КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии на тему
Данная статья посвящена тому ,какие коммуникативно-речевые особенности проявляются у детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_30.04.16.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тупицына А.И.
воспитатель,
МБДОУ ДС №67 «Аистенок», г. Старый Оскол
Данная статья посвящена тому ,какие коммуникативно-речевые особенности проявляются у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, .коммуникация ,коммуникативно-речевые особенности.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, как правило, понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы(1).
В науке накоплено достаточно данных о том, что еще одним препятствием для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения.
Необходимо отметить, что при разном уровне речевого развития речи детей с ОНР отмечается и разное отношение к коммуникации. Так исследователи Жинкин Н.И. и Лисина М.И. выделяют несколько уровней речевого развития детей с разной степенью развития коммуникации (3).
Первый уровень, как правило, характеризуется высокой степенью овладения универсальными средствами коммуникации. Во взаимодействии проявляются организационные навыки ребенка. Первому уровню присущи кинематические операции: внешнее проявление внимания к партнеру, открытый взгляд, улыбка, своевременные реакции на реплики партнера. Общее позитивно-личностное отношение к сверстникам. Ребенок стремится так располагаться в пространстве, чтобы создать максимальное удобство для контакта. Обращения и ответные реплики ориентированы на партнера. Мимика и жесты используются согласно содержанию и общей тональности беседы, сопровождающую деятельность, направленной на выполнение задания. В ряде случаев прослеживается умение контролировать свои собственные действия и умение признавать свои ошибки.
Второй уровень овладения универсальными средствами коммуникативной деятельности – средний На данном уровне детям свойственно овладение многими коммуникативными действиями, однако у них отмечаются проявления безучастности и равнодушия как по отношению к выполнению задания, так и по отношению к товарищу. Об этом свидетельствует равнодушный взгляд и незаинтересованное выражение лица. Приступив к деятельности, дети не заботятся о партнере, а стремятся выполнить задание отдельно, забывая или же намеренно игнорируя установку на совместное решение поставленной задачи. Дети перебивают собеседника, проявляя нетерпение.
Следующая подгруппа детей – с низким уровнем владения универсальными коммуникативными средствами. Отличительной особенностью является присутствие во многих случаях устойчивой недоброжелательности, яркого негативизма по отношению к детям. Об этом свидетельствуют кинематические операции, содержащиеся в хмурых и косых взглядах, неприветливом выражении лица, стремлении захватить весь стимульный материал, предложенный для совместной деятельности, игра с материалом в одиночестве. Мимика ребенка находится в прямой зависимости от общего эмоционального настроя.. Выражая свое недовольство или несогласие, ребенок повышает голос, партнер использует тот же прием. Этот уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме(2).
Анализ речевого развития дошкольников на выделенных уровнях позволил ограничить процесс формирования коммуникативно-речевых особенностей категорией детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня развития.
Анализ теории и практики логопедии показывает, что развитие коммуникативно-речевых особенностей ребенка рассматривается в единстве лексического и грамматического аспектов языка (О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Л.Б.Халилова, С.Н.Шаховская). Усвоение лексической семантики лежит в основе словарной работы, а усвоение грамматической семантики происходит в процессе работы над грамматическим строем речи. В языковой практике эти аспекты неразделимы. Между тем, их взаимосвязь в логопедии учитывается недостаточно (И.М.Кобозева, Ю.В.Микляева, Л.Б.Халилова и др.).
Итак, знание о коммуникативных качествах речи и владение ими (функция говорящего) — необходимые составляющие коммуникативно-речевых особенностей. Анализ специальной литературы показал несформированность данных качеств речи у детей с ОНР. Особенности внимания (неустойчивость, низкая произвольность, трудности в сосредоточении) обусловливают сложности у дошкольников с ОНР в выполнении при общении роли слушающего.
Список литературы
- Выготский , Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. 416с. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 5983с.
- Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. - 9-31с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Общее недоразвитие речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника....
Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи.
Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи. Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике в...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Возрастные особенности детей с общим недоразвитием речи 4-5 лет
Данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования, родителям. Каждый ребенок развивается по-разному,у каждого свой путь и темп развития.Но есть нечто общее, что позво...
Особенности детей с Общим недоразвитием речи
В данной статье рассказывается об особенностях развития детей с Общим недоразвитием речи....