Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
проект (старшая группа) на тему

Вязовцева Вера Алексеевна

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании комплексной системы развития творческого воображения старших дошкольников посредством методов ТРИЗ.  Проект предназначен для детей старших дошкольников, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_neobkhodimosti_proekta.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости проекта

В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.

Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.

 С  введением в действие приказа   Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",  изменилась цель образовательной работы дошкольной системы образования, где достижения воспитанников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а комплексом основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

      Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он   обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

 Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.

В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств   является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.

 Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста   позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:

  • между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью   методического обеспечения данного направления работы;
  • между необходимостью повышения качества совместной работы   воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;
  • между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка   и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.

Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проекта - повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.

Задачи проекта:

  • анализ нормативной, методической   литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
  • разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения   детей старшего дошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  • обеспечение положительной динамики  качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей 5-7 лет; коэффициента оригинальности;  высокого уровня  способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
  • обоснование педагогических условий       повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  средствами ТРИЗ;
  • определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.

Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей 5-7 лет.

Предмет исследования - процесс повышения уровня творческого воображения детей 5-7 лет средствами ТРИЗ. 

Основное содержание проекта

Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, а также принципы внедрения новых средств и методов в образовательный процесс.

Методологическая основа проекта

     Методологическую основу данного   опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили

-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.);

-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности;

-разработки С.Н.Котова, А.И.Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы  педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ), которые  адаптировали технологию  для дошкольников, в доступной форме разработали  подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога  и т.д.;

-разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».

      Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.  

Принципы реализации проекта:

-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;  

-принцип доступности,  обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей   детей;

 -принцип последовательности и концентричности,  обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познание»;

-принцип системности;    -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;  

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора);

-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);  

-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);

-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);

-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).  

Для организации развивающей работы с детьми по развитию творческого воображения средствами ТРИЗ мною был разработан программно-методический комплекс, поддерживающий  образовательный процесс на различных этапах обучения и обеспечивающий наиболее оптимальный путь его включения в систему развивающего обучения.

В программно-методический комплекс вошли: систематизированные варианты игровых заданий и упражнений с использованием Кругов Луллия, систематизированные задания, упражнения, игры, конспекты НОД с применением ММЧ с последовательным усложнением; систему планирования; серию тематических интегрированных занятий с элементами авторских доработок;  дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения  у детей; методы целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; цикл занятия «Школы для родителей»; методические рекомендации педагогам и родителям по формированию творческого воображения дошкольников.

       В работе с детьми я использую следующие методы и технологии ТРИЗ:

-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;

-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

-Метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.

- Применение проблемного метода   и мозгового штурма учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его. Это формирует задатки диалектического мышления.

     Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.

Практика показала, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творчества у детей.

     Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.

Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато». Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.

Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.

Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.

      В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолели чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

         Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач.  Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами. Наши проекты - «Путешествие в прошлое. Динозавры», «День космонавтики», «В мире добра», «Поможем растениям», «Составление сказок морально - этического характера», «Учимся вышивать», «Мой подарок маме», «Мои правила сохранения жизни», «С тренажером подружись – сил, здоровья наберись», «Форма для солдат»,  «Книга сказок в подарок детскому саду», «Вторая жизнь ненужных вещей». Наши дети принимали участие в международных, городских конкурсах и неоднократно становились победителями. Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание завершенных и оригинальных произведений.  А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей. Мною была  разработана серия праздников с участием родителей, созданные на основе использования методов ТРИЗ: КВН «Родители и дети», «Мы – эрудиты», «В стране сказок». В традицию вошло проведение «Дня коллекционера»: «Киндер-сюрприз», «Мои модельки», «Открытки».   Все эти мероприятия сближают родителей, воспитателей и детей. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

  Методы и приемы ТРИЗ технологии   использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.

     Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитывались основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.

            Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи стараюсь организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;  использовать специальную игрушку - героя  занятия, которая «помогает» воспитателю.

        Работая с применением ТРИЗ-технологии, я пришла к выводу, что одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций.

         Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.  

        Средства обучения, используемые при работе с детьми: наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

       В ходе реализации проекта  используются разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, клубная деятельность, беседы,  консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников»; и с педагогами: консультации («Воображение и мышление у детей дошкольного возраста», «Творческая работа в системе обучения детей старшего дошкольного возраста», семинар «Технологии развивающего обучения», открытые занятия.  

