Звуковая культура речи.Звук"С"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Учить детей правильному произношению звука "С" в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух детей. Развивать двигательную координацию. Формировать интерес к занятию, расширять кругозор знания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizra.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурное занятие с детьми второй младшей группы «Мой веселый мяч»

Тема «Мой веселый мяч»

Цель: Развитие двигательных способностей (функция равновесия, координация движений). Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и укрепление здоровья детей.

Задачи: Упражнять в ходьбе и беге в колонне друг за другом, в ходьбе с высоким подниманием колена, приставным шагом, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Развивать ловкость, быстроту, выдержку, внимание. Развивать умение переходить от выполнения одних движений к выполнению других, выслушивать задания. Вызвать у детей эмоциональный отклик на спортивные упражнения.

Оборудование. Игрушка белочка, корзина с шишками, мячи резиновые, коврики гимнастические, скамейка гимнастическая, 3 конуса, 2 гимнастические палки, мягкий модуль-цилиндр, 1 обруч

Образовательная область: «Физическое развитие», «Речевое развитие»..

I. Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, нас сегодня пригласила на лесную полянку белочка Маша. Она ищет себе друзей. Вы готовы отправиться в путешествие? Но путь предстоит непростой. Вы справитесь? Тогда пойдем по тропинке.

Ходьба с выполнением задания.

Чтобы нам быстрей добраться,

Надо очень постараться (ходьба на носочках в полуприсяде, руки подняты вверх).

Поднимайте выше ноги,

Коль идете по дороге (ходьба с высоким подниманием колен, руки за спиной.)

Пусть не сразу все дается,

Поработать нам придется! (ходьба на пятках, руки на плечах.)

Легкий бег.

Ручейков весенних пенье

Улучшает настроенье!

Дыхательное упражнение.

«Ветер дует». И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс – вдох. 1-4 – согнутые ладони поднести ко рту, выдыхая дольше, произносить звук «у-у-у», принять и. п.

Воспитатель. Чтоб могли мы двигаться дальше, надо отгадать загадку.

«Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет»

(Дети берут мячи и встают на коврики)

Наши веселые мячи помогут нам укрепить наши ножки, ручки и спинку.

II. Подготовительная часть. ОРУ с мячом.

1) И. п. основная стойка, мяч внизу

«Мячик вверх мы поднимаем

И тихонько опускаем»

1-руки с мячом вверх, 2-вниз (4р.)

2) И. п. ноги широкой дорожкой, руки с мячом перед грудью

«Спрячем мяч»

1-поворот в сторону, 2- и. п. (4 р.)

3) И. п. сидя на полу, руки с мячом вверху, ноги вместе

«Поклон солнышку»

1-наклон вперёд, 2-и. п. (4 р.)

4) И. п. сидя, руки упор сзади

«Покажем наш веселый мяч»

1- поднять мяч ногами, 2 – и. п. (4 р.)

5) И. п. лежа на полу, руки с мячом перед грудью

«Плывем» - руки с мячом поднять вверх, прогнуться, ноги попеременно вверх-вниз, и. п. (4 р.)

6) И. п. основная стойка, мяч зажат между ног, прыжки.

«Девочки и мальчики прыгают, как мячики»

7) И. п. основная стойка, руки на поясе

мяч на полу, катать ногой поочередно.

«Стали мячик мы катать,

Стали правильно дышать»

Массаж ступни «Утюжок»

Воспитатель. Ребята, скажите спасибо мячику и катите его в корзину. А нам пора отправляться на лесную весеннюю полянку.

1) Ходьба на коленях «Мимо пеньков» (между конусами.)

2) Прыжки «Через ручеек» (через гимнастические палки.)

3) Ходьба «По мостику» (по скамейке приставным шагом.)

4) Перешагивание через мягкий модуль «Через бревнышко»

5) Ходьба боком по обручу «Не свалитесь в ямку»

Воспитатель. Вот и добрались мы на лесную полянку. Но где же белочка? Позовем ее.

