Информация по работе над темой самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
материал
Информация по работе над темой самообразования
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Сказка»
Информация по работе над темой самообразования
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Э.Б.Сайранова
Покачи
2020 – 2021 учебный год
С 2020-2021 года я работала над темой самообразования «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель моей работы заключалась в повышении теоретического и практического уровня компетентности и профессионального мастерства; систематизации работы по развитию связной речи в соответствии с ФГОС.
Задачи:
• изучить научную, методическую литературу;
• выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития связной речи;
• изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,
• создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию речи у детей ;
• разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;
• обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность темы
Содержание образовательной деятельности в области развития связной речи ребенка предполагает его полноценное речевое и общее психическое развитие, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Использование художественной литературы служит действенным средством воспитания детей, которое оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, чувства и взаимоотношения. Кроме этого, она делает эмоции богаче, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Основной задачей выступают формирование первичных представлений об особенностях произведений разных жанров, средствах выразительности художественной речи и т. п.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет, имеется ли завершение - конец).
Эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.
Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Работу осуществляла по следующим направлениям:
I. изучение литературы,
II. анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.
III. Работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми,
IV. взаимодействие с родителями,
V. взаимодействие с педагогами.
I.Изучила соответствующую литературу по данной теме:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Владос, 2015.
2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М. Е. Верховкиной. –СПб: КАРО, 2014.
3. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.
4. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
5. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольниковс художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – М.: Сфера, 2013.
8. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
9. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
10. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы. Савельева Ю. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С. 51-58.
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Создала методическую разработку «Живая речь» по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях для родителей.
Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы
II. Анализ уровня развития речи у воспитанников на начало и конец 2020-2021 учебного года.
В ходе диагностического исследования уровня развития связной речи воспитанников группы были получены следующие результаты: на начало года – высокий уровень – 6% детей, средний – 90%, детей с низким уровнем 4%; на конец учебного года: высокий уровень развития связной речи – у 34% детей, средний – 66%, детей с низким уровнем нет.
III. Работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми.
С октября изготовила и внесла в педагогическую копилку данной темы:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?», «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов»
- дидактические пособия («Пересказ», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года», «Весна» и т. д.);
Мною много времени уделялось пересказу рассказов:
- «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову,
- «Осень» (по И. Соколову-Микитову,
- «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому,
- «Первая охота» (по В. Бьянки,
- «Домашний воробей» (по М. Богданову).
Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали сказки, используя мнемосхемы:
- Сказка «Заюшкина избушка»,
- Сказка «Лиса со скалочкой»,
- Сказки «Гуси-лебеди».
Разработаны картотеки: речевые игры; короткие истории с вопросами для пересказывания.
Большое внимание уделяла составлению и отгадыванию загадок по схеме. Что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки.
IV.Велась работа с родителями:
Памятки для родителей по обучению связной речи.
Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»
Консультации
«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»
«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
«Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».
«Использование загадок как средство формирования выразительности речи».
«Раскрытие творческих способностей детей»
Папка-передвижка:
"Речевые игры для детей 5-6 лет"
V. Велась работа с педагогами
Консультация «Учим стихи - развиваем память»
Папка-передвижка для педагогов «Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы».
Анализируя свою работу в этом году, увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.
И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:
-знание особенностей развития детей, их специфику,
-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, -способствовать овладению необходимыми навыками.
По-моему мнению, вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-367272-1389751917.png)
Самоанализ по теме самообразования « Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
В данном материале представлен самоанализ педагога, т.е. оценка его собственной работы по развитию связной речи детей с ОНР в подготовительной логопедической...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184023-1572887513.jpg)
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-1117805-1553764559.jpg)
Самообразование: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-991407-1730372970.jpg)
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...