Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике на тему
В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка.
Для активизации речевого развития использую упражнения и игры, которые направлены на развитие звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_aktivizatsii_rechevogo_razvitiya.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Борисова Елена Викторовна
вопитатель первой квалификационной категории
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, основной задачей считаю научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для дальнейшего обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что
«именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка.
Для активизации речевого развития использую упражнения и игры, которые направлены на развитие звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
Хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой, ребенку должно быть интересно и комфортно.
Группа игр и упражнений на звуковую культуру речи способствуют развитию фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игра « Придумай слово».
Цель: развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать детей на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово- пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука (м) или (м’). Только нужно, чтобы пароль назвали правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужные слово.
Игра «Строим дорожку»
Цель: развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слова и выделяли последний звук. К концу второго обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука.
Игра « Ловушка».
Цель: развитие умения услышать в слове определенный звук.
Воспитатель предлагает детям « открыть ловушки», то есть поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть « ловушки». Он дает задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, то есть хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы.
Игра « Полслова за вами».
Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Сам встает в центр круга, произносит начало слова и бросает мяч кому-то из детей. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. ( Например, ло-шадь, ло-пата, мо-ре, вес-на, ко- мар, ко-за и т. д.).
Кто не сумеет закончить слово, выходит из круга.
Игра « Добавки»
Воспитатель показывает таблички с рисунками (или со словами). Дети должны каждому слову добавить по одному звуку в начале слова так, чтобы получилось новое слово. ( Например, к-рот, о-вал, м-ель, т-игры и др.)
Игра « Кто с кем дружит».
Чтобы найти домик насекомому, нужно определить сколько слогов в названии насекомого, например, слово «жук», и выбрать равное слово - цветок. Для жука это мак (один слог). А пче-ла где будет жить? Дети отвечают, что в слове «пчела» два слога, значит для нее домиком могут быть нар-цисс или тюль-пан и т. д.
Игра «Посели в домик».
Цель: развитие умения определить слоговую структуру слова.
Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике - окно из одной створки, а у второго - из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если слог один, то гостя селим в домик с одной створкой, если слога два, то селим гостя в домик с двумя створками.
В группу игр на формирование грамматического строя речи, собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Игровое упражнение «Подбираем рифмы».
Цель: развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Воспитатель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
Даю вам честное слово,
вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее воспитатель задаёт детям вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А, может быть, они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
-Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению воспитателя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.
Дидактическая игра « Подскажи слово»
Воспитатель: Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. Чтение стихотворения Р. Сефа « Разговор цветка и лютика» с подбором рифмующихся слов.
Лютик, лютик, что хохочешь?
Да ведь ты меня …(щекочешь),
Так листочки мне …(щекочешь),
Что не хочешь …(захохочешь).
Игра « Живое упражнение».
Цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; существительное и глагол стоят в одинаковом числе.
Например, дети составляют предложение о подснежнике («Весной расцвели голубые подснежники»), переставляют в нем слова и доказывают, что некоторые слова «дружат» между собой.
Игра «Кузовок»
Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Игровое упражнение «Чьё всё это?»
Цель: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Игра «Домики»
Цель: упражнение в определении рода слов-предметов.
Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.
В группу игр на обогащение словарного запаса включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словамидействиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Воспитатель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч воспитателю.
Ещё при работе с антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Река бежит (течёт, струится).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).
Игра «Какой предмет?»
Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Что бывает?
Цель: развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к словупризнаку подбирается как можно больше слов-предметов.
Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов-описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.
Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель: развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы воспитателя. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня».
Цель:развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы…»
Цель: развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то …»
«Если бы я стал невидимым…»
«Если весна не наступит никогда…»
Игровое упражнение «Закончи сам».
Цель: развитие воображения, связной речи.
Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.
При использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно возрастает.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи ребенка, но и формированию его личности, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи....
Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.
Уважаемые, коллеги! В статье дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....
Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи
Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация Для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных учреждений в условиях ФГОС состои...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...