хлопают в ладоши.
Примечание: после зайчика дети называют по очереди других животных
Коза: Волк, тебе понравилась наша игра?
Волк: Да!
Коза: Больше не будешь обижать маленьких ребят?
Волк: Нет! Простите меня, пожалуйста. А вы будете со мной дружить?
Дети: Да!
Коза: Вот и замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем:
«Мы хорошие!»
Сначала шепотом, потом обычным голосом, а затем громко.
Проводится упражнение на развитие силы голоса.
Коза: пора прощаться с нашими друзьями (дети прощаются).
Коза: А мы отправляемся домой. Становитесь, друг за другом и повторяйте за мной:
Чистоговорка:
Зу-зу-зу, мы увидели козу!
Зе-зе- зе, травы дадим козе!
За-за-за молока дала коза!
Дети прощаются с козой, а она им дарит подарки (сушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое тематическое мероприятие на тему "Домашние животные" с детьми первой младшей группы"
Автором представлен конспект итогового тематического мероприятия на тему "Домашние животные"...
ФЭМП в первой младшей группе. Тема занятия: «Коза - дереза».
открытое занятие по ФЭМП по мотивам сказки "Волк и семеро козлят"...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Чудесный мешочек» в первой младшей группе
Цель: воспитание у детей отзывчивости, сочувствия к сказочным персонажам формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).Задачи:Образовательные: развитие речи ка...
Мастер-класс для воспитателей. Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе.
Мастер-класс для воспитателей. Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игрво второй младшей группе....
Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе «Игры да потешки»
Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение....
Конспект итогового занятия по развитию речи «Чудесный мешочек» в первой младшей группе
Цель: воспитание у детей отзывчивости, сочувствия к сказочным персонажам формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).Задачи:Образовательные: развитие речи ка...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе
Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у...