Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Мир пресноводных и аквариумных рыб»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект содержит материалы, способствующие развитию речи старших дошкольников по лексической теме: "Пресноводные и аквариумные рыбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_gayday_e.n.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт - Петербурга
Конспект НОД
по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
«Мир пресноводных и аквариумных рыб»
Гайдай Елена Николаевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2
2020 год
Цель : развитие речи старших дошкольников на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа коррекционной направленности для детей с нарушениями зрения)
Форма проведения: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий
Технологии: здоровьесберегающая (различные виды гимнастик); игровая, технология сотрудничества; ИКТ
Методы и приёмы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра).
Продолжительность: 20 – 25 минут
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Рыбы»; задания в программе «МИМИО» ; фланелеграф; «магнитная картина» ; набор магнитных карточек с изображением пресноводных рыб, карточки с изображением аквариумных рыб, небольшой аквариум с водорослями, песком, золотой рыбкой, мяч, куб с цифрами на гранях,6 стаканчиков с питьевой водой, 6 ложек и 1 стакан с соленой водой, 6 рыбок на прищепках (для зрит.гимнастики) , фланелеграф и на нем 5 картинок аквариумов разной формы
Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение книг ; рассматривание иллюстраций по лексической теме; разучивание различных гимнастик
Коррекционно-образовательные задачи:
- формировать представления детей о пресноводных и аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);
- расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
- формировать лексико – грамматические категории ( согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными; знакомство со сложными словами – водоросли, пресноводные, водоёмы)
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать умение самостоятельно выполнять задания ;
- формировать и закреплять навык координации речи с движением, регулировать темп и ритм речи
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать познавательную активность дошкольников;
- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения);
- развивать общую, мелкую моторики ;
- развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе; экологическую культуру;
Ход НОД:
I Организационный момент
Воспитатель: Добрый день. Ребята, посмотрите в окно! Как прекрасен мир! Птицы и животные, деревья и цветы, реки, озера – все это радует нас?(Да.) Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: А.С.Пушкин
Воспитатель: Ребята, что за звук мы слышим?
Слайд 2 (шум моря)
Дети: Это море шумит.
Воспитатель :А кто к нам спешит?
Слайд 3.(Картинка море ,звучит шум морского прибоя, появляется золотая рыбка.)
Дети: Рыбка золотая.
Слайд 4.
Рыбка: Ребята , я долго живу в море и у меня здесь много друзей. Но мне очень хочется узнать, где еще могут жить рыбы, как они выглядят, и подружиться с ними. Поможете мне?
Дети: Да.
II Основная часть
Воспитатель: Ребята, где могут жить рыбы?
Дети: Рыбы могут жить в реке, пруду, озере, море, океане ,аквариуме.
Воспитатель: И это все можно назвать одним словом – водоёмы - места скопления и хранения большого количества воды.
Слайд 1 МИМИО«Что мы знаем о рыбах ?».
Воспитатель:
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- Чем дышат рыбы? (жабрами)
-Закрывают рыбы глаза во время сна? (нет, у них нет век)
-Есть ли у рыб шея? (нет, голова плавно переходит в туловище)
- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап, шерсти, не издают звуки, не закрывают глаза)
Воспитатель: Для многих животных вода – это дом. А как вы думаете, вода в водоёмах одинаковая или разная?
Дети: Разная. Морская и речная .
Воспитатель: А вот чем речная вода отличается от морской мы с вами сможем узнать попробовав её.
Воспитатель: На столе стоят стаканчики: под номером 1 – речная вода, а под номером два – морская. Попробуйте и скажите, какая вода на вкус в 1 стаканчике? А в стаканчике номер два?
Дети: в первом стаканчике - вода не имеет вкуса, она - пресная.
Воспитатель: А во 2ом? (наберите немного воды ложечкой и попробуйте)
Дети: солёная.
Воспитатель: Какую воду приятнее пить? Какую воду полезно пить человеку?
Дети: Человеку полезно пить только пресную воду.
Воспитатель: Ребята, вспомните, где же может быть пресная вода?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы хотите оказаться на берегу пресного водоема?
Дети: Да.
Воспитатель: глазки закрываем, от пяти до десяти - считаем, глазки открываем - вот мы с вами у водоема (воспитатель показывает магнитный плакат «Водоемы»).Ребята, как вы думаете, что это за водоём?
Дети: река, пруд, озеро……
Воспитатель: Действительно, ребята, мы оказались у реки. Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир реки!
Обратите внимание, водоем как будто делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
Давайте рассмотрим и назовём обитателей водоема, которые расположились на воде и над водой.
Дети: стрекозы ,лягушки, утки, цапли, бобры, и др.
Воспитатель: а кто же обитает в подводном мире?
Дети: улитки, раки, речные рыбы, жук, водоросли и др.
Воспитатель: а вы хотите поиграть с обитателями водоёма?
Игра «Кто и где на картине?» (проводится с магнитным плакатом и набором картинок к нему)
Перед вами картинки. Отберите и поместите обитателей, которые на воде и над водой в верхней части картины, а картинки с изображением обитателей подводного мира расположите в нижней ее части. Назовите, кого вы отобрали.
