Город гласных. Звук А.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
В методическую копилку. Обучение грамоте. Звук А. Буква А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_-_kopiya.docx | 16.33 КБ |
a.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Город гласных
Звук А
I этап
Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.
Анализ артикуляции звука. При произнесении звука А рот широко открыт, нет преграды голосу. Звук можно петь, произносить длительно.
Фонетическая зарядка.
(Пропевание стихотворения на простой мотив)
Громким голосом споем: А-А-А! (Дети подпевают громко.)
Тихим голосом споем: А-А-А! (Тихо.)
Звонким голосом споем: А-А-А! (Звонко, высоко.)
Грубым голосом споем: А-А-А! (Низко.)
Голосом, голосом все поют вокруг,
Потому что А-А-А – это гласный звук.
Красивый и певучий этот гласный звук,
Голосом, голосом все поют вокруг.
А-А-А. (Петь по нотам знакомой песенки.)
Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха
Содержание упражнений | Выполняемые действия |
Вот помощники мои | |
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. | Дети держат ладошки пальчиками вверх. Крутят кистями рук вправо-влево. |
Раз, два, три, четыре, пять - | Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших. |
Могут пальчики играть! | Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки. |
Ветерок | |
Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку. | Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи. |
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Наковальня»
Предложить детям «ковать» язычок. Закусить широкий тонкий язык между обнаженными зубами и медленно раздельно говорить: «Та-та-та». Потом зажать широкий язык между губами и говорить: «Па-па-па».
Мы прижмем язык зубами: «Та-та-та».
А теперь прижмем губами: «Па-па-па».
II этап
Образное называние звука или звукосочетания.
Загадка-добавлялка
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
Сквозь очки глядит
Добрый доктор … (Айболит).
Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
-А-а-а-а, -заплакала Аленка.
-На-а- а, - сказала ей сестренка.
Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Хлопни в ладоши если услышишь звук А. О-у-а-ы-а-у-и-а …
III этап
Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.
Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки (вваааззааа, ззааннаааввееессккааа). Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Работа со звуком в слове
-Подобрать слово на заданный звук [А].
-Установить наличие звука или его отсутствие в слове.
-Подобрать игрушку или предмет, в названии которых есть определенный звук.
IV этап
Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.
Скороговорка
Алеша Ульяне сигнал подает,
Ульяна услышит – Алешу найдет.
Физкультминутка
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой.
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Работа на усвоение терминов «слово» и «звук». Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и другие упражнения, например
-каким словом можно сказать про то, что делает … (ветер, кошка и др.);
-о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка), красная (шапочка), узкая (лента);
-какими словами можно сказать про … (маму, солнышко, листочек);
-отгадай, о чем (о ком) эти слова большая стеклянная … (ваза или стакан)? Большая, пушистая … (собака или щенок).
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.
-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.
-Выложить букву из крупы.
-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.
Предварительный просмотр:
В методическую копилку. Обучение грамоте.
Гласные звуки. Звук А.
Цели: актуализация знаний детей о звуке и букве А. закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.
Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и слухового внимания. Развитие слогового анализа, логического мышления.
Развитие зрительного и слухового внимания, звукобуквенного синтеза и анализа, способности концентрировать внимание, мелкой моторики. Использование фонетической зарядки для развития голоса.
Оборудование: в четыре строчки пишутся печатные буквы, среди них в каждом ряду находится буква А.
Задание: обвести в кружок только букву А.
Цель: развитие зрительного внимания, зрительного буквенного гнозиса (узнавания букв), мелкой моторики.
Ход занятия
Орг. момент
Дид/упр. «Добавлялки»
Все предложения в русском языке состоят из … (слов). В предложении может быть 2, 3, 4, … (слова). Слова можно делить на … (слоги, части). В слове может быть 1, 2, 3, 4, … (слога). Слова состоят из звуков. Звуки мы можем … (слышать, произносить), буквы мы можем … (видеть, писать, читать). Гласные звуки можно … (петь). Во рту не мешает никакая … (преграда). Назовем эти звуки.
А – руки вверх;
У – руки вперед;
И – руки в стороны;
О – руки перед собой;
Э – руки овалом сзади;
Ы – руки овалом спереди.
(Артикуляция голосом.)
Загадка-добавлялка
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
I этап
Воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного и плавного ротового выдоха, развитие громкости голоса.
Дети, когда мы болеем, как доктор осматривает наше горлышко? Что мы должны при этом говорить … (А-А-А-А).
Анализ артикуляции звука
При произнесении звука [А] рот широко открыт, нет преграды голосу. Звук можно свободно петь, произносить длительно. Звук [А] гласный.
Учить узнавать звуки [а], по артикуляции. Устал Язычок громко петь и запел тихо (беззвучная артикуляция звука [а]. угадайте, какую песенку поет язычок. Дети по положению губ угадывают, какую песенку поет язычок, какой звук гласный звук произносится.
Фонетическая зарядка.
Произношение изолированного звука с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
(Пропевание стихотворения на простой мотив)
Громким голосом споем: А-А-А! (Дети подпевают громко.)
Тихим голосом споем: А-А-А! (Тихо.)
Звонким голосом споем: А-А-А! (Звонко, высоко.)
Грубым голосом споем: А-А-А! (Низко.)
