Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи

в старшей группе «Дифференциация звуков [ч] - [ц]» 

Цель: Формирование умения дифференцировать звуки «Ч» - «Ц».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки Ц-Ч;
  • Упражнять детей в произношении звуков «Ч» - «Ц»;
  • Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • Закреплять умение преобразовывать слова при  помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков С-Ш.

Развивающие:

  • Развивать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, мышление, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность;
  • Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Словарная работа:

Активизация словаря: пираты, воздушный шар, чебурашка, цыпленок.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • Просмотр видеоролика «Пираты»;
  • Работа с мнемотаблицей «Отгадай скороговорку»;
  • Рассматривание иллюстраций  к играм: «Найди домик для картинки», «Где спрятался звук?».

Словесные:

  • Проговаривание скороговорок;
  • Загадки на звуки «Ц-Ч»;
  • Указания;
  • Объяснение.

Игровые:

  • Дидактическая игра «Найди домик для картинки»;
  • Игровое упражнение «Назови ласково» (с мячом);
  • Игровое упражнение «Хлопни-топни»;
  • Дидактическая игра «Где спрятался звук?».

Методы повышения речевой активности:

  • Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Игра-приветствие «Скажем, здравствуйте!»;
  • Сюрпризный момент (появление разбойников на экране);
  • Проблемная ситуация «На поиски сокровищ».

Предварительная работа:

Выполнение артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок», игровое упражнение «Поймай звук», работа с мнемотаблицами «Угадай сказку», заучивание  скороговорок, разучивание физминутки «Воздушный шар».

Материалы и оборудование:  ТСО (телевизор, ноутбук),  мяч, зеркала на каждого ребенка, макет «записка разбойников», два мольберта, картинки-иллюстрации, звуковые карточки,  сундучок, раскраски.

Ход НОД:

Дети играют на ковре в свободном общении.

Воспитатель: Ребята,  предлагаю вспомнить игру-приветствие.

Дети стоят  на ковре.

«Игра-приветствие»

Дети хором произносят:

Скажем, здравствуйте руками (хлопают в ладоши).

Скажем, здравствуйте ногами  (топают).

Скажем, здравствуйте глазами (моргают).

Скажем, здравствуйте мы ртом (здравствуйте).

Стало радостно кругом (улыбнулись)!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Пираты»

«Здравствуйте ребята! Мы спрятали сокровища  на волшебном острове. Вы сможете их найти, если выполните задания, которые мы для вас придумали».

Воспитатель: Ребята, кто приготовил для нас задания?

Дети: Разбойники, пираты.

Воспитатель: Пираты, повторите, ребята.

Дети: Пираты.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие на волшебный остров за сокровищами? (Да).  

Воспитатель: А на чём можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре.

Воспитатель: Отличная идея, Вика! Полетим на воздушном шаре! Ребята, скажем все вместе: «На воздушном шаре»!

Дети: На воздушном шаре!

Воспитатель: Но сначала давайте его надуем.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»

Дети встают на ковер в маленький круг

Воспитатель: Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

Руками изображают шар, идут в круг, из круга.

Воспитатель: Летим!

На слайде – изображение воздушного шара.

А теперь надо приземлиться. Наш шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

На экране появляется слайд с изображением солнечного острова.

Воспитатель: Вот и попали мы с вами на остров. Здесь нам придётся много и правильно говорить, поэтому нужно размять наши язычки. Присаживайтесь на стульчики и возьмите зеркала.

Дети берут зеркала. Зеркала под стульчиками.

Артикуляционная гимнастика « Жил весёлый Язычок »

Воспитатель и дети:

Жил весёлый Язычок в маленьком домишке,

Превращался во что мог, на радость всем детишкам.

Воспитатель:

Вот в лопатку превратился и на губке развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

(Дети выполняют упражнение «лопаточка»)

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.

(Дети выполняют упражнение «чашечка»)

А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни и иголкой уколи.

(Дети выполняют упражнение «иголочка»)

Язычок наш захотел – на качелях полетел,

Летят они, то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.

