Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Мир пресноводных и аквариумных рыб»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гайдай Елена Николаевна

Конспект содержит материалы, способствующие развитию речи старших дошкольников  по лексической теме: "Пресноводные и аквариумные рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_gayday_e.n.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт - Петербурга

Конспект НОД  

  по речевому развитию  с детьми старшего дошкольного  возраста

 «Мир пресноводных и аквариумных рыб» 

 

Гайдай Елена Николаевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2

2020 год

Цель : развитие речи старших дошкольников на материале лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Образовательные области:  речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа коррекционной направленности для детей с нарушениями зрения)

Форма проведения: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий

Технологии: здоровьесберегающая (различные виды  гимнастик); игровая,  технология сотрудничества; ИКТ

Методы и приёмы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра).

Продолжительность: 20 – 25   минут 

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Рыбы»; задания в программе «МИМИО» ; фланелеграф; «магнитная картина» ; набор магнитных карточек с изображением пресноводных рыб, карточки  с изображением аквариумных рыб, небольшой аквариум с водорослями, песком, золотой рыбкой, мяч, куб с цифрами на гранях,6 стаканчиков с питьевой водой, 6 ложек и 1 стакан с соленой водой, 6 рыбок на прищепках (для зрит.гимнастики) , фланелеграф и на нем 5 картинок аквариумов разной формы

Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение книг ; рассматривание иллюстраций по лексической теме; разучивание различных гимнастик

Коррекционно-образовательные задачи:  

- формировать  представления  детей о пресноводных и аквариумных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);

- расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме;

- формировать  лексико – грамматические  категории ( согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными, прилагательными; знакомство со сложными словами – водоросли, пресноводные, водоёмы)

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать  умение  самостоятельно выполнять задания ;

- формировать и  закреплять  навык  координации речи с движением, регулировать   темп и ритм речи

Коррекционно - развивающие задачи: 

- развивать    познавательную  активность дошкольников; 

- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения);

 - развивать  общую, мелкую моторики ;

- развивать  зрительное  и слуховое восприятие;  внимание

Воспитательные задачи: 

- воспитывать  у детей  желание  и умение слушать товарища; умения  работать сообща; 

воспитывать   у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность; 

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе; экологическую культуру;

Ход НОД:

I Организационный момент

Воспитатель:  Добрый день. Ребята, посмотрите в окно! Как прекрасен мир! Птицы и животные, деревья и цветы, реки, озера – все это радует нас?(Да.) Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Ребята, а  вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке рыбка могла разговаривать и творить чудеса?

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

Дети: А.С.Пушкин

Воспитатель: Ребята, что за звук мы слышим?

Слайд 2 (шум моря)

Дети: Это море шумит.

Воспитатель :А кто к нам спешит?

Слайд 3.(Картинка море ,звучит шум морского прибоя, появляется золотая рыбка.)

Дети: Рыбка золотая.

Слайд 4.

Рыбка: Ребята , я долго живу в море и у меня здесь много друзей. Но мне очень хочется узнать, где еще могут жить рыбы, как они выглядят, и подружиться с ними. Поможете мне?

Дети: Да.

II Основная часть

Воспитатель: Ребята, где могут жить рыбы?

Дети: Рыбы могут жить в реке, пруду, озере, море, океане ,аквариуме.

Воспитатель: И это все можно назвать одним словом – водоёмы - места скопления и хранения большого количества  воды.

Слайд 1 МИМИО«Что мы знаем о рыбах ?».

Воспитатель: 

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

-  С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Закрывают рыбы глаза во время сна? (нет, у них нет век)

-Есть ли у рыб шея? (нет, голова плавно переходит в туловище)

- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап, шерсти, не издают звуки, не закрывают глаза)

Воспитатель: Для многих животных вода – это дом. А как вы думаете,  вода в  водоёмах одинаковая или разная?

Дети: Разная. Морская  и речная .

Воспитатель: А вот чем речная  вода отличается от морской мы с вами сможем узнать попробовав её.

Воспитатель: На столе стоят стаканчики:  под номером 1 – речная  вода, а под номером два – морская. Попробуйте и скажите, какая вода на вкус в 1 стаканчике? А в стаканчике номер два?

 Дети: в первом стаканчике - вода не имеет вкуса, она - пресная.

Воспитатель: А во 2ом? (наберите немного воды ложечкой и попробуйте)

Дети: солёная.

Воспитатель: Какую воду приятнее пить? Какую воду полезно пить человеку?  

Дети:  Человеку полезно пить  только пресную воду.

Воспитатель: Ребята, вспомните, где же может быть пресная вода?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы хотите оказаться на берегу пресного водоема?

Дети: Да.

Воспитатель: глазки закрываем,  от пяти до десяти - считаем, глазки открываем  - вот мы с вами у водоема (воспитатель показывает магнитный плакат «Водоемы»).Ребята, как вы думаете, что это за водоём?

Дети: река, пруд, озеро……

Воспитатель: Действительно, ребята, мы оказались  у реки. Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир  реки!

Обратите внимание, водоем как будто делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

 Давайте рассмотрим и назовём  обитателей водоема, которые расположились на воде и над водой.

Дети: стрекозы ,лягушки, утки, цапли, бобры, и др.

