План профессионального развития «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»
методическая разработка
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствовать развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025_kudryasheva_na.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальность: воспитатель
Стаж: 3 года
Образование: высшее
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 учебный год.
Тема по самообразованию «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»
Срок реализации: один учебный год.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствовать развитию речи.
Задачи самообразования:
1. Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ
2. Изучить опыт по теме - нейрогимнастика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста
3. Познакомиться с технологиями нейрогимнастики, формами, методами и приемами.
4. Познакомиться с современными тенденциями в нейрогимнастики.
5. Активизировать познавательные и мыслительные процессы детей дошкольного возраста
Формы самообразования: индивидуальная - по плану самообразования;
групповая – участие в деятельности ДО.
Актуальность темы:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Павлов И.П.
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Практическая значимость состоит в том, что с помощью подобранных нейроупражнений, нейротренажеров организм дошкольников координировал работу правого и левого полушарий, развивал взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у детей память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.
Ожидаемые результаты:
Благодаря применению нейропсихологических игр у детей улучшена память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, снижена утомляемость, повышена способность к произвольному контролю.
Формы работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год.
№ | Раздел | Содержание работы | Сроки | Пред-й результат |
1 | Работа с методической литературой. | - Обогащение развивающей предметно – пространственной среды: Разработка картотек: «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения» Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников; Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно – образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников; Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»; | Сентябрь-октябрь | Анализ изученной литературы |
1. | Работа с детьми | Дидактическая игра «Нейрокарточки». Упражнение «Кулак- ладонь – ребро» Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Винни – пух» | октябрь | Создание картотеки «Нейрогимнастика» |
Упражнение «Лайк-кольцо» Упражнение «Фонарики» Пальчиковые игры с карандашами | ноябрь | Создание картотеки «Пальчиковые игры с карандашами» | ||
Упражнение «Полицейский» Упражнение «Коза» Упражнение «Дом-ежик-замок» Пальчиковые игры с карандашами | декабрь | |||
Пальчиковые игры с карандашами Применение межполушарных досок. Нейроклассики | январь | Картотека «Нейроклассики» | ||
Упражнение «Зайчик – колечко –цепочка» Знакомство со схемами для рисования двумя руками | февраль | Создание картотеки | ||
Применение упражнений для работы двумя руками. Применение нейроупражнений в режимных моментах. | Март-май | |||
3 | Работа с семьей | 1. Консультация для родителей «Что такое нейропсихологические игры?» | Октябрь | «Что такое нейропсихологические игры?» |
Декабрь | «Нейропсихологические игры – это просто и весело» | |||
| Февраль | Оформление стенда для родителей папками передвижками: «Нейропсихологические игры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры» | ||
Март-Май | Беседы с родителями, индивидуальные консультации | |||
4 | Самореализация | - Работа с методической литературой, - Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, анализ имеющихся условий, - Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно – образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников - Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки» - Разработка картотек: «Нейропсихологические игры» - Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/) | Сентябрь-май Сентябрь-май | |
Консультация для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников» | Февраль | Поделится опытом работы с педагогами ДОУ по данной теме | ||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования | Май | Презентация на тему «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников» |
Долгосрочные целевые ориентиры:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении); обладает развитым воображении, которое реализуется в разных видах деятельности; различает условную и реальную ситуации; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения; проявляет ответственность за начатое дело; соблюдает элементарные общепринятые нормы; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
Преимущества данной технологии, в том, что она не требует как материальных затрат так большого количества времени, а кинезиологические упражнения имеют большой потенциал для развития ребенка - их комплексы включают большой спектр упражнений : растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
Игры и упражнения для развития пространственных представлений.
• Дыхательные упражнения.
• Кинезеология.
• Двуручное письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...
План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....
«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»
Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....
Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками
В конктексте применения нейропсихологических технологий проанализирован процесс коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована результативность применения нейропс...
«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель проведения мастер-класса: повышение уровня знаний воспитат...