Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
проект (старшая группа) на тему
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании комплексной системы развития творческого воображения старших дошкольников посредством методов ТРИЗ. Проект предназначен для детей старших дошкольников, воспитателей и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_neobkhodimosti_proekta.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование необходимости проекта
В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.
Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", изменилась цель образовательной работы дошкольной системы образования, где достижения воспитанников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а комплексом основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.
В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.
Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:
- между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного направления работы;
- между необходимостью повышения качества совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;
- между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.
Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проекта - повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ.
Задачи проекта:
- анализ нормативной, методической литературы по проблеме повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
- разработка системы работы с участниками образовательного процесса, которая будет направлена на повышение уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
- обеспечение положительной динамики качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения и мышления детей 5-7 лет; коэффициента оригинальности; высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
- обоснование педагогических условий повышения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ;
- определение возможности развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях как средства повышения уровня творческого воображения.
Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей 5-7 лет.
Предмет исследования - процесс повышения уровня творческого воображения детей 5-7 лет средствами ТРИЗ.
Основное содержание проекта
Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию, основанную на анализе специальной литературы, сформулированную в ходе концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана стратегия реализации, а также принципы внедрения новых средств и методов в образовательный процесс.
Методологическая основа проекта
Методологическую основу данного опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили
-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.);
-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности;
-разработки С.Н.Котова, А.И.Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ), которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога и т.д.;
-разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».
Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.
Принципы реализации проекта:
-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;
-принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей детей;
-принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познание»;
-принцип системности; -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;
-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).
Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:
-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора);
-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);
-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).
Для организации развивающей работы с детьми по развитию творческого воображения средствами ТРИЗ мною был разработан программно-методический комплекс, поддерживающий образовательный процесс на различных этапах обучения и обеспечивающий наиболее оптимальный путь его включения в систему развивающего обучения.
В программно-методический комплекс вошли: систематизированные варианты игровых заданий и упражнений с использованием Кругов Луллия, систематизированные задания, упражнения, игры, конспекты НОД с применением ММЧ с последовательным усложнением; систему планирования; серию тематических интегрированных занятий с элементами авторских доработок; дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей; методы целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; цикл занятия «Школы для родителей»; методические рекомендации педагогам и родителям по формированию творческого воображения дошкольников.
В работе с детьми я использую следующие методы и технологии ТРИЗ:
-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;
-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
-Метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.
- Применение проблемного метода и мозгового штурма учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его. Это формирует задатки диалектического мышления.
Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.
Практика показала, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творчества у детей.
Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.
Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато». Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.
Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.
Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.
В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолели чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами. Наши проекты - «Путешествие в прошлое. Динозавры», «День космонавтики», «В мире добра», «Поможем растениям», «Составление сказок морально - этического характера», «Учимся вышивать», «Мой подарок маме», «Мои правила сохранения жизни», «С тренажером подружись – сил, здоровья наберись», «Форма для солдат», «Книга сказок в подарок детскому саду», «Вторая жизнь ненужных вещей». Наши дети принимали участие в международных, городских конкурсах и неоднократно становились победителями. Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание завершенных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей. Мною была разработана серия праздников с участием родителей, созданные на основе использования методов ТРИЗ: КВН «Родители и дети», «Мы – эрудиты», «В стране сказок». В традицию вошло проведение «Дня коллекционера»: «Киндер-сюрприз», «Мои модельки», «Открытки». Все эти мероприятия сближают родителей, воспитателей и детей. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.
Методы и приемы ТРИЗ технологии использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитывались основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи стараюсь организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер; использовать специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю.
Работая с применением ТРИЗ-технологии, я пришла к выводу, что одним из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций.
Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.
Средства обучения, используемые при работе с детьми: наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, клубная деятельность, беседы, консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников»; и с педагогами: консультации («Воображение и мышление у детей дошкольного возраста», «Творческая работа в системе обучения детей старшего дошкольного возраста», семинар «Технологии развивающего обучения», открытые занятия.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий
I этап - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.):
Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.
