Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Развитие слухового внимания (Путешествие на ферму)
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект индивидуального логопедического занятия.

ОНР – 2 уровня у ребёнка с дизартрией,

Тема: Развитие слухового внимания (Путешествие на ферму)

Цель: Развитие  слухового  внимания ребёнка с дизартрическими расстройствами на материале  неречевых и речевых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ferma.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

ОНР – 2 уровня у ребёнка с дизартрией,

Проводит учитель – логопед: Дурандина Елена Михайловна.

Тема: Развитие слухового внимания

(Путешествие на ферму)

Цель: Развитие  слухового  внимания ребёнка с дизартрическими расстройствами на материале  неречевых и речевых звуков. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить понятие «звук».

Учить узнавать и различать неречевые и речевые звуки.

Формировать навыки элементарного звукового анализа на материале гласных звуков.

 Коррекционно-развивающие:

Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата

Развивать силу голоса, и навыки правильного дыхания.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у ребёнка познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование:

Образы звуков, парные картинки, картинки животных и их детёнышей, дощечки для развития мелкой моторики, небольшая ширма; звучащие игрушки и предметы (молоточек, машинка, колокольчик, и пр.);

Ход занятия

1.Организационный момент Логопед с ребёнком заходят в кабинет и обнаруживают письмо: « Мы жители фермы, с нашими животными случилась беда. Ждём вашей помощи. Чтобы к нам добраться, нужно выполнить  эти задания». Смотри, сколько много заданий и все их нужно выполнить. Готов к таким трудностям? Ну, тогда в путь!

Ребёнок с логопедом рассматривают планшет (на планшете картинки, которые нужно соотнести с такими же картинками, находящихся в разных местах кабинета – пункты через которые проходит дорога к ферме).

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата

 (1 пункт – карточка массаж)

Посмотри на первую картинку, найди такую – же.

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме ( Е.Ф. Архипова)

Массаж лба
Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

Упражнение № 2

Цель: укрепление мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

Молодец, с этим заданием мы справились! Отправляемся дальше.


3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

 (2 пункт – карточка образ звуков)

Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную до 10 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Бублик» (упражнения выполняются перед зеркалом). Соотносим артикуляционную позу со звуком и образом звука.

4. Развитие голоса (3 пункт – карточка дощечки)

  • Произнесение гласных звуков, изменяя силу голоса (громко, тихо);
  • Произнесение гласных звуков с различной длительностью.  Используем дощечки с прорезями (соотносим звук с движением руки).

Развитие навыков звукового анализа:

  • Нажми на звонок, когда услышишь данный звук из ряда других звуков.
  • Послушай короткие слова и выложи схему (АУ, УА, ИА).

Здорово, и с этим заданием мы справилсь!

5. Развитие слухового внимания

 – различение неречевых звуков. ( 4 пункт – картинка ухо)

Мы с тобой будем слушать звуки.

- Что ты услышала? (шум ветра за окном, звук голосов…) Вокруг вас множество звуков.

Посмотри, сколько разных предметов перед тобой. Эти предметы могут звучать по-разному. Послушаем эти звуки.

- Ребенку демонстрируются предметы, которые издают звуки (мятая бумага, молоточек, ложка в стакане, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок по слуху узнаёт предмет, издающий звук.

- Включается аудиозапись «Утро в деревне». Ребёнок прослушивает её, называет, голоса каких животных и птиц он услышал.

Молодец! Мы услышали голоса животных, значит ферма где-то рядом. Давай посмотрим по сторонам, так вот и она.

- различение речевых звуков (5 пункт – картинка ферма)

Мы с тобой попали на ферму. Что же тут случилось?

- Маленькие животные разбежались по всей ферме и не хотят возвращаться к своим мамам, давай  поможем животным найти и позвать своих детенышей.

Собака кого будет искать?.........щенка.

Как собака позовёт щенка? (гав-гав-гав)

– Мы позовем щенка громко-громко – гав-гав-гав.

Как собака голос подавала? Что она делала?  - собака лаяла.

Кого курица будет искать?.......цыплёнка.

Как курица позовёт цыплёнка? (Ко-ко-ко)

– Мы позовем цыплёнка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Ко-ко-ко.

Как курица голос подавала? Что она делала? – кудахтала.

Кого корова будет искать?........телёнка.

Как корова позовёт телёнка? (Му-му-му)

– Мы позовем теленка, мы будем звать его протяжно, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

Как корова голос подавала? Что она делала? – мычала.

Кого лошадь будет искать? ………жеребёнка.

Как лошадь позовёт жеребёнка? (Иго-го).

– Мы позовем жеребёнка, мы будем звать его весело  – Иго-го.

Как лошадь голос подавала? Что она делала? – ржала.

( Во время звукоподражательных упражнений ребёнок фломастером проводит дорожку от мам к их детёнышам).

Мы помогли детёнышам найти своих мам.

Спасибо тебе за помощь!

7. Итог занятия –

Во время нашего путешествия мы узнали, что звуки издают разные предметы, животные, и мы с тобой — говорим. Посмотри на этот плакат и постарайся сам сделать вывод о звуках: Звуки мы слышим и произносим!

Я его тебе подарю и ты в группе ребятам расскажешь о звуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПОСТАНОВКА [Л]

 ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААлисова Е.И., учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №8 с...

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия (воспитанники с ОНР)

Конспект открытого логопедического занятия по развитиюслухового внимания и фонематического восприятия(воспитанники с ОНР)...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»

Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...