Голосом, голосом все поют вокруг,
Потому что А-А-А – это гласный звук.
Красивый и певучий этот гласный звук,
Голосом, голосом все поют вокруг.
А-А-А. (Петь по нотам знакомой песенки.)
Хлопни в ладоши если услышишь звук [А]
Игры для выделения данного звука из группы звуков. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Хлопни в ладоши если услышишь звук [А]. О-у-а-ы-а-у-и-а …
Пальчиковая гимнастика и упражнение на развитие плавного речевого выдоха
Содержание упражнений | Выполняемые действия |
Вот помощники мои | |
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. | Дети держат ладошки пальчиками вверх. Крутят кистями рук вправо-влево. |
Раз, два, три, четыре, пять - | Выставляют из кулачка пальцы по одному, начиная с больших. |
Могут пальчики играть! | Ритмично сжимают и разжимают пальцы в кулачки. |
Ветерок | |
Веселый ветерок хочет научить нас плавно дуть в «трубочку» из губ. Сначала нужно выдвинуть губки вперед, сделать вдох носом и плавно подуть на свою ладошку. | Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи. |
II этап
Образное называние звука или звукосочетания.
Как кричит человек, который заблудился в лесу? (АУ-АУ-АУ) Как плачет малыш в коляске? (УА-УА-УА)
-А-а-а-а, -заплакала Аленка.
-На-а- а, - сказала ей сестренка.
ФКМ
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой.
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
III этап
Воспитание правильного произношения звука в словах. Сначала даются слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко и длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове.
Основным упражнением для фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Совершенствуя произношение звуков, необходимо учить детей говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки. Произносить слова так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки. Дети исследуют слово, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Развитие фонематического слуха. Работа со звуком в слове.
-Подобрать слово на заданный звук [А].
Давайте придумаем имена, которые будут начинаться со звука А. (Аня, Алла, Антон, Артем, Алиса, Арина.)
-Установить наличие звука или его отсутствие в слове.
Мак, бок, рак, сок, лук, дым, лак, бал, рыть, сон, дал, сыр, зуб, лик.
-Подобрать игрушку или предмет, в названии которых есть определенный звук.
Учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука (первого).
Произносить слова, четко артикулируя в них первый звук, а дети угадывают, каким звуком начинается слово [а], [о], [у], [и].
Слова: астра, осы, утка, аист, иволга, окна, умный, искра, азбука, ужин, орден, окунь и др.
«Хлопни, когда услышишь [А] в словах». Педагог утрированно читает слова, делая паузу после каждого слова.
Африка, эхо, очки, удав, Ирина, Аня, Алла, ухо, экран, и т.д.
IV этап
Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи. Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки.
Дид/упр. «Из слов сбежала буква А» развитие зрительного внимания и звукового синтеза.
Педагог произносит слова, но только звук А – беззвучно, артикулируя губами.
М…к, л…к, р…к, д…м.
-стр-, -кула, -кв-риум, -стр-, -ист, б-р-б-н, ст-к-н, ст-рт.
Скороговорка
Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет. | У Аграфены и Арины Растут георгины. |
Загадки
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками в болото. (Аист) | Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином! (Автобус) |
Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум) | День и ночь стоит на крыше Этот чудо-постовой: Все увидит, все услышит, Всем поделится со мной! (Антенна) |
Считалки
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь кто куда. | Аист-птица, Аист-птица, Что тебе ночами сниться? -Мне? Болотные опушки! -А еще? -Еще? Лягушки! Их ловить – не изловить… Вот и все! Тебе водить! |
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Помогут запомнить букву (слышим звук, пишем букву) следующие упражнения для развития мелкой моторики.
-Раскатать жгут из пластилина и сложить букву.
-Выложить букву из крупы.
-Написать на манке, насыпанной на донышко мелкой тарелки.
-Подчеркивание буквы А в ряду других букв.
А О У Ы А Э Ю
Ж З А Н И К Л
А Б Ф К А Л И
К П А Ю Р П А
Замок
На дверях висит замок.
(Сжимают пальцы в «замочек».)
Кто его открыть не смог?
(Пожимают плечами.)
Мы замочек потянули,
(Тянут в стороны сцепленные кисти.)
Мы замочек покрутили,
(Крутят сцепленные кисти.)
Мы замочком постучали и открыли!
(Разводят кисти в стороны.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Город гласных звуков"конспект занятия
Конспект занятия "Город гласных звуков"Закрепление гласных звуков....
Конспект открытого занятия с применением компьютерных обучающих игр: «Путешествие в город гласных звуков».
Данный конспект адресован учителям-логопедам для работы с детьми 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город гласных звуков»Воспитатель: Семушина С.ВЗадачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»
Задачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;учить определять гласный звук в начале, в середи...
Конспект ООД "Путешествие в город гласных звуков"
конспект занятия...
План конспект открытого занятия «Путешествие в город Гласных звуков»
Цель: Способствовать закреплению полученных знания и умений у детей о гласных звуках А, О, У, Э, Ы, И.Рассчитано на детей 5-6 лет...
Логопедическая сказка «Город Гласных звуков»
Познакомить детей с гасными звуками,со способом их образования. Привлечь внимание детей к положению языка и губ в момент произношения звуков речи....