II этап - – основной (декабрь 2012 – февраль - 2014г). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
III этап – аналитико-обобщающий (март – май 2014г.). Сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Механизм мониторинга результативности проекта:
Критерии оценки эффективности проекта:
- показатели уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- показатели уровня компетентности педагогов;
- показатели уровня компетентности родителей.
Средства оценки эффективности проекта:
- выявление уровня развития воображения детей старшего
дошкольного возраста, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» - автор Скрипкина Н.М.);
- методика диагностики универсальных творческих способностей,
выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия (методика «Солнце в комнате», «Где чье место?» - авторы В.Синельников, В.Кудрявцев);
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
Система оценки результатов проекта представлена 2 этапами:
Оценка перед началом проекта – первоначальная оценка состояния в соответствии с критериями оценки, которые будут использоваться в ходе всего проекта (сентябрь 2012 года);
Итоговое оценивание проекта осуществляется теми же методами, что и предыдущие (май 2014 года). Результаты анализируются с целью корректировки модели.
Ресурсное обеспечение проекта.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса в свете повышения эффективности развития творческого воображения дошкольников, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.
Программное обеспечение: используемая рабочая программа (образовательная область «Познание») разработана мною в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, программой «Истоки», учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Материально-технические ресурсы: мультимедийная установка, ноутбук для применения ИКТ; магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; CD – DVD - диски. В группе создана соответствующая развивающая среда - зона, куда вошла группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений; пособие кргуи Луллия и наборы карточек к ним, дидактические развивающие игры и пособия, подобран диагностический инструментарий.
Кадровое обеспечение: уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта.
Срок реализации проекта – 2 года (сентябрь 2012г – май 2014г).
План реализации проекта:
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт |
I этап - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012г.). Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта. Определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей. | ||
1.1. Изучение методической и специальной литературы по проблеме формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь 2012г. | выводы о степени разработанности и об особенностях применения в образовательном процессе |
1.2. Изучение нормативной документации | Сентябрь 2012г. | пакет нормативных документов |
1.3. Использование возможностей технологии ТРИЗ как средства оптимизации работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста | Сентябрь 2012г. | педагогический проект |
1.4. Анализ условий реализации проекта | Сентябрь 2012г. | Ресурсная база проекта |
1.5. Определение критериев оценки и способов мониторинга | Сентябрь 2012г. | Механизм мониторинга реализации проекта |
1.6. Полное диагностическое обследование | Сентябрь 2012г. | результаты обследования |
1.7. Определение количественных показателей сформированности творческого воображения | Сентябрь 2012г. | результаты обследования |
1.8. Углубленный анализ на основе данных обследования | Сентябрь 2012г. | результаты обследования |
II этап. – основной (декабрь 2012 – февраль - 2014г): реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Внедрение педагогического проекта. | ||
2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений. | Декабрь 2012г. | Подборка материалов |
2.2. Разработка плана применения комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий. | Декабрь 2012г-январь 2013г. | Перспективный план работы |
2.3.Апробация комплекта | Январь 2013г.- февраль 2014г. | Комплект наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий |
2.4. Внедрение в образовательный процесс | декабрь 2012 – февраль - 2014г | |
2.5. Разработка методических рекомендаций по применению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в формировании творческого воображения детей старшего дошкольного возраста | 2013г. | Методические рекомендации |
2.6. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах развития творческого воображения у детей | октябрь | Программа Мастер-класса «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через внедрение технологии ТРИЗ» |
2.7. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития творческого воображения у детей | ноябрь | |
2.8. Организация работы по включению комплекта наглядно-дидактических и электронных (мультимедийных) ТРИЗ пособий в образовательный процесс | методика занятий с использованием комплекта | |
2.9.* Организация преемственности в работе с воспитателями групп и педагогом-психологом | До 15 .09. | перспективный план взаимосвязи |
2.10.Семинар–практикум «Формирование творческого воображения у дошкольников» | ноябрь | Повышение компетентности воспитателей |
2.11.Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями работы по формированию творческого воображения дошкольников - выступления на родительских собраниях, - организация открытых просмотров НОД - консультации, беседы | В течение учебного года | Повышение компетентности родителей (законных представителей) |
III этап. Аналитико-обобщающий (март – май 2014г.): сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. | ||
3.1. Мониторинг результатов реализации хода проекта | Май 2014г | -результаты обследования |
3.2. Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов | Март - май 2014г | - аналитическая справка - педагогический проект |
*Примечание: в плане реализации проекта графа «ответственный» отсутствует, ввиду того, что при реализации данного педагогического проекта в описанных мероприятиях ответственным лицом является сам воспитатель, лишь в пункте:
№ пункта | Ответственный |
2.9. | воспитатель, педагог-психолог |
Ожидаемые результаты:
- будут обеспечены:
- положительная динамика качественных показателей высокого уровня сформированности творческого воображения;
- положительная динамика качественных показателей высокого уровня коэффициента оригинальности у воспитанников, высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное»;
- преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития творческого воображения у старших дошкольников;
- повысится педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей), качество совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах развития творческого воображения;
- доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе, увеличится на 20%;
- информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.
Анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами.
Анализ результатов реализации настоящего проекта представлен по обозначенным критериям:
- выявление уровня развития воображения детей старшего
дошкольного возраста, способности создавать оригинальные образы (методика «Дорисовывание фигур» - автор Скрипкина Н.М.);
- методика диагностики универсальных творческих способностей,
выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия (методика «Солнце в комнате», «Где чье место?» - авторы В.Синельников, В.Кудрявцев);
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
Анализ сравнительных результатов за сентябрь 2012 года и май 2014 года позволяет говорить о позитивной тенденции в их формировании.
После проведенной работы у воспитанников наблюдается высокий уровень (72%) сформированности творческого воображения; коэффициент оригинальности у воспитанников составляет 68% (увеличилось количество неповторяющихся рисунков у детей, рисунки стали детализированными, фигура-эталон уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали, отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству); у дошкольников наблюдается повышение высокого уровня способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия – увеличилось количество содержательных устранений несоответствия (количество конструктивных ответов, соответствующих высокому уровню, составляет 67%).
Повышение компетентности родителей в вопросах формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ выросло на 48 %; вовлеченность в образовательный процесс увеличилось на 25%; 93% удовлетворены качеством предоставляемых услуг в дошкольном образовательном учреждении.
Педагоги: повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование методов ТРИЗ; в систематизации знаний и умений по вопросу координации усилий детского сада и семьи по данному направлению работу.
Методы ТРИЗ способствовали также повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе. Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса, повысила эффективность проделанной работы и помогает получить положительные результаты.
Социально значимые результаты реализации проекта:
- выработана стратегия организации партнерской деятельности воспитателя и воспитанника в процессе педагогического воздействия;
- повысилась компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей/законных представителей);
- обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- увеличилась доля воспитанников, получающих образование с использованием технологии ТРИЗ на 50%;
- увеличилась доля педагогов, владеющих и применяющих технологии ТРИЗ в образовательном процессе на 20%.
- информация о проекте представлена на интернет-сайте ДОУ; в социальной сети работников образования .
Таким образом, результаты детей свидетельствуют о том, что разработанная комплексная система использования возможностей технологии ТРИЗ оптимизирует образовательный процесс, в целом содействуют гармонизации развития.
Включение в практику работы технология ТРИЗ позволила оптимизировать процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и добиться качественных изменений в их развитии; помогла развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе, предполагаю продолжить работу по оптимизации образовательной работы с детьми средствами технологии ТРИЗ через расширение их арсенала, как за счет готовых информационных продуктов, так и разработкой собственных.
Планирую создать персональный блог, где будет представлен обобщенный и систематизированный опыт работы по проблеме развития творческого воображения в образовательной работе с детьми.
Литература
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.
- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2.
- Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1.
- Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2997.
- Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.1993. -№4. -С. 23-26.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24, 2003.
- Т.А.Сидорчук , Лелюх С.В., Хоменко Н.Н. «Алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками», Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников).
- С.Н.Котов, А.И.Никашин «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...
Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"
Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....
Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии
Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии...
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА
Конструирование из лего-конструкторов полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этому р...