«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 797.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района «Детский сад №14 «Теремок»
Методическая разработка
конспекта организованной деятельности по речевому развитию с применением педагогических технологий
«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Автор: Тихонова Жанна Леонидовна,
воспитатель высшей категории
Кадуй, 2021
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
он их усвоит на лету» (К.Д. Ушинский)
Актуальность и социальная значимость
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.
Методика работы с картами Проппа (Владимир Яковлевич Пропп) известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Постановка проблемы
Проблемы развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими. Дети не владеют модельно-образными формами мышления, что приводит к затруднению обобщения и понимания существенных связей вещей, необходимых в школьном обучении.
Использование методики работы с картами Владимира Яковлевича Проппа позволяет достичь следующие цели и задачи развития связной речи дошкольников, которые полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.
Цель ООД: составление детьми собственного оригинального речевого продукта - сказки посредством использования карт Проппа.
Задачи:
- Познакомить детей со схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа)
- Научить детей использовать карты Проппа, как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов.
- Развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания.
- Развивать внимание, восприятие, память, фантазию, воображение.
- Совершенствовать умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
- Формировать умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев.
- Воспитывать интерес к изучению событийного пространства сказок, желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок.
Предварительная работа.
Технологию обучения дошкольников сказкосложению, построенную на использовании научных идей В.Я. Проппа, можно разделить на три этапа:
-подготовительный этап, цель которого формирование у дошкольников базовых знаний и представлений о русской народной сказке, ее особенностях; просмотр сказок;
- элементарное сочинительство в совместной деятельности, когда дети учатся применять основные приемы творческого изменения («волшебного превращения») известных текстов по образцу, схеме;
-самостоятельное сказкосложение - этап сочинения авторских сказок по мотивам русских народных.
Критерии и показатели эффективности:
• Установление психологического комфорта в коллективе.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
• Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа.
• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
• Развитие творческого воображения, мышления.
Конспект ООД
Цель: составление детьми собственного оригинального речевого продукта - сказки посредством использования карт Проппа.
Мотивация: расколдовать сказку.
Детская цель: сочинение собственной сказки с помощью карт Проппа, для того, чтобы победить чары злого волшебника.
1.Вводная часть. Мотивация.
Воспитатель в образе сказочницы входит в группу с книжками.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками (достает из корзинки книги). Я принесла вам книгу сказок! Вы любите сказки, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки?
Дети: писатели, сказочники, люди.
Воспитатель: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я порадую вас, почитаю вам ваши любимые сказки (открывает книгу, а там – чистые страницы). Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась? (хватает следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло). Ай- яй - яй! Как же так? Где же все наши сказки? (включает запись голоса)
Голос: Ха-ха-ха-ха! Не догадались, противненькие мои! Все ваши сказки я спрятал!
Воспитатель: Ты? А ты кто такой? И почему тебя не видно?
Голос: Я злой и страшный волшебник, и я невидимый!
Воспитатель: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда? Дети: Да.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы победить колдовство злого волшебника? Дети отвечают.
Воспитатель: А я предлагаю нам самим сочинить собственную сказку. Хотите? Дети: Да!
Голос: Ничего у вас не получится! Все сказки спрятаны!
2.Основная часть.
Воспитатель: (обращает внимание детей на плакат с картой) Посмотрите, злой волшебник спрятал сказку в домики и запер ее. Чтобы ее расколдовать, нам придется эти домики открыть. Но сначала постараемся вспомнить, что бывает в сказках. Из чего состоят сказки, что и кто в них встречается.
Дети (называют элементы сказки): Зачин, герой добрый, герой злой, волшебный помощник, волшебное средство, конец.
Воспитатель (на каждый ответ достает карту Проппа и крепит к доске):
- С чего обычно начинаются сказки? (зачин, «жили-были»). Видите домик, эта карта означает зачин.
- Кто живет в сказках? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый и злой. Этот какой? А этот? (Ответы детей).
-Молодцы.
- Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники). Вот карта, на которой есть волшебный помощник.
