Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Марина Борисовна
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы. Воспитатель: Смирнова М. Б., апрель 2020 г. Тема: " Путешествие по родному краю" Цель: обобщение представлений детей о народных художественных промыслах Вологодского края: кружевоплетения, росписи по бересте, финифти, черни по серебру, изразцам. Задачи: - содействовать обогащению представлений детей о географическом, культурном положении Вологодской области, отдельных ее городах и населенных пунктах, где вологодские мастера занимаются художественными промыслами (г. Вологда, г. Великий Устюг, село Куракино Кириловский район); - углубить знания детей о художественных народных промыслах Вологодской области; - обогащать словарный запас детей: кроссворд, кружево, кружевница, шемогодская береста, северная чернь, изразцы, финифть,шило, промыслы, изделия; - воспитывать интерес к художественным промыслам родного края; - способствовать развитию эстетического вкуса. Оборудование: - фотоматериал по теме, изделия вологодского кружева, северной черни, шемогодской бересты, карта Вологодской области, магнитная доска с кроссвордом, кукла в Вологодском наряде, фонограмма "Тройка с бубенцами". Предварительная работа: - оформила "мир" Вологодское кружево, рукотворная береста; в гостях у детей побывала кружевница Харитонова Т. К.; провела беседу "Вологодское кружево" с использованием интерактивной презентации; рассмотрели альбом "Финифть", "Изразцы"; познакомила с изделиями Северной черни; сделала лэпбук "Народные промыслы Вологодского края"; показала видео фильмы "«Искусство плетения из бересты и шемоготская роспись», «Северная чернь Великий Устюг», «Музей вологодского кружева».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.

Воспитатель: Смирнова М. Б., апрель 2020 г.

Тема: " Путешествие по родному краю"

Цель: обобщение представлений детей о народных  художественных промыслах Вологодского края: кружевоплетения, росписи по бересте, финифти, черни по серебру, изразцам.

Задачи: 

- содействовать обогащению представлений детей о географическом, культурном положении Вологодской области, отдельных ее городах и населенных пунктах, где вологодские мастера занимаются художественными промыслами (г. Вологда, г. Великий Устюг, село Куракино Кириловский  район);

- углубить знания детей о художественных народных промыслах Вологодской области;

- обогащать словарный запас детей: кроссворд, кружево, кружевница, шемогодская береста, северная чернь, изразцы, финифть,шило, промыслы, изделия;  

- воспитывать интерес к художественным промыслам родного края;

- способствовать развитию эстетического вкуса.

Оборудование:

- фотоматериал по теме, изделия вологодского кружева, северной черни, шемогодской бересты, карта Вологодской области, магнитная доска с кроссвордом, кукла в Вологодском наряде, фонограмма "Тройка с бубенцами".

Предварительная работа:

- оформила "мир" Вологодское кружево, рукотворная береста; в гостях у детей побывала кружевница Харитонова Т. К.; провела беседу "Вологодское кружево" с использованием интерактивной презентации; рассмотрели альбом "Финифть", "Изразцы"; познакомила с изделиями Северной черни; сделала лэпбук "Народные промыслы Вологодского края"; показала видео фильмы "«Искусство плетения из бересты и шемоготская роспись», «Северная чернь Великий Устюг», «Музей вологодского кружева».

 

 Ход занятия.

(Дети стоят на ковре. Звучит фонограмма "Тройка с бубенцами").

В:  Слышите, что это за звук? (бубенцы) Похоже на тройку лошадей с бубенцами. Кто, это к нам приехал на тройке лошадей? Пойду, посмотрю.

Вхожу с куклой.

В: Ребята, да это же Варвара - Краса длинная коса. Встречайте гостью.

(Здороваемся).

В: Варвара говорит, что очень любит отгадывать кроссворды, но последний оказался ей не по силам.

Варвара, может мы сможем тебе чем-нибудь помочь? Дети, поможем?

Смотрю на кроссворд задумчиво.

Да это же кроссворд  о  народных художественных промыслах нашего края. Дети, а как называется наш родной край? (Вологодский).

