Самообразование: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Вольдимарова Марина Викторовна

План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019_-2020_uchebnyy_god.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка» с. Комсомольское

Воспитатель:

Вольдимарова М.В.

1 квалификационная категория

Стаж педагогической работы – 8 лет 10 месяцев

Тема по самообразованию:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

2019 – 2020 учебный год старшая группа

с.Комсомольское, 2019

Актуальность темы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

     Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы, инновационные технологии. Проанализировав данную ситуацию и проведя  мониторинг развития речи детей, выяснила, что дети старшей группы «Солнышко» испытывают затруднения в развитии связной речи.  Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

        Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, а также совершенствованием традиционных  приемов и  методов, обеспечивающих развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловило мой выбор темы по самообразованию.

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства по использованию современных технологий, направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
  • систематизация работы по развитию речи у старших дошкольников в соответствии с ФГОС. 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной, методической литературы по вопросам развития речи у детей старшего дошкольного возраста; посещения РМО;

2. Разработать перспективный план реализации проблемной темы;

3. Подготовить диагностический инструментарий на начало и конец учебного года;

4. Выбрать наиболее эффективные, современные технологии, методы и приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

5. Разработать  программу дополнительного образования, организовать работу кружка «Говорилка» по речевому направлению;

6. Создавать  предметно пространственную развивающую среду, способствующую речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

7. Выявить и внедрить новые формы работы с родителями над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»;

8. Изготовить дидактические игры и пособия для развития связной речи дошкольников;

9. Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Гипотеза: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если в ООД будут использоваться наиболее эффективные технологии, методы и приемы.

Срок реализации:

с 1 сентября 2019 по 30 мая 2020 года

Участники:

  • Воспитатель
  • Дети старшей группы
  • Родители

Ожидаемые результаты:

  • Подобран диагностический инструментарий по развитию связной речи.
  • Разработан перспективный план.
  • Пополнена медиатека.
  • Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
  • Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

Форма отчетности:

  • Итоговое занятие по развитию речи;
  • Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»;
  • Родительское собрание «Проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Изучение литературы по теме.

сентябрь

Повышение компетентности.

2

Анализ проблемы.

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

3

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

сентябрь - октябрь

Определение проблем в речевом развитии детей.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение

современных технологий, методов и приемов для развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной пространственной развивающей среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

май

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете. Мастер-класс для педагогов  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Презентация итогов работы по самообразованию.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада» - М.: Просвещение, 2015.
  2.  Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г. - М., 2015.
  3. Гербова В.В. «Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание» - 2016. - N 9.
  4. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа/ В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная группа/ В.Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  6. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2.
  7. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015.
  8. Ключникова Е.А. Содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО.  Материалы дистанционного модуля. Ульяновск. - ИПК ПРО, 2017.
  9. Кривоногова О.А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию речевого творчества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
  10.  Матвеева А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет/ А.С. Матвеева, Н.Н.Яковлева. – М.: АСТ, 2016.
  11.  Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
  12.  Маханева М. В. «Театрализованные занятия  в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» – М.:ТЦ «Сфера», 2016.
  13.  Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие у дошкольников. - М.. 2015.
  14.  Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.
  15.  Омельченко Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ФГОС. - М., 2015.
  16.  Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»  - Детство-Пресс, 2010.
  17.  Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В.Пятница. – РнД: Феникс, 2016.
  18.  Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010.
  19.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  20.  Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш.– М.: ТЦ Сфера, 2015.
  21.  Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  22.  Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Электронный ресурс] //http://www.trizminsk.org/e/233007.htm.
  23.  Корзун А.В. Обзор материалов сайта Минского центра ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой [Электронный ресурс]//http://www.trizminsk.org/e/260021.htm
  24.  Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже [Электронный ресурс] //http://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"

Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"...

Информация по работе над темой самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Информация по работе над темой самообразования«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»

Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...