«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
занимательные факты по развитию речи (подготовительная группа)
«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-_igry_i_tvorch._zadaniya.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
ФГОС дошкольного образования указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
Речевое творчество - это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний. Хорошая речь, как отмечал В. А. Сухомлинский – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Отечественные учёные, а также педагоги Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Флёрина и др. подчёркивали, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребёнка в целом, когда развиваются все психические процессы (внимание, память, воображение, восприятие, мышление), формируется связная речь.
Л. С. Выготский писал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-то новое».
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения.
Творческая деятельность детей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности являются творческие задания, требующие от ребёнка нестандартного решения.
Дети с ОНР в общении с друг другом и со взрослыми мало проявляют речевую активность, не умеют составлять творческие рассказы; у них недостаточно развита связная речь и воображение, они не умеют составлять рассказы из личного опыта. Достаточно сложно сформировать у них интерес к речетворчеству; словесное творчество формируется крайне трудно и искажённо.
Развитие речевого творчества у этих детей проходит через игры и разнообразные творческие задания как индивидуально, так и со всей группой. Через игровую деятельность мы учим детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы на различные темы.
Игра для ребёнка становится важным источником речевого творчества.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому она является важным средством воспитания. В игре всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства и переживания подлинны, искренни.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для её реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе, возможность самому решить игровую задачу.
Например, игра «Фантастический зверь» упражняет детей в образовании притяжательных прилагательных, составлении предложений.
Игра«Удивительная клякса» развивает воображение и творческие способности, связную речь.
Игра«Какой это человек» учит детей сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям, поступкам), характеризовать их нравственные поступки и эмоциональное состояние.
Детям особенно нравятся игры-театрализации и драматизации, т.к в этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия; можно давать сравнительную характеристику героев, отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх.
Игра «Составим сказку» учит детей составлять тексты сказочного содержания, как на предложенный сюжет, так и своего содержания. «Придумай свой конец сказки» - дети сочиняют конец знакомой сказки (Колобок не сел лисе на нос, а покатился дальше и… Волку не удалось съесть козлят, потому что…).
«Сочини сказку по картине» - объекты наделены свойствами или чертами характера человека (ёлка – мудрая, лужа – грязная, прутик – труженик, трава – равнодушная, цветы – болтливые).
«Однажды в лужу упал мяч… (ребёнок сочиняет, что было дальше) – поможешь другому в беде, и тебе помогут».
«Сказка про любимую игрушку» – ребёнок вводит новый персонаж в сказку, наделив добрыми качествами свою игрушку.
При составлении рассказов фантастического содержания используется игровой приём: «Пришёл в гости волшебник».
Например, рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котёнок (картина «Кошка с котятами»).
Игра «Что было, что будет» учит детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять об этом рассказ (детям предлагают прокатиться на машине времени и рассказать, что было с ними в прошлом и будет в будущем).
Игра «Космонавты» - развивает произвольный контроль, самоконтроль, воображение, эмоциональность, выразительность движений. Дети представляют, что они космонавты, а стульчики – ракеты. Мы отправляемся в путешествие на другую планету. Здесь много интересного и неизвестного. (Дети рассказывают, что увидели на планете).
С помощью игр и творческих заданий на различные лексические темы у детей расширяется словарный запас, совершенствуется структура сложных слов и грамматический строй речи, развивается монологическая форма речи, творческие способности, потребность в действенном, образном освоении своих впечатлений, интонационная выразительность речи.
Творческие задания направлены на уточнение понимания смысла образных слов и выражений, придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым рассказам или сказкам, подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажей, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой, понимание средств художественной выразительности (вопросы типа: с чем можно сравнить; как можно сказать; что думает берёза, глядя на одуванчик; о чём вздыхает лес).
Ребёнок учится не копировать виденное, а передавать своё отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства. Творчество проявляется и в замысле – выборе темы рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий по речевому творчеству.
Словарная работа при этом направлена на понимание смыслового богатства слова, построении высказывания, обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного и, как результат, у ребёнка формируется осознанное отношение к языку.
Монолог требует от ребёнка умение осознанно строить высказывания. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, как в обычном разговоре, так и через игру. Учитывается индивидуальный уровень речевого развития детей.
Таким образом, у детей накапливается опыт выполнения творческих заданий и это приносит им удовлетворение и радость.
Творчество дошкольника, считает И. П. Волков – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым у ребёнка самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществляется их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создаётся новый для ребёнка подход к решению задачи.
Литература:
- Бортникова Е. «Учимся составлять рассказы» Екатеринбург, 2013 г.
- Ворошина Л.В. «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста» Пермь, 1991 г.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., Пр., 1991 г.
- Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», Ж. «Дошкольное воспитание» №6, 2000 г.
- Миронова Н. «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников», Ж. «Дошкольное воспитание», №10, 2006 г.
- Никифорова Т. «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста», Ж. «Дошкольное воспитание» №3, 2007 г.
- Пожиленко Е.А. «Энциклопедия развития ребёнка» С. Пб, 2006 г.
- Созонова Н., Нуцина Е., Хрушкова Н. «Фонетические рассказы и сказки», Екатеринбург, 2014 г.
- Ушакова О.С. «Речевые игры и упражнения для дошкольников», М., 2002 г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников», М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи....
Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.
Уважаемые, коллеги! В статье дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Данная статья посвящена тому ,какие коммуникативно-речевые особенности проявляются у детей с общим недоразвитием речи...
Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...
Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи
Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...
Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных учреждений в условиях ФГОС состои...