Город гласных. Звук А.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

В методическую копилку. Обучение грамоте. Звук А. Буква А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_-_kopiya.docx16.33 КБ
Файл a.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Город гласных

Звук А

I этап

Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

Анализ артикуляции звука. При произнесении звука А рот широко открыт, нет преграды голосу. Звук можно петь, произносить длительно.

Фонетическая зарядка.

(Пропевание стихотворения на простой мотив)

Громким голосом споем: А-А-А! (Дети подпевают громко.)

Тихим голосом споем: А-А-А! (Тихо.)

Звонким голосом споем: А-А-А! (Звонко, высоко.)

Грубым голосом споем: А-А-А! (Низко.)

Голосом, голосом все поют вокруг,

Потому что А-А-А – это гласный звук.

Красивый и певучий этот гласный звук,

Голосом, голосом все поют вокруг.

А-А-А. (Петь по нотам знакомой песенки.)

Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха

Содержание упражнений

Выполняемые действия

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Дети держат ладошки пальчиками вверх.

Крутят кистями рук вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, пять -

Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших.

Могут пальчики играть!

Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Ветерок

Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку.

Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Наковальня»

Предложить детям «ковать» язычок. Закусить широкий тонкий язык между обнаженными зубами и медленно раздельно говорить: «Та-та-та». Потом зажать широкий язык между губами и говорить: «Па-па-па».

Мы прижмем язык зубами: «Та-та-та».

А теперь прижмем губами: «Па-па-па».

II этап

Образное называние звука или звукосочетания.

Загадка-добавлялка

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки глядит

Добрый доктор … (Айболит).

Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

-А-а-а-а, -заплакала Аленка.

-На-а- а, - сказала ей сестренка.

Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Хлопни в ладоши если услышишь звук А. О-у-а-ы-а-у-и-а …

III этап

Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.

Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки (вваааззааа, ззааннаааввееессккааа). Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Работа со звуком в слове

-Подобрать слово на заданный звук [А].

-Установить наличие звука или его отсутствие в слове.

-Подобрать игрушку или предмет, в названии которых есть определенный звук.

IV этап

Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.

Скороговорка

Алеша Ульяне сигнал подает,

Ульяна услышит – Алешу найдет.

Физкультминутка

- Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой.

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Работа на усвоение терминов «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и другие упражнения, например

-каким словом можно сказать про то, что делает … (ветер, кошка и др.);

-о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка), красная (шапочка), узкая (лента);

-какими словами можно сказать про … (маму, солнышко, листочек);

-отгадай, о чем (о ком) эти слова большая стеклянная … (ваза или стакан)? Большая, пушистая … (собака или щенок).

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.

-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.

-Выложить букву из крупы.

-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.



Предварительный просмотр:

В методическую копилку. Обучение грамоте.

Гласные звуки. Звук А.

Цели: актуализация знаний детей о звуке и букве А. закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.

Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и слухового внимания. Развитие слогового анализа, логического мышления.

Развитие зрительного и слухового внимания, звукобуквенного синтеза и анализа, способности концентрировать внимание, мелкой моторики. Использование фонетической зарядки для развития голоса.

Оборудование: в четыре строчки пишутся печатные буквы, среди них в каждом ряду находится буква А.

Задание: обвести в кружок только букву А.

Цель: развитие зрительного внимания, зрительного буквенного гнозиса (узнавания букв), мелкой моторики.

Ход занятия

Орг. момент

Дид/упр. «Добавлялки»

Все предложения в русском языке состоят из … (слов). В предложении может быть 2, 3, 4, … (слова). Слова можно делить на … (слоги, части). В слове может быть 1, 2, 3, 4, … (слога). Слова состоят из звуков. Звуки мы можем … (слышать, произносить), буквы мы можем … (видеть, писать, читать). Гласные звуки можно … (петь). Во рту не мешает никакая … (преграда). Назовем эти звуки.

А – руки вверх;

У – руки вперед;

И – руки в стороны;

О – руки перед собой;

Э – руки овалом сзади;

Ы – руки овалом спереди.

(Артикуляция голосом.)

Загадка-добавлялка

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит).

I этап

Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.

Дети, когда мы болеем, как доктор осматривает наше горлышко? Что мы должны при этом говорить … (А-А-А-А).

Анализ артикуляции звука

При произнесении звука [А] рот широко открыт, нет преграды голосу. Звук можно свободно петь, произносить длительно. Звук [А] гласный.

Учить узнавать звуки [а], по артикуляции. Устал Язычок громко петь и запел тихо (беззвучная артикуляция звука [а]. угадайте, какую песенку поет язычок. Дети по положению губ угадывают, какую песенку поет язычок, какой звук гласный звук произносится.

