конспект НОД тема: пересказ рассказа Евгения Чарушина "Лиса"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Galina2g18

Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pereskaz_rasskaza_lisa.docx349.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности: речевое развитие

(дети с тяжелыми нарушениями речи, III уровень развития, 5- 6 лет)

Тема: Пересказ рассказа «Лиса» Е. Чарушина  (тематическая неделя «Дикие животные»)

Цель: Формирование навыка подробного пересказа  короткого текста с использованием графических схем.

Задачи:

 Образовательные:  Учить детей понимать содержание литературного произведения,  характер персонажа, мотив его поведения и отражать это понимание в речи. Обогащать представления детей об образе жизни диких животных (лисицы). Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: Развивать умения отвечать  на вопросы предложениями из 2-3 слов, связную речь, слуховое внимание, мышление, память. Закрепить понятие «предложение».

Воспитательные: Воспитывать интерес к животному миру.

Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас: введение  слова  «мышкует», выражения  «всеядное животное».

Материал: Предметные картинки диких животных: лиса, волк, лось, заяц, медведь, белка;  лиса - игрушка,  иллюстрации Е. Чарушина к произведению,  графические  схемы,  шапочка  лисы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.  Воспитатель: скажите, пожалуйста, о ком мы говорим на этой неделе. Чем питается заяц? (волк, белка, медведь, лось, лиса) Посмотрите на доску и назовите   хищных  животных,  перечислите  травоядных животных. А медведь, какое животное?  ( Если дети затруднятся, сказать – всеядное животное). Как вы понимаете выражение «всеядное животное».

Подготовка к восприятию текста.  

Воспитатель: Сегодня к вам в гости пришла лисичка. Посмотрите, какая она красивая, какой у неё пушистый хвост, а на макушке ушки! В сказках её называют лисой Патрикеевной. А ещё она отличная охотница. Как вы думаете, на кого она охотится? (ответы детей). Правильно, а ещё зимой лиса мышкует – ловит мышей (показ иллюстрций).

 Чтение рассказа. Воспитатель предлагает прослушать  рассказ Е. Чарушина  «Лиса» (читает текст, по ходу чтения выставляются картинки).

Лисичка зимой  мышкует – мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой  охотнице.

Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что означает слово «мышкует»?  (Если дети затруднятся, объяснить, что «мышкует» означает ловить мышей).  А что значит «кинется»? (Быстро прыгнет).  Проговорить слова «мышкует», «кинется».

Беседа по содержанию рассказа.

- Что делает лисичка зимой? ( Лисичка зимой мышкует).

- Куда она встаёт? (Лисичка встаёт на пенёк).

- Зачем лисичка встаёт на пенёк? (Чтобы подальше было видно).

- Что она слушает и смотрит?  (Она смотрит и слушает, где пискнет, где шевельнётся мышь).

- Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Услышит, заметит и кинется).

- Чем лиса ловит мышей?  (Лиса ловит мышей зубами).

Подвижная лиса «Лиса и мыши» - обыгрывание ситуации.

Выбирается лиса (надеть шапочку на голову). Лисичка встаёт на пенёк и слушает.  Дети-мышки   садятся на корточки и потихоньку  «пищат». По сигналу бубна дети бегут к стульчикам, а лисичка их пытается их поймать.

Игра «Исправь ошибку».

Воспитатель: Лисичка перепутала  все слова в предложениях, поможем ей составить правильно предложения.

- Летом  лисичка  мышкует – мышей ловит.

- Она встала на стул, чтобы подальше было видно,

- и слушает, и смотрит: где под листьями  мышь пискнет,

- где она спит.

- Услышит, заметит – убежит.

- Готово: попалась мышь на хвост рыжей, пушистой  охотнице.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ, а помогут мне схемы.

В процессе чтения заменить сюжетные картинки схемами.

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Воспитатель предлагает детям пересказать рассказ.

Итог. 

Воспитатель: Какой  рассказ сегодня вы пересказывали, кто его написал?  Чей рассказ вам больше всего понравился? (ответы детей). Лисичка мне на ушко сказала, что ей понравились все ваши рассказы. Попрощайтесь с ней.

C:\Users\User\Pictures\2020-01-21 1\1 001.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Лиса»

Конспект занятия по развитию речи в старшей  группе....

Конспект занятия тема: пересказ рассказа М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Конспект комплексного занятия логопеда и воспитателя....

Конспект НОД Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Конспект НОДТема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Ход Занятия:Связанная речь: Учить детей передавать содержание литературного текста связано, последовательно, выр...

конспект занятия по развитию связной речи - пересказ рассказа Евгения Пермяка "Про нос и рот"

предлагаю вам конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей в подготовительной группе - пересказ рассказа Евгения Пермяка "Про нос и рот"....

Конспект НОД. Тема: Пересказ рассказа "Собака-санитар"

Формирование навыка подробного пересказа текста с опорой на сюжетные   картинки....

НОД речевое развитие старший дошкольный возраст Пересказ рассказа Евгения Чарушина "Лисята"

Обучение детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой ввиде графических схем, отображающих последовательность событий....

Пересказ рассказа Евгения Ивановича Чарушина "Воробей"

Рассказ и мнемотаблица для пересказа и заучивания рассказа Е.И.Чарушина "Воробей"...