Дети.
Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, как называются рыбы, которые живут в пресных водоемах?
Дети: пресноводные.
Воспитатель: Правильно. Поиграем с рыбками? (Игра с мячом)
Ну- ка, детки, не зевайте, пресноводных рыбок называйте!
Дети: Сом, карп, сазан, форель, осетр, красноперка.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, какой должна быть вода в водоеме, чтобы рыбам в ней было хорошо и уютно?
Дети: чистой, прозрачной, богатой кислородом.
Воспитатель: а когда рыбам будет плохо в водоёме?
Дети: когда люди загрязняют воду: выбрасывают мусор, моют машины, сливают загрязнённую воду ….
Воспитатель: Посмотрите, сколько мусора на дне этого водоема. Давайте, поможем рыбкам.
Слайд 2 МИМИО
Игра «Очистим водоём от мусора»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, рыбкам хорошо в чистом водоеме? Могла бы золотая рыбка здесь жить?
Ответы детей.
Воспитатель: А зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как зимуют пресноводные рыбы?
Дети: Они опускаются на дно, зарываются в песок .
Воспитатель: А сейчас, давайте, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.
Подвижная игра «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в прудике и озерке
(выполняют волнообразные движения сложенными ладошками)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибают пальцы)
А еще есть щука, лещ.
(ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяют ладошки, показывая плоского леща)
В общем, всех не перечесть.
(разжимают и сжимают кулачки)
Мы о рыбах продолжаем: об аквариумных речь.
Гуппи, сомик, клоун-рыба ,(загибают пальчики)
Ангел и скалярий есть.
В общем, всех не перечесть.
(разжимают и сжимают кулачки)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной.
(руки над головой, изображают крышу)
Воспитатель: А вот где золотой рыбке был бы дом родной вы узнаете, отгадав загадку ?
Воспитатель: Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри!
О чем загадка?
Дети. Об аквариуме.
Воспитатель: Почему вы решили, что речь идет об аквариуме?
Ответы детей.
Воспитатель: Аквариумы бывают разной формы, давайте рассмотрим какой?
Дидактическое упражнение «Где какой аквариум на фланелеграфе?» (расположение аквариумов разной формы на плоскости фланелеграфа )
Воспитатель: Ребята, а вот наполнение всех аквариумов похоже.
Воспитатель выставляет детям аквариум в виде прозрачной вазы с золотой рыбкой, водорослями и песком на дне.
Воспитатель: Ребята, что мы видим на дне аквариума?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем на дне нужен песок? Камушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, что за растения мы видим в аквариуме ?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, что означает слово водоросли и для чего они в аквариуме?
Ответы детей.
Воспитатель: Как называются рыбы, живущие в аквариуме?
Дети: аквариумные
Воспитатель: Назовите рыбку, которая плавает в нашем аквариуме.
Дети: Золотая.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, что вы можете сказать о золотой рыбке? Какая она?
Дети: Красивая, мокрая, скользкая, золотистая ,нарядная, желтая или желто-оранжевая ,веселая.
Воспитатель: Ребята, рыбки могут быть такими же непоседливыми, как и вы. Что могут делать рыбы?
Дети: нырять, плавать, спать, кушать, дышать, смотреть, всплывать, опускаться на дно.
Воспитатель: : Поиграем с рыбками?
Ну - ка, детки, не зевайте, сколько золотых рыбок плавает в аквариуме называйте?
Игра «Сколько золотых рыбок?» (Игра с кубиком с цифрами на гранях).
Воспитатель: Вот и наша золотая рыбка весь день играла в прятки со своими новыми друзьями – аквариумными рыбками и просит вас назвать рыбку и подобрать ей тень .
Слайд 3 МИМИО «Соедини рыбку с её тенью»
Воспитатель: Здорово! А теперь нашим глазкам пора отдохнуть.
Возьмите прищепочку, прикрепите её на указательный палец левой руки и ,при выполнении гимнастики ,чётко следите за рыбкой глазами.
Зрительная гимнастика.
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись!
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
Вот она какая, рыбка золотая.
III Заключительная часть
Слайд 5-6(золотая рыбка)
Рыбка : Молодцы. Спасибо, Вам, ребята. Я сегодня нашла много новых друзей. Мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, понравилось вам сегодня помогать Золотой рыбке?
Какие задания вам понравились больше всего? А какие задания были сложными?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что такое водоем, водоросли?
- А каких рыб называют пресноводными?
Ответы детей.
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас,
Как хорошо на свете жить,
Всё видеть это и любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей 8 речевой группы, имеющих ОНР. Тема: « Осень»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей 8 речевой группы, имеющих ОНР. Тема: "Осень"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы, имеющих ОНР. Тема: « Осень в гости к нам пришла».
Тема: « Осень в гости к нам пришла». Нетрадиционная техника рисования "печать листьями"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы имеющих ОНР. Тема: "Весна".
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация».Использование современных образовательных технологий: Зд...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей 8 речевой группы, имеющих ОНР, по образовательной области «Художественное творчество». Тема: « Зима в гости к нам пришла».
Технологии: нетрадиционная техника рисования поролоном по трафарету, ИКТ, здоровье заберегающей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...