Воспитатель: а кто же  обитает в  подводном  мире?

Дети: улитки, раки, речные рыбы, жук, водоросли и др.

Воспитатель: а вы хотите поиграть с обитателями водоёма?

 Игра «Кто и где на картине?» (проводится с магнитным плакатом и набором картинок к нему)

Перед вами картинки. Отберите и поместите обитателей, которые на воде и над водой в верхней части картины, а картинки с изображением обитателей подводного мира расположите в нижней ее части. Назовите, кого вы отобрали.

Дети.

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, как называются рыбы,  которые живут в пресных водоемах?

Дети: пресноводные.

Воспитатель: Правильно. Поиграем с рыбками? (Игра с мячом)

Ну- ка, детки, не зевайте, пресноводных рыбок называйте!

Дети: Сом, карп, сазан, форель, осетр, красноперка.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, какой должна быть вода в водоеме, чтобы рыбам в ней было хорошо и уютно?

Дети: чистой, прозрачной, богатой кислородом.

Воспитатель: а когда рыбам будет плохо в водоёме?  

Дети: когда люди загрязняют воду:  выбрасывают мусор, моют машины, сливают загрязнённую воду ….

Воспитатель: Посмотрите, сколько мусора на дне этого водоема. Давайте, поможем рыбкам.

Слайд 2 МИМИО

Игра «Очистим водоём от мусора»

Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, рыбкам хорошо в чистом водоеме? Могла бы золотая рыбка здесь жить?

Ответы детей.

Воспитатель: А зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как зимуют пресноводные рыбы?

Дети: Они опускаются на дно, зарываются в песок .

Воспитатель: А сейчас, давайте,  превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.

Подвижная игра «Рыбы»

Рыбы плавают в реке, в прудике и озерке

 (выполняют волнообразные движения сложенными ладошками)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибают пальцы)
А еще есть щука, лещ. 

(ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяют ладошки, показывая плоского леща)
В общем, всех не перечесть.

 (разжимают и сжимают кулачки)
Мы о рыбах продолжаем: об аквариумных речь.

Гуппи, сомик, клоун-рыба ,(загибают пальчики)

Ангел и скалярий есть.

В общем, всех не перечесть.

 (разжимают и сжимают кулачки)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. 

(руки над головой, изображают крышу)

Воспитатель: А вот где золотой рыбке был бы дом родной вы узнаете, отгадав загадку ?

Воспитатель: Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри!

О чем загадка?

Дети. Об аквариуме.

Воспитатель: Почему вы решили, что речь идет об аквариуме?

Ответы детей.

Воспитатель: Аквариумы бывают разной формы, давайте рассмотрим какой?

Дидактическое упражнение «Где  какой аквариум на фланелеграфе?» (расположение аквариумов разной формы на плоскости фланелеграфа )

Воспитатель: Ребята, а вот  наполнение всех аквариумов похоже.

 Воспитатель выставляет детям аквариум в виде прозрачной вазы с золотой рыбкой, водорослями и песком на дне.

Воспитатель: Ребята, что мы видим на  дне аквариума?

Ответы детей.

Воспитатель: Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, что за растения мы видим в аквариуме ?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, что означает слово водоросли и для чего они в аквариуме?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называются рыбы, живущие в аквариуме?

Дети: аквариумные

Воспитатель: Назовите рыбку, которая плавает в нашем аквариуме.

Дети: Золотая.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, что вы можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Красивая, мокрая, скользкая, золотистая ,нарядная, желтая или желто-оранжевая ,веселая.

Воспитатель: Ребята, рыбки могут быть такими же непоседливыми, как и вы. Что могут делать рыбы?

Дети: нырять, плавать, спать, кушать, дышать, смотреть, всплывать, опускаться на дно.

Воспитатель: : Поиграем с рыбками?

Ну - ка, детки, не зевайте, сколько золотых рыбок плавает в аквариуме называйте?

Игра «Сколько золотых рыбок?» (Игра с кубиком с цифрами на гранях).

Воспитатель: Вот и наша золотая рыбка весь день играла в прятки со своими новыми друзьями – аквариумными рыбками и просит вас назвать рыбку и подобрать  ей  тень .

Слайд 3 МИМИО «Соедини рыбку с её тенью»

Воспитатель: Здорово! А теперь нашим глазкам пора отдохнуть.

Возьмите прищепочку, прикрепите её на указательный палец левой руки и ,при выполнении гимнастики ,чётко следите за рыбкой глазами.

Зрительная гимнастика.

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыбка золотая.

III Заключительная часть

Слайд 5-6(золотая рыбка)

Рыбка : Молодцы. Спасибо, Вам, ребята. Я сегодня нашла много новых друзей. Мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, понравилось вам сегодня помогать Золотой рыбке?

Какие задания вам понравились больше всего? А какие задания были сложными?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что такое водоем, водоросли?

- А каких рыб называют пресноводными?

Ответы детей.

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас,

Как хорошо на свете жить,

Всё видеть это и любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей 8 речевой группы, имеющих ОНР. Тема: « Осень»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей 8 речевой группы, имеющих ОНР. Тема: "Осень"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей речевой группы имеющих ОНР. Тема: "Весна".

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация».Использование современных образовательных технологий: Зд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...