Механизм реализации проекта

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий

I этап  -   подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.):    

Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.

II этап - – основной (декабрь 2012 – февраль - 2014г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста.  

III этап   – аналитико-обобщающий  (март – май 2014г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Механизм мониторинга результативности проекта:

Критерии оценки эффективности проекта:

  • показатели уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
  • показатели уровня компетентности педагогов;
  •  показатели уровня компетентности родителей.

Средства оценки эффективности проекта:

  • выявление уровня развития воображения детей старшего

дошкольного возраста, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» - автор Скрипкина Н.М.);

  • методика диагностики универсальных творческих способностей,

выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия (методика «Солнце в комнате», «Где чье место?» - авторы В.Синельников, В.Кудрявцев);

  • анкетирование педагогов;
  • анкетирование родителей.

 Система оценки результатов проекта представлена 2 этапами:

Оценка перед началом проекта – первоначальная оценка состояния в соответствии с критериями оценки, которые будут использоваться в ходе всего проекта (сентябрь 2012 года);

 Итоговое оценивание проекта осуществляется теми же методами, что и предыдущие (май 2014 года). Результаты анализируются с целью корректировки модели.

Ресурсное обеспечение проекта.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса в свете повышения эффективности развития творческого воображения дошкольников, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.

Программное обеспечение: используемая рабочая программа   (образовательная область «Познание») разработана мною в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, программой «Истоки», учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста,   опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.

Нормативно-правовые ресурсы:  Федеральный закон  от 29.12.2012г №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Материально-технические ресурсы:  мультимедийная установка, ноутбук для применения ИКТ; магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;  CD – DVD  - диски. В группе   создана   соответствующая развивающая среда - зона, куда вошла группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений; пособие кргуи Луллия и наборы карточек к ним, дидактические развивающие игры и пособия, подобран диагностический инструментарий.

Кадровое обеспечение: уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта.

Срок реализации проекта – 2 года (сентябрь 2012г – май 2014г).

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап  - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.). Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта.   Определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей. 

1.1. Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь 2012г.

выводы о степени разработанности и об особенностях применения в образовательном процессе

1.2. Изучение нормативной документации

Сентябрь 2012г.

пакет нормативных документов

1.3. Использование возможностей технологии ТРИЗ как средства оптимизации работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста  

Сентябрь 2012г.

педагогический проект

1.4. Анализ условий реализации проекта

Сентябрь 2012г.

Ресурсная база проекта

1.5. Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь 2012г.

Механизм мониторинга реализации проекта

1.6. Полное диагностическое обследование  

Сентябрь 2012г.

результаты обследования

1.7. Определение количественных показателей сформированности  творческого воображения

Сентябрь 2012г.

результаты обследования

1.8. Углубленный анализ   на основе данных обследования

Сентябрь 2012г.

результаты обследования

II этап.   – основной (декабрь 2012 – февраль - 2014г): реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Внедрение педагогического проекта.

2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений.

Декабрь

2012г.

Подборка материалов

2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий.  

Декабрь 2012г-январь 2013г.

Перспективный план  работы

2.3.Апробация комплекта

 Январь  2013г.- февраль 2014г.

Комплект наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий

2.4. Внедрение в образовательный процесс

декабрь 2012 – февраль - 2014г

2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  

2013г.

Методические рекомендации

2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения у детей

октябрь

Программа Мастер-класса «Развитие творческого воображения у детей   старшего дошкольного возраста через внедрение технологии ТРИЗ»

2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития   творческого воображения у детей

ноябрь

2.8. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс

методика занятий с использованием комплекта

2.9.* Организация преемственности в работе с воспитателями групп   и  педагогом-психологом

До 15 .09.

