Конспект СОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Черезова Надежда Анатольевна

Цели занятия:

1.  Обобщить   и закрепить знания детей о сказках - названия, героев,  их диалоги через игру – путешествие.

2. Активизировать  речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.

3. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

- центр развития ребёнка - ДЕТСКИЙ САД №18

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект СОД

по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе

«Путешествие по сказкам»

Подготовила и провела воспитатель:

Черезова Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2018

  

Цели занятия:

1.        Обобщить   и закрепить знания детей о сказках - названия, героев,  их диалоги через игру – путешествие.

2. Активизировать  речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений. 

3. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.

Образовательные задачи: 

Учить узнавать русские народные сказки;

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Развивающие задачи:

Развивать творческое восприятие, воображение,  память, внимание, логику.

Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение.

Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

Развивать двигательную активность, слуховое, зрительное восприятие.

Воспитательные задачи: 

Формировать  положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие.

Методическое обеспечение: мультимедийный проектор, презентация «Отгадай загадки», сундучок с клубочком, корзинка со сказочными предметами, корзинка с сюрпризом, ковёр, ёлочки, маски-шапки животных (лиса, волк, медведь, петух, заяц, собака), три цветные нитки-дорожки (приклеены к полу), ширмы, сказочные персонажи.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, игры -драматизации, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе.

 ХОД СОД

Орг.момент: (дети берутся за руки и произносят вместе с воспитателем)

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель:

-Ребята сегодня, когда я пришла  на работу, то увидела , что мне на почту пришло письмо, но от кого оно, я не знаю. Давайте вместе откроем  и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (открывается  говорящее изображение Колобка)

«Здравствуйте ребята! Я Колобок-румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки и я заблудился. Помогите мне, пожалуйста,  найти свою сказку!».

Воспитатель:

- Ребята от кого это письмо?(ответы детей)

- О чём нас просит колобок?(Ответы детей)

- Колобок  просит нашей помощи, мы поможем ему ?

Дети: ответы

Воспитатель: 

–А чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете?

(Ответы детей.) 

- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться?

 - Какие средства передвижения бывают в сказках?

 (Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).

Воспитатель: 

 - Вот на ковре-самолете мы и полетим.  Давайте сядем на ковер, возьмёмся за руки,  посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и произнесем волшебные слова:    «Раз, два, три, наш ковер в страну сказок лети!»

(играет волшебная музыка, на доске слайд с облаками)

Воспитатель: 

-А вот и первое препятствие Лисы, которое  нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше.

Открывают  сундучок, находят там клубок и записку  от лисы: «Чтобы клубочек вас повел  дальше по сказочной стране,  вы должны ответить на мои хитрые вопросы. Перед вами цветочная полянка. Отрывайте по одному лепестку и узнаете задания. Если справитесь, пойдёте дальше.» (Дети по одному берут с пола лепестки цветка и переворачивают их, на другой стороне - картинка с изображением эпизода из сказки, воспитатель озвучивает задание)

Поляна «Угадай-ка»

  •   Какую песенку пел Колобок?
  •   Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? 
  •  Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти в него?  
  •  Какие слова кричал петушок, когда хотел выгнать лису из заячьей избушки?
  •  Какие слова говорил Мишутка, когда увидел сломанный стульчик? 
  • А какие волшебные слова должен был сказать Емеля щуке?
  • Что говорила коза своим козлятам, чтобы они ей открыли дверь?

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым испытанием. Но, нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут ещё сказочные испытания, которые нам приготовила лиса.

(воспитатель бросает клубочек к Корзинке)

Ты катись, катись, клубок,

Через поле и лесок,

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Воспитатель: Ребята,  клубочек привел нас к следующему заданию Лисы  : «Вот корзинка, в которой лежат разные сказочные предметы (корзина, перо, яйцо, клубок, скалка, пирог, печь, яблоко). Попробуйте назвать их ласково. Я думаю у вас ничего не получится, и вы не сможете идти дальше».

Дети по очереди достают из корзинки предмет и пробуют назвать его ласково.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. Вы выполняете все задания! И нам надо отправляться дальше.( Воспитатель бросает клубочек, он катится на коврик.)

Ты катись, катись, клубок,

Через поле и лесок,

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Этюды на выражение эмоций и движений

 Воспитатель:  Ребята  давайте на полянке немного отдохнем и вспомним, как вела себя лиса в разных сказках и что с ней случалось.

(дети одевают маски сказочных зверей, присаживаются на стульчики)

«Лиса притворилась спящей»  - сказка «Лисичка-сестричка и волк» (Дети изображают  походку лисы,  как она шла к дороге, увидела, что мужик на телеге, а затем притворилась неживой)

«Заяц, собака, медведь и петушок выгоняют лису»

В  другой сказке   Петушок наказал Лису и выгнал ее из домика Зайчика.

 Каким был петушок?  

 (Дети подражают героям, показывая решительного петушка, трусливых собаку  и медведя,  неуверенного зайца, хитрую лису)

А теперь мы с вами покажем, чем же заканчивался  обман  и хитрости Лисы во многих сказках, и как  она вела себя.

«Лиса осталась без крова»

 Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда у лисы растаял дом, какое у неё было настроение, как шла лиса?

(Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов)

- А теперь колобок хочет, чтобы вы немного отдохнули. Его подружка мышка из сказки «Курочка ряба» сделает вместе с вами зарядку.

Физминутка «Мышка» с использованием мультимедийной доски.

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросают клубочек к мультимедийной доске) 

Проходите, дети и присаживайтесь на стульчики нас ждет последнее задание Лисы.

Ребята если мы будем правильно выполнять задание, то на экране будет появляться картинка из сказки.

 (На экране появляются вопросы Лисы - при правильном ответе детей появляется иллюстрация из сказки)

Вопросы на сладах по сказкам –

«Репка» - В  первой сказке был: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили.

Как называется эта сказка?

Кого из действующих лиц я не назвала?

 И что же они вытащили?

 «Теремок» - А вот вторая сказка в ней были такие зверюшки. Вот они: зайчик - побегайчик, мышка - норушка, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок и медведь косолапый.

Как называется сказка? Какого из героев я не назвала? Кто развалил теремок?

 

«Заюшкина  избушка» - Свой дом зимою, в холода она слепила изо льда. Но дом стоял прекрасно в стужу, весной же превратился в лужу.

Как называется сказка?  Кого выгнал петух?  

 «Волк и семеро козлят» - Уходя,  просила мать никому не открывать, но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь – песню мамину пропел.

Кто же всех козляток съел? Как называется сказка?

«Колобок» - В сказочке живет,  он не ёжик и не кот, Из муки он был печен, на сметане был мешен. На окошке он студился, по дорожке он катился.

Как называется сказка?  Кого встречал на своем пути колобок?

На последнем слайде – Колобок благодарит детей за помощь:

«Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы я снова оказался в своей сказке!

В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, но вы его должны найти (корзинка с сюрпризом). Нужно встать к доске спиной, вы увидите ниточку красного цвета, идите по ней и вы увидите свой сюрприз»

Дети следуют за ниткой, находят корзинку с угощением.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали  интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Лиса)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Включить песенку «Прыг скок колобок!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...

Конспекты НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи

В данном разделе представлены конспекты НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, в том числе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и методов моделирования, для детей от 3 до 7 (8)...

Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)

Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи « Путешествие в сказочную страну» (средняя группа)

Цель: закрепить, уточнить и систематизировать в игровой форме знания детей о сказках.Задачи:- вспомнить с детьми уже известные им сказки, персонажей;- способствовать развитию речевой сферы детей...