«Басни Крылова про людей и зверей забавны и многому учат детей»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Коваленко Татьяна Александровна

Данная методическая разработка закрепляет знания детей о баснях И. А. Крылова. Знакомит с пословицами, развивает мелкую моторику, логику, память внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад №12 компенсирующего вида

Петроградского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по реализации образовательной области познавательное развитие

с детьми старшего дошкольного возраста

«Басни Крылова про людей и зверей забавны и многому учат детей»

Используемые образовательные технологии:

Технология развивающего обучения.

Игровая технология

Здоровьесберегающая технология

Технология проблемного обучения

Составила и провела

Воспитатель, высшей

квалификационной категории

Коваленко Т. А.

Санкт-Петербург

2020

Цель: Уточнить и расширить знания детей о баснях И.А. Крылова.

Образовательные задачи:

  1. Расширять  знания детей о басне, о ее жанровых особенностях.
  2. Учить понимать и оценивать характеры персонажей; выделять главную мысль басни, ее мораль;
  3. Воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.
  4. Раскрыть значение пословиц о труде и знаниях, показать связь пословицы с определенной ситуацией.
  5. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными.
  6. Автоматизация звуков, «З», «С», в словах и предложениях.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умения внимательно слушать, анализировать, давать точный ответ на поставленный вопрос.
  2. Развивать общую мелкую моторику.
  3. Развивать внимание, логическое мышление, память.
  4. Развивать координацию речи и движений.
  5. Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  1. Прививать детям любовь к творчеству И. А. Крылова.
  2. Формировать навыки коллективного творчества.
  3. Формировать положительную установку на участие в играх и соревнованиях.
  4. Продолжать формировать у детей желание трудится, получать знания, помогать друг другу.

Предварительная работа.

  1. Беседа о И.А. Крылове с показом портрета писателя.
  2. Беседа о детстве И.А. Крылова и его семье.
  3. Чтение и анализ басен И.А. Крылова с рассматриванием иллюстраций.
  4. Беседа на тему: «Маленький труд лучше большого безделья».
  5. Создание книжек самоделок:
  • «Без дела жить – только небо коптить»
  • «Век живи – век учись»
  • «Лесной целитель великан»
  1. Коллективная аппликация по басне «Лиса и виноград»
  2. Экскурсия с родителями в Летний сад к памятнику И. А. Крылова.
  3. Выставка книг И. А. Крылова в мини-музее группы.
  4. Картотека пословиц и крылатых выражений.
  5.  Раскраски, обводки, штриховка животных – героев басен.
  6. Словесные дидактические игры по содержанию басен.
  7. Кубики по содержанию басен.

Оборудование:

  1. Портрет И. А. Крылова
  2. Фото памятника И. А. Крылова в Летнем саду.
  3. Картотека пословиц о труде и знаниях.
  4. Дидактическая игра «Расскажи басню» (фланелеграф).
  5. Словесные дидактические игры по произведениям И. А. Крылова.
  6. Иллюстрации к произведениям И. А. Крылова.
  7. Предметы к дидактической игре (сыр, виноград, зеркало, очки, ноты, желуди)

Ход занятия:

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые трудности

1.Организационный  момент

Ребята,  чей портрет у меня в руках? О чем  его басни? Ребята, назовите знакомые басни И. А. Крылова.

Дети стоят полукругом и отвечают на вопросы.

Ответы неполными предложениями.

2. Сообщение темы и целей

Сегодня мы будем соревноваться и узнаем, кто из вас знает басни И. А. Крылова лучше. За каждый правильный ответ вы получается жетон, у кого их больше, тот и победитель.

3. Расширение знаний о баснях

Что такое басня? Дидактическая игра «Узнай басню по иллюстрации».

Чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети сидят за столами и отвечают на вопросы.

Возможны неполные ответы

4. Учить понимать характеры персонажей, выделять главную мысль басни – мораль.

  1. Дидактическая игра: «Из какой  басни мораль?»

