Самообразование "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
материал
Предварительный просмотр:
Самообразование
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель Ю.Н. Ловцевич
2021 – 2022 учебный год
Актуальность :
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи :
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам последовательно развивающими событиями.
Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».
Декабрь
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей .
Январь
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики.
Учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез.
Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
Пополнять и активизировать словарный запас детей .
Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль
Работа с загадками.
Составление загадок.
Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам.
Развивать монологическую речь детей.
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
Работа над развитием речи через театральную деятельность.
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа: развитие речи детей , эмоциональной направленности.
Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Конкурс чтецов.
Май
Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.
Литература
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Методическое п...
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...