Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у детей повысить познавательный интерес к окружающему миру, активность и мотивацию в рахных видах деятельности детского сада. Развивать восприятие, память и логическое мышление у ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. МОДЕЛЬ - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Овладев алгоритмом действия, последовательно составлять связный текст. Второй вспомогательный фактор- создание ПЛАНА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ , где в предварительной схеме есть все элементы высказывания.
Закономерности формирования наглядного моделирования у дошкольников Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Процесс обучения моделированию заканчивается преобразованием внешних действий во внутренний, осознанный план.
ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.
ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛИ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки — символы
Геометрические фигуры
Графические схемы
Пиктограмма – рисунчатое письмо Пиктограмма сказок «Колобок» и «Маша и медведь»
Мнемотаблицы Сказка «Маша и медведь» (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»
Опорные картинки
Сравнительные схемы
Сенсорно-графические схемы
Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой )
Лучевая структура рассказа
Символические изображения Силуэты и контуры
Вывод: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление . Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детск...
Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций....
консультация "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста "
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...