  1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

(Ворона и лисица)

  1. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

(Лебедь, щука  и рак)

  1. «А вы друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

(Квартет)

  1. «Ах, Моська! Знать он сильна,

Что лает на Слона!»

(Слон и моська)

  1. «Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире».

(Зеркало и обезьяна)

  1. «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку»

(Кукушка и Петух)

  1. «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тот час оскомину набьешь»

(Лисица и виноград)

  1. «Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят»

(Две собаки)

  1. «Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды»

(Свинья под дубом)

  1. «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши»

(Стрекоза и муравей)

Правильно! В басне всегда есть мораль – нравоучение, в баснях высмеиваются человеческие пороки.

Дети подбирают название басни к словам.

5. Учить воспринимать содержание басен, понимая их нравственный смысл.

А что такое «человеческие пороки»? (плохие качества людей)

В баснях герои животные, а почему мы стали говорить о человеческих пороках? (герои басен животные, а подразумевал автор людей, истории были о людях).

Сейчас мы вспомним басню в которой высмеивается лень. (стрекоза и муравей).

Каким был муравей? (трудолюбивым, строгим, справедливым).

А стрекоза, какая была? (беззаботная, беспомощная, несерьезная).

Да, вот такие они были разные и муравей не помог стрекозе.

Рассуждают, объясняют, дают ответы на вопросы.

6. Развивать умения находить способы решений проблемных ситуаций.

Ребята, а вы помогли бы стрекозе? Как это можно сделать?

Правильно стрекозу надо обогреть, накормить и научить трудиться.

 Как привлечь стрекозу к труду? (можно рассказать о труде с помощью пословиц).

Дети рассуждают, объясняют, дают ответы на вопросы

7. Раскрыть значение пословиц о труде, показав связь пословицы с определенной ситуацией.

Вспомните пословицы о труде. Молодцы, мы даже книжку-самоделку о труде написали.

Дети  объясняют, что о труде можно рассказать с помощью пословиц.

8. Развитие речи и координации движений.

Физминутка: «Стрекоза».

Исходное положение: - стоя.

Вот такая стрекоза

Как горошины глаза

А сама как вертолет,

Влево, вправо, назад, вперед.

И на травушке роса

И на кустиках роса

Мы ладошки отряхнули.

Улетела стрекоза.

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась

(Встать на носки, руки вверх и стороны)

(Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, приставить к глазам – очки)

(Повороты в стороны)

(Вращение предплечьями назад, вперед с полуповоротом налево-направо: наклоны в стороны)

(Присед, наклон вперед, прогнувшись)

(Хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

(Мелкие, частые движения кистями руки  в стороны)

(Руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и «петь» - «Д-з-з-з, Д-з-з-з, Д-з-з-з»)

9. Раскрыть значение выражения в определенной ситуации.

Ребята, в баснях И. А. Крылова встречается много интересных выражений, которые не всегда понятны детям.

 Дидактическая игра: «Что значит выражение?».

«Помертвело чисто поле»

«Зима катит в глаза»

«Злой тоской удручена»

«Воз и ныне там»

«От радости в зобу дыханье сперло»

«И до вешних только дней, прокорми и обогрей»

«Поёшь ты лучше райской птички»

«Хоть видит око, да зуб неймет»

«У кумушки глаза и зубы разгорелись»

«Живу в довольствии и добре, и ем и пью на серебре»

«На задних лапках я хожу»

(Растения завяли и высохли, насекомых нет, безжизненное поле)

(Поздняя осень, скоро придет зима)

(Слабая, полуживая, без сил, голодная, замерзшая)

(Проект не реализован, дело не сделано)

(Временная остановка дыханья)

(До весны, до солнышка)

(Очень красиво)

(Глазами видит, попробовать на вкус не может)

(Разыгрался аппетит)

(Живу в богатстве)

(Прислуживаю, угождаю)

10. Активизация и обогащение словаря детей.

Дидактическая игра: «Из какой басни предмет?» (сыр, виноград, зеркало, очки, ноты, желуди).

Дети вспоминают название басни по опорным словам.

Возможны неполные ответы.

