Самообразование "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
материал

Актуальность,цели и задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

                 

             Самообразование

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

                                                                       

                                                                             Воспитатель Ю.Н. Ловцевич

                                         2021 – 2022 учебный год

Актуальность :

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,  самоорганизации поведения , в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :
- разви
тие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;
-
развивать монологическую форму речи;
- учить связно
 , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить 
(по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам последовательно развивающими событиями.

Сентябрь 
Подбор и изучение литературы по теме; 
дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь 
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному
 последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Обучение детей приемам планирования
 собственного пересказа.
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия 
литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь
 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
Консультация для педагогов ДОУ 
«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».

Декабрь 
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей
 .

Январь
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей
 рассматривать картину и выделять ее главные характеристики.
Учить детей
 исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез.
Учить детей составлять связный
 рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.
Пополнять и активизировать словарный запас детей .
Посещение родителями деятельности воспитателей и детей
 по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль
Работа с загадками.
Составление загадок.
Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей
 отгадывать загадки по схемам.
 Развивать
 монологическую речь детей.
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март
Работа над развитием речи
 через театральную деятельность.
 Развитие творческой самостоятельности
, эстетического вкуса в передаче образа: развитие речи детей , эмоциональной направленности.
Раскрытие творческих способностей детей
 . Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи
 во время заучивания стихотворений.
Учить детей
 читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему
 «Весна».
Конкурс чтецов.

Май
Открытый просмотр ООД для родителей на тему 
«Книга сказок» Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Литература
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста 
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития
 эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно
– методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников
 :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...