Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование наглядного метода - мнемотехники.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, такой как метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Чтобы достигнуть высоких результатов в формировании связной речи дошкольников, педагогам необходимо использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. У детей в основном задействован только один вид памяти – вербальный, поэтому в последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Проблема Низкий уровень связной речи у дошкольников Скудность и невыразительность (недостаточный словарный запас) Односложность речи(состоит лишь из простых предложений) Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос Неумение построить сюжетный описательный рассказ
Актуальность использования наглядного моделирования в развитии речевого творчества дошкольников во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем и использование наглядного моделирования вызывает у него интерес; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения.
Цель: Обогащение и развитие связной речи старших дошкольников посредством игровой деятельности. Задачи: Развитие связной речи; Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы; Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами). .
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы (лиса - рыжая, елочка – зеленая), а для старших дошкольников - чёрно-белые.
Использование мнемотаблиц помогает детям преодолеть такие затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность (план рассказа описания).
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ : работу следует начинать при условии сформированности представлений детей о свойствах и признаках предмета; мнемотаблица должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; схема должна быть доступной детям в повседневной жизни; она должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать мнемотаблицы только одного вида.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Ваши изобразительные способности не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное – принцип.
Используя наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий; формулировать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Знакомим малышей с окружающим миром. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998. Колесникова. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. — М.: Тандем, 1998. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. Хрестоматия для маленьких./ Под ред. Л.Н.Елисеевой. — М.: Просвещение, 1975. Список использованной литературы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/21/picture-309370-1708527008.jpg)
Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...
Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»
В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-795891-1465453609.jpg)
«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/25/picture-1401431-1664093282.jpg)
Рекомендации для воспитателей по использованию методов ТРИЗ-педагогики в развитии речевого творчества старших дошкольников
Работа по ТРИЗ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594166-1424019051.png)
Развитие речевого творчества старших дошкольников через использование приема составления синквейнов.
В педагогике существует множество методик, способствующих развитию речи детей.Одним из эффективных приемов является работа над созданием синквейна как вида поэтического творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326890-1617548969.jpg)
Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)
laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085659-1543000293.jpg)
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....