Мастер-класс для воспитателей. Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе.
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Мастер-класс для воспитателей.

 

Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр

во второй младшей группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей.

Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр

во второй младшей группе

Цель: Ознакомление педагогов с системой методов и приемов видами и  развитием мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.

Обучающие дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

дать рекомендации педагогам по использованию конспекта “ «Приключение Петрушки»” при заучивании стихотворений.

Воспитательные: Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: конспект «Приключение петрушки » Пособие «Башмачки»

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья?

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Знакомство с пальчиковыми играми.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

В работе с детьми мы используем, как традиционные, так и нетрадиционные пальчиковые игры. Я  предлагаю вашему вниманию некоторые из игр:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать

по ладошке, столу, коврику)

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой ладони)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку, (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Пальчиковая игра «Башмачки».

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками, скрепками.

"сухого бассейна" прищепки разных цветов и размеров.

Игры с резинками (резинки для волос, разного цвета и размера)

На доске разместить канцелярские кнопки с цветными шляпками и между ними ребёнок резинками изображает различные узоры.

Игры – шнуровки(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке)

Пособие «Башмачки»

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Игры с сыпучими материалами.

-Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

-мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

«Комканые бумажки».

Берем лист бумаги за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки.

Другая рука не помогает.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Теневой, пальчиковый театр.

Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол.

Театр пальчиков , в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, шишками,

бигуди, грецкими орехами, карандашами, резинками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

например как.

(Упражнение проводится с педагогами)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

(В заключительной части семинара педагогам раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста).

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Рефлексия:

- На мастер-классе моём побывав,

полезность вещей многих узнав.

В конце всего этого, дайте ответ.

Вам всё понравилось? «Да» или «Нет»?

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов!

-Спасибо большое!

Конспект занятия по развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр

во второй младшей группе

«Приключение петрушки »

Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности;

Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью;

Развивать тактильную чувствительность пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слов, обозначающих название пальчиков;

Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе);

Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости! Поздоровайтесь с ними!

Игра – приветствие «Доброе утро!»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений

Развивать мелкую моторику рук, умение исполнять движения по показу педагога, формировать умение проговаривать свои действия.

Воспитатель  вместе с детьми  произносит текст:                                  

 Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (дети отвечают)

Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (дети отвечают)

Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись? (дети отвечают)

Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? (дети отвечают)

Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? (дети отвечают)

Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (дети отвечают)

Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потянулись)

Сейчас нас с вами ждут интересные дела, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Без них нам трудно жить на свете:

Не сможем шить, носить, держать.

Они нужны нам, чтоб трудиться,

Чтоб кушать, мыться, постирать.

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель: Верно, эти помощники - наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня в этой комнате происходят необыкновенные события. Кто-то с утра здесь озорничает: в уголке игрушками поиграл, посуду разбросал, мусор раскидал по всему полу. Кто здесь вредничает, забавляется? Не пойму. Как вы думаете, кто это может быть?

Воспитатель обращает внимание детей на шум за дверью.

- Слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу) Это наш друг - Петрушка. Здравствуй, Петрушка! (Дети здороваются с Петрушкой)

Воспитатель: Ребята, Петрушка извинился за то, что навёл такой беспорядок в нашей группе, он хотел немножко пошалить, поиграть с вашими игрушками. А сейчас он просит помочь ему навести в группе порядок, собрать весь мусор.

Воспитатель: Наши пальчики - наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Двигательная минутка «Соберём мусор»

( дети в корзиночку собирают весь мусор )

Воспитатель: Петрушка принёс нам подарок - волшебный сундучок!

Что же в этом сундучке лежит?

Не пора ли нам его открыть?

Может для начала надо взять

И пальчиками с Петрушкой поиграть?

- Ребята, расскажем Петрушка наши веселые стишки.

Воспитатель: Так как пальчиковые игры вам не знакомы, предлагаю послушать их в аудиозаписи.

(Звучат пальчиковые игры в аудиозаписи "Пальчик, где твой домик?", "Перчатка", "Капуста", "Часы").

Воспитатель: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

Что же это получается?

Сундучок опять не открывается!

Погодите, мы не станем унывать,

Надо Петрушкины  загадки отгадать!

Но для начала Петрушка приготовил нам задание.

(Дети подходят к столу, на котором стоят "сухие мини-бассейны", тазики, наполненные смесью различных круп).

- Сейчас наши пальчики превратятся в маленьких «мышек» и помогут нам отыскать «предметы», которые спрятал Петрушка.

(Дети достают из "сухого бассейна" прищепки разных цветов и размеров).

Воспитатель: Для чего же эти прищепки?

- Молодцы! Послушайте первую загадку:

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).

Послушайте вторую загадку.

Жёлтая Каракатица

По небу катится. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

В море плавает, в реке,

С плавниками в чешуе.

 Она ни с кем не говорит,

 Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)

(Воспитатель показывает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).

- Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

 Звать его конечно. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Воспитатель: Мы отгадали все Петрушкины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

Сундучок мы отопрем,

Если рисовать начнем.

(Появляются тарелки с манкой )

- Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.

Продуктивная деятельность:

(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на манной крупе).

Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

Пальчиковая игра: «Мы кружок нарисовали»

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали.

Мы руками потрясем

И рисовать начнем.

Вот и песенке конец!

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же памятки лежат

Для наших девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем памятки).

- Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Петрушкины задания, ему очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники - наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо, говорить.

А теперь Петрушки пора домой! Он прощается с нами. Давайте скажем ему до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе»...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе «Кузя в гостях у детей».

Развивать мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста  в процессе пальчиковых игр, упражнять в чётком и правильном произношении звука И,  обогащать и активизировать словарный зап...

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе «В гостях у домовёнка Кузи»

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игрво второй младшей группе«В гостях у домовёнка Кузи»...