Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач: Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром; Формирование системного мышления; Придание занятиям комплексного характера; Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа: 1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам; 2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия; 3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: 1. Сообщение необходимых знаний; 2. Формирование умений на репродуктивном уровне: – демонстрация деятельности в целом и по элементам; – организация отработки умений в упрощенных условиях; – организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом; 3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе: – организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач; – обязательный анализ своей деятельности.
При решении триз-задач используются следующие приемы: – графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки; – эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо; – мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи; – морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные; – каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия; – приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом; – метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Этапы работы На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры: Игра “ Да-Нетки ” или “Угадай, что я загадала” Игра “ Черное-белое ” Игра “Наоборот” или “перевертыши” Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов “Помоги Золушке”
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Пример: «Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления» Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах Метод фокальных объектов (МФО) Метод “Системный анализ”
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик Метод “Каталог” Коллаж из сказок Знакомые герои в новых обстоятельствах Спасательные ситуации в сказках Сказки, по-новому Сказки от “живых” капель и клякс Моделирование сказок
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа: “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”, “ Сочиняй загадки”
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”, “Логический поезд”, “Большое Лу – Лу”.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются: повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое; повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи; формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия); развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса; положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации; активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО); снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами ( эмпатия ).
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л.С.Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...
Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...
Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....