Белочка. Здравствуйте, ребята, я так рада, что вы пришли. Хочу с вами подружиться и поиграть. Возьмите шишки. Это мой для вас запас. Поиграем здесь немножко и положим все в лукошко.

Воспитатель. Машенька, а ребята знают веселое стихотворение про тебя. Послушай и повторяй вместе с нами.

Массаж рук с шишками.

«Ай тари, тари, тари куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги,

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки,

Останутся грошки, куплю Маше ложки,

Останутся полушки, куплю Маше подушки»

Белочка. Ребята, а вы любите играть с мячом?

Игра с мячом «Ты катись веселый мяч»

(Дети встают по кругу и говорят слова, передавая мяч. В чьих руках остановится мяч, выходит в центр круга и прыгает с мячом.)

«Ты катись веселый мяч быстро – быстро по рукам.

У кого веселый мяч, тот подпрыгивает сам»

Белочка. Я хочу подарить вам этот мяч, чтобы вы могли играть со своими друзьями. (Белочка дарит раскрашенный мяч.)

Воспитатель. Ребята, а где живет белочка? Где ее домик?

Упражнение на расслабление «Дерево"

Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? Расскажите белочке, что мы с вами делали?

Вы стали сильными и здоровыми. Белочка тоже рада, что вы побывали у нее в гостях, но нам пора возвращаться. А может, мы белочку к себе в гости пригласим?

«По тропинке лесной вы шагайте все за мной.

Вот тропинка впереди, в группу нам пора идти»

НОД по звуковой культуре речи «Звук [С]» (средняя группа)

Направление«Познавательное  развитие»

Образовательные области«Социально-коммуникативное»,»Физическое развитие»,»Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное»

1. Образовательные задачи:

-познакомить с произношением звука «с»;

-учить правильному произношению звука»с» в слогах, в словах, предложениях;

2. Развивающие задачи:

- развивать фонематический слух детей;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-развивать двигательную координацию;

3. Воспитательные задачи:

-совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;

-формирование интереса к занятию;

ОО «Познавательное развитие»

-расширять кругозор детей;

-

ОО»Социально-коммуникативная».

- продолжать развивать наглядно-образное мышление;

- учить не выкрикивать с места;

ОО»Физическое развитие».

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Материалы: картинки с изображением предметов, рисунок солнышка, лукошко, кружочки, плакат для чистоговорки.

Словарная работа: снег, сапожки, санки, самолёт, коса, солнышко, сковорода, лиса.

Предварительная работа:

-развитие моторики артикуляционного аппарата;

-отгадывание загадок;

-беседа о весне;

- рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Ход НОД:

Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

-Сейчас я вам хочу загадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт).

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На\бруски надел я планки,

Дайте снег. Готовы…. (санки).

Видишь: белая зима,

Видишь: в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки).

Дразнишь- она кусается,

Смотришь- уже ласкаешься

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (собака).

-Что объединяет все эти слова?

-На какой звук они начинаются?

(Ответы детей: на звук «с»)

-Правильно, на звук «с».

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.».

-Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.

Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).

Мы подуем низко: с-с-с (присесть).

Мы подуем далеко: с-с-с,

Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).

-Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су- суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

-Какой звук чаще всего мы произносили?

Ответы детей: чаще всего произносили звук «с».

Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с».

-с, к, в, м, с;

-са, ма, су, ву, ты;

-сок, мак, рис, кот, сор, дом.

-Какое же сейчас время года?

Ответы детей: весна.

-Какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей: растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.

-Почему же это произошло?

Ответы детей: Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.

-давайте проведём солнечную физминутку.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол).

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).

-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики». Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с».

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза).

Рефлексия.

-Что мы сегодня делали на занятии?

Ответы детей: - Познакомились со звуком «с»;

-проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с».

        Воспитатель: Перевозникова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...