В: А что такое народные художественные промыслы? (ответы детей).

В: Да, вологодские люди - удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя. Своими руками вологжане творили чудеса: плели, лепили, чернили, вырезали, делали много различных предметов для своей семьи, своих детей. Так появились художественные народные промыслы.

В: Варвара, я думаю, чтобы найти ответы на вопросы этого  кроссворда, нам следует отправиться в путешествие по Вологодскому краю.  Согласны? На чем же мы отправимся? (ответы) Варвара предлагает на тройке, как раньше на Руси. (Картинка тройки). Садитесь поудобнее, поехали. (Звучит фонограмма "Тройка с бубенцами"). Мы с вами отправимся на северо - восток нашей области. А куда я вам подскажу:

                   Мастерами Устюг славится,

                   Чудо - чернь по серебру!

                   Моя Родина - красавица,

                   Знаю городок в миру!  

В: Как называется город , в который мы приехали? (Великий Устюг). Найдем этот город на карте.

В: Варвара, ответ на какой вопрос кроссворда мы будем искать в этом городе? Каким промыслом славится Великий Устюг? Ответ ищите в "чудесном мешочке".

Варвара предлагает вам отгадать, что находится в этом "чудесном мешочке". Игра (серьга - чернь по серебру).....

В:  Великий Устюг - город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром северной черни.       Умелые люди живут в Великом Устюге. Рассматриваем  северную чернь. "Это - чудо, так уж чудо! Удивлен ребячий взор. На серебряной посуде - удивительный узор. По металлу пляшут блики. Сказок хитрая игра, только в Устюге Великом есть такие мастера. Тут всемирного значенья создан редкостный завод. Это все зовется чернью, говорит честной народ."

В:  Как называется удивительный узор на серебряном изделии? (Чернь).

(Собираю предметы  в футляр для украшений)

Впишем первое слово в кроссворд.

В:  Кто расскажет этапы чернения?

1. Из серебряной заготовки вырезают изделие (например, браслет).

2. На нем резцом гравируют рисунок.

3. Готовят черневую массу.

4. Эту массу наносят на рисунок.

5. Изделие держат над слабым огнем, черневая масса плавится и соединяется с серебром.

6. Поверхность изделия шлифуют так, чтобы чернь осталась только в рисунке.

 В: Продолжим помогать Варваре отгадывать кроссворд.

Из какого материала изготовлен этот туесок? (Показ)

В: Берестяные вещи, украшенные резьбой, приобретают вид нарядных, искусно выполненных изделий. Не случайно ажурные орнаменты называют "берестянным кружевом".

В:  Назовите особо популярную великоустюжскую резьбу по бересте.

(Шемогодская резьба).

В: Из каких деталей состоит узор шемогодских мастеров? (стелющийся стебель с удлиненными листьями и закрученные ветки, на их кончиках - круглые розетки, ягодки,цветы, трилистники).

Кто прочтёт стихотворение о Шемогодской резьбе?

«Вроде все легко и просто.

  Немудреный туесок.

  А ведь мастер за берестой

  Шел в березовый лесок.

  Колдовал над белым дивом

  В сельской северной избе.

  А потом узор красивый

  Получался при резьбе.

  У любого из ремесел

  На веку своя судьба.

- Это как зовется? - спросим -

- Шемогодская резьба!»

В: А кто назовёт  инструменты мастера Шемогодской резьбы? (тупое шило, острый нож)

В: Так какое второе слово впишем в кроссворд? (Резьба).

В:  Продолжим путешествовать по этому старинному северному городу.

В:  Как  называется особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. (Финифть).

Показ изделий.

