ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Горбунова Оксана Серверовна

Учитывая значимость и актуальность решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста, в практике работы детских садов идет активный поиск методик и технологий, оптимизирующих процесс речевого развития. К таким методикам относится использование квестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kvestov_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ  

 СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила: Горбунова Оксана Серверовна

   Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития речи детей дошкольного возраста. Трудности речевого развития дошкольников связаны с ухудшением в состоянии здоровья детей, недостаточным вниманием со стороны родителей к вопросам развития устной речи детей, ограничением общения взрослых с ребенком и его замена на средства массовой коммуникации, небольшим количеством методических разработок по развитию речи.

    ФГОС дошкольного образования ставит в качестве основных задач дошкольного образования задачи развития речи, выделяя в качестве обязательной к реализации в практике работы дошкольных образовательных организаций образовательную область «Речевое развитие».    

Учитывая значимость и актуальность решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста, в практике работы детских садов идет активный поиск методик и технологий, оптимизирующих процесс речевого развития. К таким методикам относится использование квестов.

Квест – это поиски, это увлекательное приключение с заданиями, это тайна, которую нужно разгадать. Одно определение этого понятия сразу рождает интерес и желание поучаствовать даже у взрослого, а что уж говорить о детях. Игра в дошкольном детстве -ведущий вид деятельности, и квест по своей сути игра. Правильное использование квестов дает педагогам огромные возможности для решения образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Квест-игра дает дополнительные возможности для интеграции задач образовательных областей. Образовательный процесс, основанный на принципе интеграции образовательных областей, позволяет решать такие задачи как:

1. Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний;

2. Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

3. Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, проявления творческого потенциала педагога.

Необходимо учитывать основные принципы использования квеста.

1. Доступность – задания должны соответствовать возрасту детей, не быть слишком сложными.

2. Системность – задания должны быть связаны между собой.

3. Эмоциональность.

4. Временные границы, чтобы дети не устали и не потеряли интерес.

5. Интеграция видов деятельности.

6. Достижение цели и видимый конечный результат.

7. Навигация. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, наталкивает на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.

8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.

 Квесты могут иметь следующую градацию.

1. По количеству участников: индивидуальные, подгрупповые и групповые.

2. По продолжительности: кратковременные и долговременные.

3. По содержанию: сюжетные и бессюжетные.

   Как показывает практика использования квест-игры, дошкольники проявляют наибольший интерес к подгрупповым или групповым, краткосрочным и сюжетным формам. Коллективно решая задания с помощью мозгового штурма дети сами получают информацию. Взрослый берет на себя роль партнера по игре. Дети в такой ситуации чувствуют свою значимость, раскрываются, становятся увереннее в себе и самостоятельнее. В то же время, выполняя совместные действия, развиваются такие качества как толерантность, взаимоуважение и умение принимать коллективное решение.

    Все эти возможности квеста позволяют активно использовать данную методику в речевом развитии дошкольников.

    В ходе квест- игры используются: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, а значит происходит:

  1. Формирование грамматического строя речи: изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний; словообразование.
  2. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание).
  3. Сенсорное развитие: развитие мелкой моторики рук.
  4. Освоение значений новых слов и их употребление в соответствии с ситуацией.
  5. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

     Составляя легенду квеста необходимо учитывать уровень подготовки детей и знаний материала, который лежит в основе. Квест оптимально использовать как итоговое мероприятие на закрепление пройденного материала.

    Составляя сценарий квеста, можно использовать словестные, музыкальные игры, кроссворды, ребусы, загадки, пазлы, эстафеты, схемы, модели, творческие задания и др.  

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

 Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

 «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

 Карта (схематическое изображение маршрута);

 «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

 Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

 

    Приведем примеры целеполагания в квестах, предусматривающее решение задач речевого развития.

 Квест по русским народным сказкам.

       Задачи:

 Развивать связную речь детей, речевую активность, воображение, любознательность, память и мышление. Воспитывать желание говорить правильно. Вызвать эмоциональный отклик.

     

       Задания, которые входят в квест 

« Угадай героя сказки», « Какую песенку пел Колобок?», « Назови ласково Лисичку (Какая она? рыжая, хитрая, пушистая.), «Перечисли героев сказки Репка», танцевальная разминка «Теремок». В конце игры детей ждет сюрприз : «Набор кубиков по русским народным сказкам».

Квест «Путешествие по временам года».

      Задачи:

 Совершенствовать навыки коммуникативного общения, звуко-буквенного анализа слов, словоизменения и словообразования. Формировать умения обобщать, классифицировать; Развивать диалогическую связную речь, образное представление; Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх; Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

     

       Задания: 

«Что не так», «Составь слово из слогов», « Составь схему слова», «Расскажи чистоговорку», лого ритмическое упражнение «Времена года», « Составь схему к сказке». Дети получают сюрприз «Смайлик».

Квест « Звуки. Буквы. Слово».

       Задачи: 

Обобщить знания детей о звукобуквенном анализе; совершенствовать умение детей выделять первый слог в слове; закреплять навык составления слов из букв; развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ; воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.

     

     Задания: 

Загадки-шутки, « Найди первый слог с картинки и составь слово», «Составь слово из букв с геометрических фигур, которых больше», « Соедини звукобуквенную схему со словом», танец-игра « Гласные –Согласные», «Подбери пару: слог-картинка». В конце квеста дети находят «Азбуку-раскраску».

     

 Квест - методика, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на них.

     В контексте требований ФГОС дошкольного образования квест-методика подтверждает свою актуальность, так как способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. Организация и проведение квестов в детском саду позволяют расширить рамки образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники  как способом развития речи, памяти и мышления  дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информ...

Сообщение из опыта работы. Презентация на тему: "Использование макетов в развитии речи старших дошкольников"

В ФГОС ДОО выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно...

ПРОЕКТ «Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников» Название: «В мир волшебных приключений двери нам открой».

В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводи...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

План профессионального развития «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствовать развитию речи....