Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "ЗКР звуки Ц-Ч" | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию звуковой культуры речи
в старшей группе «Дифференциация звуков [ч] - [ц]»
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки «Ч» - «Ц».
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки Ц-Ч;
- Упражнять детей в произношении звуков «Ч» - «Ц»;
- Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- Закреплять умение преобразовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков С-Ш.
Развивающие:
- Развивать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, мышление, зрительное восприятие, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.
Словарная работа:
Активизация словаря: пираты, воздушный шар, чебурашка, цыпленок.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Просмотр видеоролика «Пираты»;
- Работа с мнемотаблицей «Отгадай скороговорку»;
- Рассматривание иллюстраций к играм: «Найди домик для картинки», «Где спрятался звук?».
Словесные:
- Проговаривание скороговорок;
- Загадки на звуки «Ц-Ч»;
- Указания;
- Объяснение.
Игровые:
- Дидактическая игра «Найди домик для картинки»;
- Игровое упражнение «Назови ласково» (с мячом);
- Игровое упражнение «Хлопни-топни»;
- Дидактическая игра «Где спрятался звук?».
Методы повышения речевой активности:
- Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игра-приветствие «Скажем, здравствуйте!»;
- Сюрпризный момент (появление разбойников на экране);
- Проблемная ситуация «На поиски сокровищ».
Предварительная работа:
Выполнение артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок», игровое упражнение «Поймай звук», работа с мнемотаблицами «Угадай сказку», заучивание скороговорок, разучивание физминутки «Воздушный шар».
Материалы и оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), мяч, зеркала на каждого ребенка, макет «записка разбойников», два мольберта, картинки-иллюстрации, звуковые карточки, сундучок, раскраски.
Ход НОД:
Дети играют на ковре в свободном общении.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вспомнить игру-приветствие.
Дети стоят на ковре.
«Игра-приветствие»
Дети хором произносят:
Скажем, здравствуйте руками (хлопают в ладоши).
Скажем, здравствуйте ногами (топают).
Скажем, здравствуйте глазами (моргают).
Скажем, здравствуйте мы ртом (здравствуйте).
Стало радостно кругом (улыбнулись)!
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Обратите внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Пираты»
«Здравствуйте ребята! Мы спрятали сокровища на волшебном острове. Вы сможете их найти, если выполните задания, которые мы для вас придумали».
Воспитатель: Ребята, кто приготовил для нас задания?
Дети: Разбойники, пираты.
Воспитатель: Пираты, повторите, ребята.
Дети: Пираты.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие на волшебный остров за сокровищами? (Да).
Воспитатель: А на чём можно путешествовать?
Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре.
Воспитатель: Отличная идея, Вика! Полетим на воздушном шаре! Ребята, скажем все вместе: «На воздушном шаре»!
Дети: На воздушном шаре!
Воспитатель: Но сначала давайте его надуем.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Дети встают на ковер в маленький круг
Воспитатель: Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
Руками изображают шар, идут в круг, из круга.
Воспитатель: Летим!
На слайде – изображение воздушного шара.
А теперь надо приземлиться. Наш шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
На экране появляется слайд с изображением солнечного острова.
Воспитатель: Вот и попали мы с вами на остров. Здесь нам придётся много и правильно говорить, поэтому нужно размять наши язычки. Присаживайтесь на стульчики и возьмите зеркала.
Дети берут зеркала. Зеркала под стульчиками.
Артикуляционная гимнастика « Жил весёлый Язычок »
Воспитатель и дети:
Жил весёлый Язычок в маленьком домишке,
Превращался во что мог, на радость всем детишкам.
Воспитатель:
Вот в лопатку превратился и на губке развалился.
Распластался, растянулся и губами улыбнулся.
(Дети выполняют упражнение «лопаточка»)
Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.
(Дети выполняют упражнение «чашечка»)
А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни и иголкой уколи.
(Дети выполняют упражнение «иголочка»)
Язычок наш захотел – на качелях полетел,
Летят они, то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.
(Дети выполняют упражнение «качели»)
А теперь вот, погляди, - это скачут лошади.
Языком пощёлкай ты, как копытами они.