Очень интересный рассказ о производстве финифти  я записала у Ани. Послушайте, какой рассказ получился. (ребенок рассказывает)     

  Вологодская финифть - это иконы, чудесные панно, замечательные снежинки, изумительные шкатулки, красивые украшения покрытые эмалью. Сначала мастер готовил белую эмалевую основу. Пластину для основы брали металлическую. Делали нужную форму. Потом на металл наносили слой стеклянного порошка. Это называется "навести белизну". Ее отправляли в печь, там высокая температура. Получалась гладкая заготовка белого цвета. Художник специальными красками, тонкой кисточкой рисовал цветы, узоры или сказочные сюжеты. Потом опять отправлял в печь. Краски плавились, получалась красивая, блестящяя поверхность. Готовую финифть вставляли в оправу.

В:  Какое третье слово запишем в кроссворд? (финифть).

В:  Из этого города  мы увезем вот такой сувенир (резьба по бересте).

В: Куда же мы отправимся дальше? В далекое село Кирилловского района.

Садитесь в тройку лошадей. (Звучит  фонограмма «Тройка»).

В: Есть еще один вид народного искусства, в котором цветы «согревали» людей холодной зимой и радовали жарким летом. Как называется этот промысел? (Изразцы).

В:  Что такое изразцы? (Изразцы – керамические плитки с узором, которыми облицовывали печи). Техника создания изразцов очень  увлекательна. Посмотрите, как изразцы делает  художник  Куракинской мастерской  Н. Г. Мишенцева.

Видеофильм (4 минуты).

В: Варвара говорит, что среди этих картинок  не может найти изразцы. Помогите ей.  Игра «Собери все изразцы».

В: Запишем четвертое слово в кроссворд. (Изразцы). Ещё одно слово не отгадано в кроссворде. Предлагаю отправиться за  ним в старинный русский северный город. А, в какой, вам поможет фотография (Вологда).

Фото соборной горки.

Фонограмма «Тройка».

В: Нас встречает родной город Вологда. (Находим его на карте).

В:  Вологда – это областной центр, где открыли удивительный музей, известный на всю Россию. Что же представлено в музее, вам подскажет отгадка   к загадке:

"Коклюшки скакали - воротник связали.

  Еще поскакали - скатерть связали.

  Это что за красота? (кружева).

Кто хочет быть экскурсоводом в нашем импровизированном музее вологодского кружева?

Ребёнок: знаете ли вы, ребята, зачем придумали кружева? (кружевами украшали одежду, бельё, а так же комнаты).

 Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов. В это время мастерицы начинали плести кружева.

Ребёнок: Как вы думаете, что  могло понадобиться мастерицам для работы, чтобы сплести такое чудесное кружево? (коклюшки, булавки, подушка в форме валика, пяльца, сколок - рабочий рисунок, нитки льняные, крючек, ножницы)

Ребёнок: Мотивы на кружеве  были самые разные. Посмотрите, может вы какие – то узнали? (обращает внимание  на репродукции экспозиции  из музея кружева-  дети называют)

В: Хотели бы вы научиться плести кружево? (ответы детей)

В: Какое пятое  слово мы впишем в кроссворд? (кружева)

В: Вот мы и разгадали кроссворд, помогли Варваре. В этом помогли нам знания о Вологодских художественных народных промыслах.

Варвара вас благодарит за помощь. Она очень довольна, улыбается и дарит вам шкатулку с сюрпризом.

Наше путешествие по родному краю закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру: «День космонавтики».

Расширять представления детей о первом полёте в космос. Закреплять знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России. Познакомить с учёными К.Э.Циалковским, С.П.Королёвым которые стояли ...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Дары осени".

Конспект составлен для воспитателей подготовительных групп, для занятий по окружающему миру. Готовый конспект можно использовать на занятии с детьми....

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

конспект занятий в подготовительной группе по окружающему миру

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух»Цель: Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств во...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятие в подготовительной группе по окружающему миру: «Птицы».

В наши дни класс птиц насчитывает более 10 000 видов. Они покорили небо еще миллионы лет назад. Птицы бывают хищными и растительноядными, морскими и горными, перелётными и оседлыми, а некоторые из них...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Природные богатства Кузбасса»

Цель: ознакомление дошкольников с природой родной земли, с полезными ископаемыми, которыми славен Кузбасс. Задачи:Расширить представления детей о природе родной земли,...