(Дети выполняют упражнение «качели»)

А теперь вот, погляди, - это скачут лошади.

Языком пощёлкай ты, как копытами они.

(Дети выполняют упражнение «лошадка»)

Воспитатель и дети:

Так живёт наш Язычок в маленьком домишке.

Превращается во всё на радость всем детишкам!

Воспитатель обращает внимание на бумажный свёрток.

Воспитатель:  Смотрите, записка, что же в ней? (читает)

Здесь все задания разбойников. Первое задание «Отгадай скороговорку».

На экране изображена мнемотаблица.

Воспитатель: Какая скороговорка здесь спрятана?

Ребенок: «У черной курицы четыре цыпленка».

Воспитатель: Сережа, как ты догадался? (на схеме изображены 5 кружочков:  один большой и четыре маленьких).

Воспитатель: Повтори скороговорку,  Даша, повтори Самина. Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Дети: Чаще всего мы слышим звуки Ч-Ц.

Воспитатель: Давайте проговорим все вместе.  Какие скороговорки с этими звуками вы знаете?

Дети:

  • Обруч я верчу, кручу – циркачом я стать хочу!
  • Летит скворец – зиме конец!
  • Скворцы и синицы – веселые птицы!
  • Цыпленок и курица пьют водицу на улице!
  • Печник починит печь – будет печь отлично печь!

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Читаю записку разбойников) Следующее задание – загадки от разбойников.

На экране демонстрируются слайды- отгадки.

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

(Цыплята)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

"Пейте чай, вода вскипела".

(Чайник)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

День и ночь они идут

Никогда не устают

Монотонно шепчут в такт:

Тик так, тик и так

Стрелки, будто как усы.

Называются ….(Часы)

 

Воспитатель: Отлично, все загадки отгадали верно. Переходим к заданию, которое называется «Хлопни – топни». Я буду произносить слова, если в начале слова вы услышите звук [Ц] – вам нужно хлопнуть, если услышите звук [Ч]- топнуть. Вставайте со стульчиков и будьте внимательны.

Дети стоят возле стульчиков.

Игровое упражнение «Хлопни-топни»

Воспитатель: Чайник, черепаха, цапля, чемодан, царевна, чеснок, цыпленок, цирк, часы, цветок, цифра, чебурашка.

Дети выполняют соответствующие движения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, присаживайтесь, а я посмотрю, что ещё приготовили для нас разбойники.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Задание называется «Найди домик для картинки». На столе лежат картинки, вам нужно взять по одной, внимательно посмотреть на картинку и  подумать какой звук есть в этом слове Ц или Ч. Картинки со звуком Ч поселим в домик Чебурашки, а со звуком Ц – в домик цыпленка.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли верно. Дети произносят слова – названия картинок.

Воспитатель: Следующее задание «Назови ласково». Вставайте  в круг. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное с помощью звука Ч  и бросайте мне мяч обратно.  Например,  «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Лицо – личико

Цыпленок – цыпленочек

Цветок – цветочек.

Воспитатель: И еще одно задание от разбойников вы отлично выполнили! Чтобы приступить к последнему заданию, пройдите к столам.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: Задание называется «Где спрятался звук?». Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова спрятались звуки Ч-Ц.  Слова: чайник, ключ, бочка, цапля, заяц, курица.

Один ребенок работает у доски, остальные на местах.

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Предлагаю пройти на ковер.

На экране появляется изображение разбойников.

 «Ребята, вы выполнили все задания и справились с ними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища!»

Воспитатель обращает внимание детей на сундук с сокровищами.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, сундучок с сокровищами мы возьмем с собой.

Физминутка «Воздушный шар»

Дети:

- Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

(Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).

- В группу мы к себе летим, оказаться там хотим.

( Кружатся на месте и присаживаются на стульчики).

Воспитатель: Где мы были, ребята? Что мы делали на волшебном острове? Какое задание показалось вам самым сложным? Что вам больше всего понравилось?

(Дети открывают сундук с сокровищами, идут рисовать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»

Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....