Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_podg.gr_._razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_skazkoterapiyu.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
городского круга город Шарья Костромской области
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
на 2022-2023 учебный год
Подготовила в-ль:
Зеленцова С.А.
2022 год.
Цель:
- повысить профессиональную компетентности педагога по вопросу развития речевой системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Применение полученных знаний в работе с детьми.
- Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
- Обобщение опыта работы по данной теме.
Работа ведется по направлениям:
- Чтение, прослушивание сказок.
- Рассказывание сказки.
- Анализ сказки.
- Рисование сказки.
- Инсценировка сказки.
- Сочинение сказок.
- Работа с родителями.
Форма работы:
- Чтение, прослушивание сказок.
- Рассказывание, пересказ по опорному плану.
- Обсуждение и словесный анализ;
- Рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением смысла изображаемых событий.
- Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия.
- Театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек.
- Изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка)
- Дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию)
- Сочинение собственных сказочных сюжетов.
- Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов)
- Подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д
Предполагаемый результат:
- Знание определенных сказочных сюжетов.
- Умение понимать сюжетную линию сказки.
- Развивается речь детей.
- Умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения.
- Выражать свои мысли и чувства в речи.
- Умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме.
- Развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Представление результата и распространение опыта:
- Творческий отчет, создание презентации для педагогов.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 учебный год логопедическая подготовительная группа:
- Сентябрь
Этапы
1. Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса на выбранную тему по самообразованию.
2. Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных сказок, соответствующих лексическим темам недели.
3. Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи детей дошкольного возраста через сказкотерапию»
4. Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
- Определить уровень развития речи детей – диагностирование.
Задачи:
- Выявление трудностей у детей.
- Подобрать и приобрести необходимый материал и оборудование по теме самообразования.
Материал:
Подбор и изучение педагогической литературы.
- Октябрь
Этапы:
1. Беседа с детьми по теме «Что такое сказка»
2. Чтение русских народных сказок.
3. Пальчиковая игра «КОЛОБОК»
4. Дидактическая игра «Отгадай-ка!»
5. Игры и упражнения для развития связной речи.
6. Консультация: «Роль сказки в развитии детей»
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Развивать интерес к прослушиванию произведений.
Задачи:
- Формировать умение детей выделять смысл сказки, правильно излагать свои мысли.
- Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук детей, развитию речи.
- Уметь отгадывать сказку по репликам и высказываниям героев.
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Русские народные сказки:
Гуси-лебеди
https://nukadeti.ru/skazki/gusi_lebedi
Война грибов
https://nukadeti.ru/skazki/vojna-gribov
Колобок
https://nukadeti.ru/skazki/kolobok
Как собака друга искала
https://nukadeti.ru/skazki/kak_sobaka_druga_iskala
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
- Ноябрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с кубиками: «Собери сказку»
3. Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам.
4. Взаимодействие с логопедом и муз. руководителем: открытый показ сценки «На лесной полянке»
5. Памятка для родителей по обучению связной речи.
6. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
7. Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Развивать внимание, память, речь.
- Вызвать желание участвовать в театрализованной игре.
Материал:
Сивка-Бурка
https://nukadeti.ru/skazki/sivka_burka
Лиса, заяц и петух
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_zayac_i_petukh
Лисичка-сестричка и волк
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka_sestrichka_i_volk
Волк и козлята
https://nukadeti.ru/skazki/bratya_grimm_volk_i_semero_kozlyat
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для сценки.
Иллюстрации к сказкам, игрушки. Кубики.
Материал для игр.
- Декабрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Зимовье зверей»
3. Консультация: «Игры (дидактические и лексико – грамматические, влияющие на развитие связной речи детей».
4. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Познакомить с волшебным миром театра.
- Развивать эмоциональный мир ребёнка.
- Обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.
- Поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Материалы:
Зимовье зверей
https://nukadeti.ru/skazki/zimove_zverej
Лиса и тетерев
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_teterev
Красная Шапочка
https://nukadeti.ru/skazki/sharl-perro-krasnaya-shapochka
Ёлка - сказка Сутеева
https://nukadeti.ru/skazki/vladimir-suteev-jolka
Морозко
https://nukadeti.ru/skazki/morozko
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Пальчиковый театр.
Материал для игр.
- Январь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Три медведя» с помощью театра на ложках
3. Мимика – «Подбери маску».
4. Этюды «Зеркало»
Цель:
- Продолжать обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.
- Поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
- Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
- Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Материал:
Заяц хвастун
https://nukadeti.ru/skazki/zayac_khvastun
Три медведя
https://nukadeti.ru/skazki/tri_medvedya
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Театр на ложках.
Материал для игр.
6. Февраль
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку»
3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»
4. Консультация для родителей: «Список рекомендованных произведений для домашнего чтения»
5. Индивидуальные беседы с родителями.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей сочинять сказку по модели – схеме.
- Последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
- Уметь придумывать название к сказке.
- Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Материал:
Лисичка со скалочкой
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka-so-skalochkoj
Мужик и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/muzhik-i-medved
Рассказ Цветок Бориса Житкова
https://nukadeti.ru/skazki/boris-zhitkov-cvetok
Каша из топора
https://nukadeti.ru/skazki/kasha_iz_topora
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Разные виды театров.
Материал для игр.
- Март
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
3. Моделирование сказки «Теремок»
4. Этюды «Зеркало»
5. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
- Развивать связную речь.
- Развивать фантазию.
Материал:
Терешечка
https://nukadeti.ru/skazki/terjoshechka
Заюшкина избушка
https://nukadeti.ru/skazki/zayushkina_izbushka
Теремок
https://nukadeti.ru/skazki/teremok
Лиса и журавль
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_zhuravl
Крылатый, мохнатый да масленый
https://nukadeti.ru/skazki/krylatyj-mokhnatyj-da-maslenyj
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Материал для конструирования (кубики деревянные, цветная бумага, клей)
Материал для игр.
- Апрель
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Жесты – этюды на выразительность жестов.
3. Игры с разными видами театров «Придумай сказку»
4. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
5. Театрализованные этюды «Весна!»
6. Чтение стихов о весне.
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
- Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре.
- Развивать воображение, творчество.
Материал:
Медведь и солнце — рассказ Николая Сладкова
https://nukadeti.ru/skazki/medved-i-solnce
Лиса и рак
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_rak
По щучьему велению
https://nukadeti.ru/skazki/po-shhuchemu-veleniyu
Лев и Коза
https://nukadeti.ru/skazki/lev_i_koza
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
- Май
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
3. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
4. Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Никита Кожемяка
https://nukadeti.ru/skazki/nikita_kozhemyaka
Муха-Цокотуха
https://nukadeti.ru/skazki/chukovskij_mukha_cokotukha
Полкан и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/polkan_i_medved
Лиса и козёл
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_kozel
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок»....
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...