План профессионального развития «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»
методическая разработка

Кудряшева Наталья Аркадьевна

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствовать развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025_kudryasheva_na.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность: воспитатель

Стаж: 3 года

Образование: высшее

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 учебный год.

Тема по самообразованию «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»

Срок реализации: один  учебный год.

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствовать развитию речи.

Задачи самообразования:

1. Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ

2. Изучить опыт по теме - нейрогимнастика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста

3. Познакомиться с технологиями нейрогимнастики, формами, методами и приемами.

4. Познакомиться с современными тенденциями в нейрогимнастики.

5. Активизировать познавательные и мыслительные процессы детей дошкольного возраста

Формы самообразования: индивидуальная - по плану самообразования;

групповая – участие в деятельности ДО.

Актуальность темы:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Павлов И.П.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Практическая значимость  состоит в том, что с помощью подобранных нейроупражнений, нейротренажеров организм дошкольников координировал работу правого и левого полушарий, развивал взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у детей память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.

Ожидаемые результаты:

Благодаря применению нейропсихологических игр у детей улучшена память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, снижена утомляемость, повышена способность к произвольному контролю.

  Формы работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год.

Раздел

Содержание работы

Сроки

Пред-й результат

1

Работа с методической литературой.

- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды:

Разработка картотек: «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников;

Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно – образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников;

Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»;

Сентябрь-октябрь

Анализ изученной литературы  

1.

Работа с детьми

Дидактическая игра «Нейрокарточки». Упражнение «Кулак- ладонь – ребро»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Винни – пух»

октябрь

Создание картотеки «Нейрогимнастика»

Упражнение «Лайк-кольцо»

Упражнение «Фонарики»

Пальчиковые игры с карандашами

ноябрь

Создание картотеки «Пальчиковые игры с карандашами»

Упражнение «Полицейский»

Упражнение «Коза»

Упражнение «Дом-ежик-замок»

Пальчиковые игры с карандашами

декабрь

Пальчиковые игры с карандашами

Применение межполушарных досок.

Нейроклассики

январь

Картотека «Нейроклассики»

Упражнение «Зайчик – колечко –цепочка»

Знакомство со схемами для рисования двумя руками

февраль

Создание картотеки

Применение упражнений для работы двумя руками.

Применение нейроупражнений в режимных моментах.

Март-май

3

Работа с семьей

1.  Консультация для родителей

«Что такое нейропсихологические игры?»

Октябрь

«Что такое нейропсихологические игры?»

Декабрь

«Нейропсихологические игры – это просто и весело»

 

Февраль

Оформление стенда для родителей папками передвижками: «Нейропсихологические игры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры»

Март-Май

Беседы с родителями, индивидуальные консультации

4

Самореализация

- Работа с методической литературой,

- Изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, анализ имеющихся условий,

- Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно – образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников

- Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

- Разработка картотек: «Нейропсихологические игры»

- Вебинар для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» (https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/)

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Консультация для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»

Февраль

Поделится опытом работы с педагогами ДОУ по данной теме

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Май

Презентация на тему «Использование нейропсихологических игр в развитии речи старших дошкольников»

Долгосрочные целевые ориентиры:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении); обладает развитым воображении, которое реализуется в разных видах деятельности; различает условную и реальную ситуации; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения; проявляет ответственность за начатое дело; соблюдает элементарные общепринятые нормы; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

Преимущества данной технологии, в том, что она не требует как материальных затрат так большого количества времени, а кинезиологические упражнения имеют большой потенциал для развития ребенка - их комплексы включают большой спектр упражнений : растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.

Игры и упражнения для развития пространственных представлений.

• Дыхательные упражнения.

• Кинезеология.

• Двуручное письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»

Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....

Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками

В конктексте применения нейропсихологических технологий проанализирован процесс коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована результативность применения нейропс...

«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нейропсихологических упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Цель проведения мастер-класса: повышение уровня знаний воспитат...