Фонетическая зарядка.

Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

(Пропевание стихотворения на простой мотив)

Громким голосом споем: А-А-А! (Дети подпевают громко.)

Тихим голосом споем: А-А-А! (Тихо.)

Звонким голосом споем: А-А-А! (Звонко, высоко.)

Грубым голосом споем: А-А-А! (Низко.)

Голосом, голосом все поют вокруг,

Потому что А-А-А – это гласный звук.

Красивый и певучий этот гласный звук,

Голосом, голосом все поют вокруг.

А-А-А. (Петь по нотам знакомой песенки.)

Хлопни в ладоши если услышишь звук [А]

Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Хлопни в ладоши если услышишь звук [А]. О-у-а-ы-а-у-и-а …

Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха

Содержание упражнений

Выполняемые действия

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Дети держат ладошки пальчиками вверх.

Крутят кистями рук вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, пять -

Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших.

Могут пальчики играть!

Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Ветерок

Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку.

Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи.

II этап

Образное называние звука или звукосочетания.

Как кричит человек, который заблудился в лесу? (АУ-АУ-АУ) Как плачет малыш в коляске? (УА-УА-УА)

-А-а-а-а, -заплакала Аленка.

-На-а- а, - сказала ей сестренка.

ФКМ

- Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой.

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

III этап

Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.

Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки. Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Развитие фонематического слуха. Работа со звуком в слове.

-Подобрать слово на заданный звук [А].

Давайте придумаем имена, которые будут начинаться со звука А. (Аня, Алла, Антон, Артем, Алиса, Арина.)

-Установить наличие звука или его отсутствие в слове.

Мак, бок, рак, сок, лук, дым, лак, бал, рыть, сон, дал, сыр, зуб, лик.

-Подобрать игрушку или предмет, в названии которых есть определенный звук.

Учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука (первого).

Произносить слова, четко артикулируя в них первый звук, а дети угадывают, каким звуком начинается слово [а], [о], [у], [и].

Слова: астра, осы, утка, аист, иволга, окна, умный, искра, азбука, ужин, орден, окунь и др.

«Хлопни, когда услышишь [А] в словах». Педагог утрированно читает слова, делая паузу после каждого слова.

Африка, эхо, очки, удав, Ирина, Аня, Алла, ухо, экран, и т.д.

IV этап

Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.

Дид/упр. «Из слов сбежала буква А» развитие зрительного внимания и звукового синтеза.

Педагог произносит слова, но только звук А – беззвучно, артикулируя губами.

М…к, л…к, р…к, д…м.

-стр-, -кула, -кв-риум, -стр-, -ист, б-р-б-н, ст-к-н, ст-рт.

Скороговорка

Алеша Ульяне сигнал подает,

Ульяна услышит – Алешу найдет.

У Аграфены и Арины

Растут георгины.

Загадки

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

                                   (Автобус)

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

День и ночь стоит на крыше

Этот чудо-постовой:

Все увидит, все услышит,

Всем поделится со мной!

                                    (Антенна)

Считалки

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда.

Аист-птица, Аист-птица,

Что тебе ночами сниться?

-Мне? Болотные опушки!

-А еще?

-Еще? Лягушки!

Их ловить – не изловить…

Вот и все!

Тебе водить!

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.

-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.

-Выложить букву из крупы.

-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.

-Подчеркивание буквы А в ряду других букв.

А   О   У   Ы   А   Э   Ю

Ж   З   А   Н   И   К   Л

А   Б   Ф   К   А   Л   И

К   П   А   Ю   Р   П   А

Замок

На дверях висит замок.

(Сжимают пальцы в «замочек».)

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами.)

Мы замочек потянули,

(Тянут в стороны сцепленные кисти.)

Мы замочек покрутили,

(Крутят сцепленные кисти.)

Мы замочком постучали и открыли!

(Разводят кисти в стороны.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город гласных звуков"конспект занятия

Конспект занятия "Город гласных звуков"Закрепление гласных звуков....

Конспект открытого занятия с применением компьютерных обучающих игр: «Путешествие в город гласных звуков».

Данный конспект адресован учителям-логопедам для работы с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город гласных звуков»Воспитатель: Семушина С.ВЗадачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»

Задачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;учить определять гласный звук в начале, в середи...

План конспект открытого занятия «Путешествие в город Гласных звуков»

Цель: Способствовать закреплению полученных знания и умений у детей о  гласных звуках А, О, У, Э, Ы, И.Рассчитано на детей 5-6 лет...

Логопедическая сказка «Город Гласных звуков»

Познакомить детей с гасными звуками,со способом их образования. Привлечь внимание детей к положению языка и губ в момент произношения звуков речи....