Конспект по развитию речи с детьми средней группы «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи с детьми средней группы
«Путешествие в сказку»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности | |
Двигательная | динамическая пауза, пальчиковая игра | |
Игровая | игровые ситуации, игры с правилами (дидактические) | |
Познавательно - исследовательская | решение проблемных ситуаций: на чем можно отправиться в «сказочную страну»? как починить «ковер-самолет»? | |
Коммуникативная | Беседа, словесные игры, вопросы, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко», загадки, художественное слово |
Логика образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию. Воспитатель активизирует внимание детей. В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок. В: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»? Воспитатель предлагает поиграть в игру. В: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» | Дети обращают свое внимание, здороваются. Дети вместе с воспитателем встают в круг. Ответы детей: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья. Дети соглашаются. | |
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т. Сикачёвой) - Я здороваюсь везде - дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, Утро! Здравствуй, День! Нам здороваться не лень! В: Молодцы. | Дети сопровождают стихотворение жестами и движениями. Дети показывают «крылышки» Показывают солнце. Показывают небо Показывают «ветерок» Показывают «дубок» Жест вправо Жест влево Разводят обе руки в стороны | Проявляют познавательный интерес, любознательность Дети умеют соотносить речь с движением |
Постановка цели. Воспитатель предлагает отправиться в гости к сказке В: Ребята, хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка. Загадка: В любое место он вас донесёт, Куда пожелаете сами И не успеете вы оглянуться Как встретитесь вдруг с чудесами. И вовсе не нужен ему пилот Ведь это волшебный … (ковёр самолёт) | Дети с удовольствием соглашаются. Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. | Повышается мотивация к совместной деятельности. Развивается внимание, логическое мышление. |
В: Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник. Садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. Ой, смотрите, ребята, прохудился наш ковер-самолет. Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию: Что нужно сделать для того, чтобы наш ковер-самолет взлетел? | Дети предлагают разные варианты: починить, сделать заплатки. | Развивается логическое мышление, воображение, познавательная активность, умение рассуждать. |
Д/и «Починим ковер-самолет» - Молодцы, ребята! Теперь садись поудобней, и мы помчимся, как ветер, вперёд. «1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать» | Дети (выборочно 4 чел.) вставляют заплатки из геометрических фигур. Дети садятся на «ковер-самолет» | Умеют соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Закрепляют представления о геометрических фигурах. |
Основная часть. Сюрпризный момент. Воспитатель побуждает помочь Сказочнице. Встречает сказочница: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! Рада видеть всех сейчас. Ведь давно ждала я вас. Я добрая Сказочница. Вот пришел и сказки час. Проблемная ситуация. - Но в моей сказочной стране случилась беда. Злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки. Ребята, может быть, вы поможете мне их расколдовать? Сказочница: Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? У меня есть волшебный клубок. И сейчас я предлагаю поиграть с нашим сказочным клубком. | Дети встречают «Сказочницу», здороваются. Дети внимательно слушают и соглашаются | Развивается эмоциональная отзывчивость. |
Игра «Волшебный клубок» Педагог бросает клубок. Сказочница: - Ребята, вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку. | Дети в группе находят первое задание. | |
Игра «Калейдоскоп сказок» (с показом иллюстраций) Педагог предлагает детям отгадать названия сказок и выбрать соответствующую иллюстрацию. («Сказочница» читает загадки) 1. Ах, ты Петя-простота, Сплоховал немножко, Не послушал ты Кота Выглянул в окошко. («Кот, Петух и Лиса») 2. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её. («Красная Шапочка») 3. Ждали маму с молоком, А впустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят») 4. Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки и три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три медведя») 5. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …. («Айболит») 6. Нет ни речки, ни пруда Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») Сказочница: - Молодцы, справились! | Дети садятся на стульчики. Дети по одному находят иллюстрации-отгадки к каждой сказке. | Умеют внимательно слушать, отвечать полными предложениями. Закрепляют в памяти знакомые сказки, узнают их по фрагментам, иллюстрациям. |
Воспитатель кидает клубок Сказочница: - Но сундучок закрыт на замок. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Педагог предлагает поиграть. Игра «Дополни имя» Сказочница: У некоторых сказочных персонажей есть двойные имена. Я буду каждому кидать клубок и называть первую часть имени, а вы называйте вторую часть имени. Винни (Пух) Сестрица (Аленушка) Доктор (Айболит) Красная (Шапочка) Иванушка (Дурачок) Крошечка (Хаврошечка) Муха (Цокотуха) Баба (Яга) Почтальон (Печкин) Конек (Горбунок) | Дети находят волшебный сундучок, рассматривают его. Дети стоят в кругу, играют с клубком, добавляют слова. | Дети правильно называют вторую часть имени. Закрепляют представления о главных персонажах сказок. |
