Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы"Перелетные птицы осенью".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Представлен конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_podgot._gruppa.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД для детей подготовительной группы
«Перелетные птицы осенью»
Составила: Филимонова Светлана Александровна,
воспитатель первой категории
Санкт-Петербург
2019 г.
Тема: «Перелетные птицы осенью»
Цель: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелетных птиц в осенний период.
Задачи:
Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности отлета перелетных птиц. Развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать внимание, наглядно-логическое мышление.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра презентации, картинки с изображением птиц, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками, альбомные листы для рисования, акварельные краски, простой карандаш, стаканчик для воды, кисточки.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, рассматривание альбома «Перелетные птицы», слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Иван Соколов-Микитов «Ласточки и стрижи», В. Бианки «Мастера без топора. Сказки о животных», Н. Сладков «Ласточка» и другие.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
- Ребята утром, когда шла на работу, я встретила птичку. А какую, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
(Картинка ласточки, запись пения. Я хотела узнать, почему одни птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.)
- Ребята, а давайте расскажем ласточке, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а другие остаются.
- Давайте, поможем ласточке, подуем на ее и отогреем.
2. Основная часть
- А какое сейчас время года? ( Осень)
- Какой первый осенний месяц? Второй? Третий? Назовите все осенние месяцы.
- Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь - длиннее. Листья желтеют и опадают. Часто идут дожди.)
- Какие птицы остаются на зиму рядом с нами?
- Как можно назвать, их одним словом? (зимующие)
- А птицы, которые улетают, называют? (перелетными)
- А сейчас, мы покажем ласточке, какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Д/и «Четвертый лишний?»
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
Д/и «Строение тела птицы»
- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какое строение тела у птицы.
У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
Д/и «Назови ласково»
Птица – птичка
голова – головка
шея - шейка
крыло – крылышко
лапа – лапка
хвост – хвостик
клюв – клювик
- Ребята, какие птицы улетают первыми? (Раньше всех улетают насекомоядные птицы).
- В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: ласточки, трясогузки, скворцы, жаворонки, овсянки…
- Когда замерзают водоёмы (реки, озёра, пруды), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
- А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают - « цепочкой», в одну линию.
(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Физкультминутка «Осень»
Опустел скворечник, (машут руками, как крыльями)
Улетели птицы.
Листьям на деревьях (приседают)
Тоже не сидится.
Целый день сегодня (встают, идут по кругу и машут руками)
Все летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят (бегут по кругу)
Игра «У кого какое тело?».
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).
- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).
Молодцы, ребята, правильно.
Упражнение « Продолжи предложение, найди причину»
Воспитатель начинает, а дети продолжают
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).
-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)
Игра “Собери картинку”.
- Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это грач. (перелетных птиц)
- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
Ласточка
Спасибо, вам ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо улетать на юг, а весной я обратно прилечу к вам.
- Ребятки, а давайте теперь поможем ласточке отправиться в путь. А чтобы ей не было скучно лететь одной, мы нарисуем ей подружек, с которыми она полетит в теплые края.
Рисование ласточек.
4.Итог занятия.
- Вспомнить о чём говорили?
-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
«Берегите птиц» Муса Джангазиев
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие снежинки".
Цель: Формирование представлений детей о снеге и снежинках....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Экскурсия на Крайний Север»
Цели: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря. Задачи:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....
Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов» Подгот...
Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»
КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов» Цель: познакомить с народными п...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»...