НОД ОО "Развитие речи" для детей средней группы "Путешествие по русским народным сказкам".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Алыкова Наталья Владимировна

НОД  ОО  "Развитие речи"  для детей средней группы "Путешествие по русским народным сказкам".

 Вид   занятия-  познавательное, тип занятия - комбинированное.

Задачи: Учить детей узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку .

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания  сказки и интерес к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие по русским народным сказкам».

Воспитатель Алыкова Н.В.

                   Средняя группа ( возраст 4 -5 лет  ).

               Дошкольные группы  

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                        «Верхнебузанская СОШ».

                                                        2015 год.

Тема занятия:  «Путешествие по русским народным сказкам».

Вид занятия: познавательное .

Тип занятия: комбинированное.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
  2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

  1. Изготовление панно по сказке «Колобок»
  2. Чтение русских народных сказок
  3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
  4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»
  5. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра
  6. Разгадывание загадок
  7. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»

Демонстрационный материал:

  1. Волшебный клубочек
  2. Мольберт
  3. Панно по сказке «Колобок»
  4. Выставка рисунков по сказке «Репка»
  5. Дом старика и старухи по сказке «Репка»
  6. Маски – шапочки для детей

Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал

Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек.

Ход занятия:

Вводная часть:

Ведущий:

Рано – рано поутру,

    Когда все крепко спали

    Прямо под моим окном

    Две синички щебетали

    И они нам рассказали,

     Чтобы все ребята знали,

         Что сегодня в гости к нам,

   Спешит сама Бабушка,

    Бабушка - Забавушка.

(Ведущий под музыку одевая шаль превращается в  Бабушку – Забавушку:)

Бабушка – Забавушка:        Слышу, слышу про меня

                                              Разговор ведёте.

Здравствуйте, детишки!

        Здравствуйте, гости дорогие!

    Как давно мы не видались

                                              Осень кончилась, зима

                                              И теперь я собралась

     В гости к вам прийти сама.

Игра «Давайте познакомимся».

Бабушка – Забавушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.

      (звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Забавушка      

       передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок        передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Забавушке.)(Звучит спокойная музыка).

Бабушка – Забавушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться ребята?                                                                                              Дети отвечают: (волшебный клубочек)

 

                               

 Основная часть:

Бабушка – Забавушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки  сочинил русский народ.

Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке.  

Тихо, тихо  рядом сядим, снова сказка входит в дом.

В удивительном наряде, разноцветным, расписном,

Здесь герои оживают, чудеса кругом летают.

Сказку очень я люблю, и ее я вам дарю,

Хлопну, топну, повернусь, сразу в сказке окажусь.

Да и вы не отставайте и за мною успевайте.

Бабушка- Забавушка:  А теперь ребята отгадате загадку.

 (Отгадывание сказок разными способами.)

  1. Узнай сказку по загадке

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл, я сказки?

Дети: ( Колобок).

Бабушка – Забавушка: Молодцы ребята. А кто из вас знает стишок про колобка?

Ребенок: ( Рассказыват стих.)

Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За елки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся-

На весь мир улыбнулся.

Бабушка – Забавушка: Давайте споем песенку колобка и  вспомним, с какими героями он встретился в лесу?

(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и рассматривают настольный театр сказка «Колобок». Дети называют остальных сказочных героев).

  1. Узнай сказку по иллюстрации:

Бабушка – Забавушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь  живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)

  1. Узнай сказку по отрывку:

  Бабушка– Забавушка: Теперь послушайте отрывок  из знакомой вам русской     народной сказки.

 (Бабушка – Забавушка читает отрывок по сказке «Гуси – лебеди». Дети    отгадывают.)    

А Ванюша возле дома целый день сестрицу ждал.

Уморился, притомился, сел и тут же задреамал.

Нет Аленушки нигде, знамо дело – быть беде:

Тучи солнышко закрыли, злые ветры закружили,

Гуси с Бабою- Ягой  взмыли в небо надо мной.