11. Учить детей понимать и оценивать характеры персонажей басни, выделять главную мысль басни и ее мораль.

Ребята, давайте вспомним басню в которой высмеивается невежество.

Кто такой невежда?

Кто в басне герой-невежда.

Какая она?

Как свинья показывает свое невежество?

Кто ее от таких действий останавливал?

Она прислушалась к словам ворона?

Ребята, какой урок мы можем вынести из басни «Свинья под дубом»?

Ворон говорил все правильно, но свинья к нему не прислушалась.

.(свинья под дубом).

(неграмотный человек, отрицающий знания, науку, просвещение, нежелающий учиться).

(свинья)

(неграмотная, невежественная, невнимательная, ленивая).

(наевшись желудей, она принялась поедать корни дерева).

(ворон)

(нет)

(плохо быть ленивым, неграмотным, невежественным, нельзя отрицать знания, науку и слова опытных друзей).

12. Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций.

А, мы можем помочь свинье и каким образом?

Молодцы!

В этом нам поможет книжка «Лесной целитель великан» которую мы с вами сделали.

(можно рассказать о дубе, нужно познакомить ее с пословицами о знаниях и науке).

13. Развитие общей и мелкой моторики.

Дидактическая игра « Собери басню» (фланелеграф)

Дети собирают знакомые басни на фланелеграфе.

Иногда путают героев.

14. Учить понимать и оценивать характеры персонажей басни.

А сейчас  ребята вспомним басню, в которой высмеивается лесть

Что такое лесть?

Кто так делает в басне?

Как ворона реагирует на слова лисицы?

Значит ворона в басне, какая?

А лиса, какая?

Какова мораль басни?

(Ворона и лисица).

(когда человек говорит добрые слова, а думает по другому, свою лесть использует в своих интересах).

(лисица)

(верит лисе, думает, что лиса все это говорит от души).

(доверчивая, наивная, простодушная, бесхитростная).

(хитрая, умная, безжалостная, сообразительная, целеустремленная).

(нельзя быть наивным, доверчивым, нужно уметь отличать комплименты от лести, нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь правильно анализировать ситуацию).

15. Учить детей говорить друг другу комплименты.

Что такое комплимент?

Дидактическая игра «Комплимент»

(когда человеку говорят, добрые слова от всего сердца).

Дети говорят поочередно друг другу комплименты.

16. Развитие речи и координации движения.

Физминутка: «Вороны»

Исходное положение: - стоя

Вот под ёлочкой зленной

Скачут весело вороны

Кар! Кар! Кар!

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали

Кар! Кар! Кар!

Только к ночи замолкают,

Ш-Ш-Ш-Ш

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге)

(Бег на месте с взмахами рук в стороны)

(Ходьба на месте, присед с выдохом)

17. Итог

Ребята о чем мы сегодня вспоминали? Какие игры вам понравились? Что было трудно? Как вы оцениваете свои ответы?

Все вы были внимательными, хорошо отвечали., все получили жетоны, но больше всего Слава и Даня.

Дети отвечают на вопросы полным предложением.

Возможны иногда ответы неполными предложениями.

18. Поощрения.

Все получают листы раскраски с героями басен, а Слава и Даня еще и сборники И. А. Крылова.

Дети уносят подарки в шкафчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"

Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"

Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....

Тема НОД: "Знакомство с басней Крылова "Стрекоза и муравей". Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Цели: Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».Задачи:Развивающие: Развивать умение детей выр...

Конспект НООД "Пересказ басни Крылова "Стрекоза и муровей"

Конспект НООД с элементами игрового тренинга для формирования коммуникативных навыков...

Папка передвижка. Басни Крылова

Папка передвижка. Басни Крылова...

Музыкальная сказка по басне Крылова "Стрекоза и Муравей"

Этот материал подойдет для использования на осеннем утреннике в подготовительной группе...

Сценическое воплощение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Театрализованная деятельность в подготовительной группе детей с нарушением зрения.

Предлагаем вашему вниманию сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием разных видов театра. Данная разработка может быть испол...