(Дети выполняют упражнение «лошадка»)
Воспитатель и дети:
Так живёт наш Язычок в маленьком домишке.
Превращается во всё на радость всем детишкам!
Воспитатель обращает внимание на бумажный свёрток.
Воспитатель: Смотрите, записка, что же в ней? (читает)
Здесь все задания разбойников. Первое задание «Отгадай скороговорку».
На экране изображена мнемотаблица.
Воспитатель: Какая скороговорка здесь спрятана?
Ребенок: «У черной курицы четыре цыпленка».
Воспитатель: Сережа, как ты догадался? (на схеме изображены 5 кружочков: один большой и четыре маленьких).
Воспитатель: Повтори скороговорку, Даша, повтори Самина. Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
Дети: Чаще всего мы слышим звуки Ч-Ц.
Воспитатель: Давайте проговорим все вместе. Какие скороговорки с этими звуками вы знаете?
Дети:
- Обруч я верчу, кручу – циркачом я стать хочу!
- Летит скворец – зиме конец!
- Скворцы и синицы – веселые птицы!
- Цыпленок и курица пьют водицу на улице!
- Печник починит печь – будет печь отлично печь!
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Читаю записку разбойников) Следующее задание – загадки от разбойников.
На экране демонстрируются слайды- отгадки.
Желтые комочки
Ходят возле квочки.
(Цыплята)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу,
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела".
(Чайник)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
День и ночь они идут
Никогда не устают
Монотонно шепчут в такт:
Тик так, тик и так
Стрелки, будто как усы.
Называются ….(Часы)
Воспитатель: Отлично, все загадки отгадали верно. Переходим к заданию, которое называется «Хлопни – топни». Я буду произносить слова, если в начале слова вы услышите звук [Ц] – вам нужно хлопнуть, если услышите звук [Ч]- топнуть. Вставайте со стульчиков и будьте внимательны.
Дети стоят возле стульчиков.
Игровое упражнение «Хлопни-топни»
Воспитатель: Чайник, черепаха, цапля, чемодан, царевна, чеснок, цыпленок, цирк, часы, цветок, цифра, чебурашка.
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, присаживайтесь, а я посмотрю, что ещё приготовили для нас разбойники.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Задание называется «Найди домик для картинки». На столе лежат картинки, вам нужно взять по одной, внимательно посмотреть на картинку и подумать какой звук есть в этом слове Ц или Ч. Картинки со звуком Ч поселим в домик Чебурашки, а со звуком Ц – в домик цыпленка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Давайте проверим, все ли верно. Дети произносят слова – названия картинок.
Воспитатель: Следующее задание «Назови ласково». Вставайте в круг. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное с помощью звука Ч и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Страница – страничка
Лицо – личико
Цыпленок – цыпленочек
Цветок – цветочек.
Воспитатель: И еще одно задание от разбойников вы отлично выполнили! Чтобы приступить к последнему заданию, пройдите к столам.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: Задание называется «Где спрятался звук?». Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова спрятались звуки Ч-Ц. Слова: чайник, ключ, бочка, цапля, заяц, курица.
Один ребенок работает у доски, остальные на местах.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю пройти на ковер.
На экране появляется изображение разбойников.
«Ребята, вы выполнили все задания и справились с ними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища!»
Воспитатель обращает внимание детей на сундук с сокровищами.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, сундучок с сокровищами мы возьмем с собой.
Физминутка «Воздушный шар»
Дети:
- Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.
(Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).
- В группу мы к себе летим, оказаться там хотим.
( Кружатся на месте и присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Где мы были, ребята? Что мы делали на волшебном острове? Какое задание показалось вам самым сложным? Что вам больше всего понравилось?
(Дети открывают сундук с сокровищами, идут рисовать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....
конспект нод по речевому развитию в старшей логопедической группе тема: «дифференциация звуков ч-щ»
Занятие составленно для детей логопедической старшей группы....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе:"Звуки [т],[т\']. Буква Т."
Конспект НОД по речевому развитию...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
дифференциация звуков [с], [ц] на слух и в собственной речи...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» - «Ш»
Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...
Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие
В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....