Педагог хвалит детей, открывает сундучок. В сундучке находятся предметы, принадлежащие героям сказок. Д/и «Из какой сказки эти предметы?» Воспитатель-Сказочница достает по одному предмету и показывает детям. Скалочка (Лисичка со скалочкой, Денежка (Муха-Цокотуха) Яйцо (Курочка Ряба) Колосок (Колосок) Воздушный шарик (Винни Пух) Золотой ключик (Приключения Буратино) Бобы (горох, фасоль) (Петушок и бобовое зернышко) | Дети рассматривают предметы и называют, какому герою этот предмет принадлежит, и называют название сказки. | Развивают диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и детьми. |
Сказочница: Ну, молодцы. Педагог предлагает показать сказку. - А теперь хотите её увидеть и сами показать? 4. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Действующие лица: Петушок, Курица, Хозяйка, Хозяин, Корова, Кузнец. Звучит фонограмма «Утро в деревне» | Дети соглашаются. Дети показывают драматизацию сказки. | Умеют использовать жесты и мимику. Развивается связная речь, обогащается словарный запас. |
Воспитатель побуждает детей принять участие в диалоге. Беседа по сказке. 1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться? 2. К кому курочка обращалась за помощью? 3. О чем курочка просила коровушку? Как она просила? 4. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? 5. Смогла ли курочка вылечить петушка? 6. А почему смогла? 7. Какая курочка? (подбор эпитетов) 7. Понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? Чему учит нас сказка? | Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Ответы детей: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. - К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу. -Коровушка, голубушка, дай скорее молока. Скажите так же. - Все, как могли, помогали курочке достать маслица. - Да. - Потому что ей все помогали, и курочка знала, чем помочь петушку. - Эта сказка учит всех не торопиться во время еды. И всегда приходить на помощь в трудную минуту. | Умеют владеть речью, как средством общения. Правильно строят фразы, активно отвечают на вопросы. |
Динамическая пауза. Сказочница: С помощью волшебной палочки я буду превращать вас в сказочных героев! - Начинаются наши превращения! В кого? Конечно в Лису. (Взмах волшебной палочкой). «Лиса» Вот идет лиса-краса, Рыжая плутовка. Мягко так ступает, Хвостом следы заметает. А теперь изобразим Петушка. «Петух» Вот идет петушок, Гордо поднял гребешок. Сам со шпорами, Хвост с узорами. | Подражательные движения. Дети выполняют подражательные движения. Ходят с носка на всю ступню, руки у груди, кисти рук опущены. Ходят, высоко поднимая колени, носок тянут вниз, руки-крылья поднимают и опускают, подражая петуху. | Умеют выполнять подражательные движения. Проявляют творческое воображение в движениях. Владеют разными видами движения. |
7. Игра «Добавлялки». - Вы должны правильно и в рифму закончить предложение. Ок-ок-ок-стоит в поле …. (теремок) Ок-ок-ок- покатился….(колобок) Су-су-су-петушок прогнал (лису) Цо-цо-цо-снесла курица (яйцо) Ёк-ёк-ёк-не садитесь на ….(пенек) Ят-ят-ят-серый волк не съел ….(козлят) | Дети в рифму добавляют слова. | Дети правильно и четко произносят звуки в чистоговорках. |
8. Возвращение в группу. Сказочница благодарит детей и прощается с ними. Дарит им гостинцы. Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились, и помогли героям сказок. Но нам пора в детский сад возвращаться, а поедем мы на автобусе. Би-би-би – гудит автобус. Тук-тук-тук мотор стучит. Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу Шу-шу-шу они шуршат. Быстро крутятся колёса, Та-та-та - вперёд стучат | Дети друг за другом двигаются по группе и все вместе повторяют чистоговорку. | Произносят четко соответствующие звукоподражания хором, проявляют внимание. |
Итог деятельности. Воспитатель формулирует вывод и дает оценку деятельности детей. Воспитатель: Вот мы снова с вами в нашей группе. Вот как весело играли И нисколько не устали Играли мы все дружно Нам ссориться не нужно. - Чем мы сегодня занимались? -А что вам больше всего понравилось? Воспитатель - Вот наше сказочное путешествие закончилось. И мы с вами скажем спасибо нашим гостям. | Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении. Называют, что понравилось больше всего во время деятельности. Дети благодарят гостей. | Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....
НОД ОО "Развитие речи" для детей средней группы "Путешествие по русским народным сказкам".
НОД ОО "Развитие речи" для детей средней группы "Путешествие по русским народным сказкам". Вид занятия- познавательное, тип занятия - комбинированное. Задачи: Учит...
НОД по развитию речи с детьми средней группы "Путешествие в лес"
Игра – путешествие Тема: «Путешествие в осенний лес»Цель: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры. Задачи приоритетной образовательной области: р...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...
Конспект СОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие по сказкам»
Цели занятия:1. Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги через игру – путешествие.2. Активизировать речевую деятельность детей, со...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы "Путешествие в сказку"
Данный конспект разработан для того, чтобы способствовать развитию диалогической и монологической речи; воспитанию интереса к явлениям погоды; закреплению знаний о диких, домашних животных и птицах; з...
Конспект НОД по развитию речи в младше-средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект НОД по развитию речи в младше-средней группе «Путешествие в сказку»Цель: приучать детей внимательно слушать и слышать воспитателя; учить понимать поставленные воспитателем вопросы...