Дети: Сказка « Гуси – лебеди» ( и называют остальных сказочных героев).

Физкультминутка:

(Пальчиковая игра «Гусь»)

- Где ладошки? Тут?        

Спрятать руки за спину.

- Тут!                                    

- На ладошках пруд?

- Пруд!

Протянуть руки вперёд ладонями вверх

- Палец большой – это молодой гусь

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил,

Этот палец суп варил.

Поочерёдно

загибать пальцы

        обеих рук.

Полетел гусь в рот,                        

 

Разжать кулаки,

Поднять руки

Вверх,

А оттуда – в живот!                            

Встряхнуть кистями

Вот!      

Хлопнуть в ладоши.

Заключительная часть:

Бабушка – Забавушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь живет? (походят к домику).                                                              Нам сейчас загадает загадку ( Мальчик имя), а мы вместе попробуем ее отгадать:

В этой сказке дедка есть,

Бабушка и внучка.

Вместе с ними жила кошка,

Мышка и собачка Жучка.

Мирно жили не тужили,

Не было заботы,

Дружно весело, с охотой

Делали работу.

 (Дети отгадывают:  Сказка  «Репка».)

Входит Дед с Бабкой (ссорятся):

Бабка: Дед, а, Дед, помоги посадить репку.

Дедка: Да некогда мне Бабка, дрова надо колоть.

Бабушка – Забавушка: Ребята,  давайте поможем Бабке и Деду! Как мы можем им помочь?

Дети : Мы можем помочь дедке  посадить репку.  Давайте все дружно посадим. А вы дорогие  гости посидите и посмотрите, а мы с ребятами покажем вам русскую народную сказку «Репка» .

Драматизация сказки «Репка»: (дети одевают маски – шапочки, дедка сажает репку)

Бабушка – Забавушка:  Дедушка, а чтобы репеке подрасти,нужно дождику пойти. И мы с ребятами плпросим ,чтобы дождик полил нашу репку.

( Дети говорят слова:

Дождик, дождик,капелька,

Водянная сабелька

Репку нам полей скорей,

Чтоб расти ей побыстрей!

(Звучит музыка дождя.)

Бабушка – Забавушка: ну, вот какие ребята помощники, молодцы помогли репке вырости большой – прибольшой.

Стал дед репку из земли тащить(далее инсценировка сказки «Репка»).

Бабка и Дедка (вместе): Спасибо, ребята. Вы нам очень помогли.

Вы ребята, просто чудо

Никогда вас не забудем.

Отличились вы на славу

А за это вам награда.    ( Д. и Б.дарят в подарок детям Книгу – сказок).

Бабушка – Забавушка: Ну, что ребята вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось быть в гостях у сказок.   Наш волшебный клубочек не прощается, он будет жить  с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Русская народная сказка "Маша и медведь".

Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе (1.5-4 г.) На занятии осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество ...

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

занятие по развитию речи в младшей группе на тему «Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ с помощью теневой сказки.

Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; Помочь детям усвоит...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...

Речевое развитие детей средней группы. Чтение русской народной сказки "Кот, петух и лиса"

Знакомить детей с русской народной сказкой "Кот, петух и лиса", сопереживать героям, отвечать на вопросы по содержанию сказки, радоваться яркой игровой ситуации, обогащать словарный запаси и...

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы по русской народной сказке «Три Медведя»

Непосредственная образовательная деятельность формирует у детей словарный запас, развивает мышление, воображение и диалогическую речь....

Конспект НОД по речевому развитию детей средней группы по русской народной сказке «Зимовье зверей»

Формируется словарный запас, диалогическая и монологическая речь, внимание и зрительное восприятие у детей средней группы....


 

Комментарии

Овсянкина Елена Валериевна

Наталья Владимировна! Думаю,детям было очень интересно на вашем занятии. Спасибо за прекрасный материал!