перспективный план взаимосвязи    

2.10.Семинар–практикум «Формирование творческого воображения у дошкольников»

ноябрь

Повышение компетентности воспитателей

2.11.Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников

- выступления на родительских собраниях,

- организация открытых просмотров НОД

- консультации,   беседы

В течение учебного года

Повышение компетентности родителей (законных представителей)

III этап. Аналитико-обобщающий  (март – май 2014г.): сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

3.1. Мониторинг результатов реализации хода проекта

Май 2014г

-результаты обследования  

3.2. Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов

Март - май 2014г

- аналитическая справка

- педагогический проект

*Примечание: в плане реализации проекта графа «ответственный» отсутствует, ввиду того, что при реализации данного педагогического проекта в описанных мероприятиях ответственным лицом является сам воспитатель, лишь в пункте:

№ пункта

Ответственный

2.9.

воспитатель, педагог-психолог

 Ожидаемые результаты:

  • будут обеспечены:

-  положительная динамика качественных показателей высокого уровня      сформированности творческого воображения;

- положительная динамика качественных показателей высокого уровня      коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;

-  преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах  развития творческого воображения у старших дошкольников;

  • повысится педагогическая компетентность субъектов  образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
  • доля педагогов, владеющих и применяющих  технологии ТРИЗ в образовательном процессе, увеличится на 20%;
  •  информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.

Анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами.

Анализ результатов реализации настоящего проекта представлен по обозначенным критериям:

  • выявление уровня развития воображения детей старшего

дошкольного возраста, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» - автор Скрипкина Н.М.);

  • методика диагностики универсальных творческих способностей,

выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия (методика «Солнце в комнате», «Где чье место?» - авторы В.Синельников, В.Кудрявцев);

  • анкетирование педагогов;
  • анкетирование родителей.

       Анализ сравнительных результатов   за сентябрь 2012   года и май 2014  года позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании.

После проведенной работы  у воспитанников наблюдается    высокий уровень (72%)  сформированности творческого воображения;  коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68% (увеличилось количество неповторяющихся рисунков у детей, рисунки стали детализированными, фигура-эталон уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали, отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству);   у  дошкольников наблюдается повышение  высокого уровня  способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия – увеличилось количество содержательных устранений несоответствия (количество конструктивных ответов, соответствующих высокому уровню, составляет 67%).  

      Повышение компетентности родителей в вопросах формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ выросло на 48 %; вовлеченность   в образовательный процесс увеличилось  на 25%; 93%   удовлетворены качеством предоставляемых услуг в дошкольном образовательном учреждении.

 Педагоги: повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ; в систематизации знаний и умений по вопросу координации усилий детского сада и семьи по данному направлению работу.

Методы ТРИЗ способствовали также повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.    Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса, повысила эффективность проделанной работы и помогает получить положительные результаты.

Социально значимые результаты реализации проекта:

 - выработана стратегия организации партнерской деятельности воспитателя и воспитанника в процессе педагогического воздействия;

- повысилась компетентность   субъектов  образовательного процесса (педагогов, родителей/законных представителей);

- обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах  формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

- увеличилась доля воспитанников, получающих образование с использованием  технологии ТРИЗ на 50%;

- увеличилась доля педагогов, владеющих и применяющих   технологии ТРИЗ в образовательном процессе на 20%.

-  информация о проекте представлена на     интернет-сайте ДОУ;    в социальной сети работников образования .

        Таким образом, результаты детей свидетельствуют о том, что разработанная комплексная система использования возможностей   технологии ТРИЗ  оптимизирует  образовательный процесс,    в целом содействуют гармонизации развития.

      Включение в практику   работы   технология ТРИЗ позволила оптимизировать процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и добиться качественных изменений в их развитии; помогла  развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.  

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе, предполагаю продолжить работу по оптимизации образовательной  работы с детьми средствами технологии ТРИЗ через расширение их арсенала, как за счет  готовых информационных продуктов, так и разработкой собственных.

Планирую создать персональный блог, где будет представлен обобщенный и систематизированный опыт работы по проблеме развития творческого воображения в  образовательной  работе с детьми.


Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.
  2.  Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3.   Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2.                                                  
  4.  Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду.  2008. №6.2009. №№1,2.1.
  5.  Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999
  6.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
  7.   Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2997.
  8.  Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.1993. -№4. -С. 23-26.
  9.  Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24, 2003.
  10. Т.А.Сидорчук , Лелюх С.В., Хоменко Н.Н.    «Алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками»,    Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников).
  11.  С.Н.Котов, А.И.Никашин  «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы  педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»

Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"

Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии...

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА

Конструирование из лего-конструкторов полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этому р...