- А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы). Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет.
- Что еще происходит в сказке? Герой встречает злодея или нет? (встречает) Вот, посмотрите, встретились герой и злодей на карте.
- Чем заканчиваются сказки? («жили они долго и счастливо», конец). Вот наш герой едет домой с победой, это счастливый конец, правда?
- Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы многое с вами вспомнили! Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в дорогу по волшебной дороге и зайти подряд во все домики. Готовы? Тогда в путь!
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок.
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам). - Молодцы ребята! Присаживайтесь.
Дети садятся за стол, воспитатель раскладывает карту на столе.
Воспитатель: Вот и первый домик на нашем пути. Мы с вами вспомнили, с чего всегда начинается сказка. Напомните мне. Дети: с зачина.
Воспитатель: Проверим, правы вы или нет (открывает окошечко, там – карта «Жили-были»). Смотрите, и тут живет карта! Что эта карта обозначает? Дети: «Жили-были».
Воспитатель: Это значит, что мы должны придумать начало сказки. Как наша сказка будет начинаться? Где будет происходить? В какое время года?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, начнем заполнять вот эту пустую книжку картинками – картами. И потом увидим, что получится! (достает книгу с кармашками, снимает с доски карту «Жили-были», вставляет в первый кармашек).
Воспитатель: Итак, запомним начало нашей сказки: жили-были в (лесу) (зимой). Отправляемся дальше. Кто это живет в следующем домике? (открывает домик, там – карта «Герой»). Кто это, ребята? Дети: Герой
Воспитатель: А это добрый герой или злой? (добрый) Каких вы знаете добрых героев сказок? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто же будет героем нашей сказки? Как его зовут? Как он выглядит? Какие качества у него есть? Какой он?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его.
Воспитатель: Итак, жил-был (в лесу, зимой Иван-царевич, красивый, добрый, сильный) (снимает с доски карту «Герой», вставляет в книжку). Решил он отправиться в путь-дорогу, на мир посмотреть, себя показать. Идет себе, идет, вдруг видит – избушка. А кто же там живет? Посмотрим! (открывает карту «Злодей»). Дети: Это злодей.
Воспитатель: Правильно! Каких вы знаете сказочных злодеев? Кто же в нашей сказке будет злодеем? Как его зовут? Какое зло он творит? Что он сделал (герою)?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.
Воспитатель: Опечалился Иван, идет, невесел, головушку повесил. Не знает, как победить злодея. Но тут на пути у него встречается кто? (открывает домик, там – карта «Волшебный помощник»). Дети: Волшебный помощник.
Воспитатель: Каких волшебных помощников вы знаете? А кто нашему герою будет помогать, кто в нашей сказке будет помощник?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.
Воспитатель: Но непросто победить коварного злодея, даже волшебный помощник не справился. Пошли они дальше вместе с (героем) и что же встретили на пути? (открывает домик, там – карта «Волшебное средство»)
Дети: Волшебное средство.
Воспитатель: Какое же средство нашли герой с помощником?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Как оно поможет одолеть злодея? (Ответы детей)
Воспитатель: (снимает карту «Волшебное средство» с доски, вставляет в книгу). Итак, у нашего (героя) есть помощник – такой-то, волшебное средство – такое-то. Что герою нужно делать? Дети: победить злодея.
Воспитатель: Ну, пойдемте дальше, посмотрим, что нам приготовил следующий домик (открывает, там – карта «Встреча со злодеем»). Встретились добрый (герой) и злой (злодей). Что делал (герой)? Что делал (злодей)? Кто победил? (выбирает ответы детей. Снимает карту с доски, вставляет в книгу).
Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен. Смотрите, последний домик остался. Что в этом домике? (открывает, там – карта «Возвращение домой») Чем закончится наша сказка?
Дети: Герой вернулся домой.
Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела! Куда же делись все карты? Дети: Они в книжке.
3. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать целую историю, которую мы с вами сочинили. Давайте ее вспомним с самого начала.
Воспитатель открывает поочередно карты на страницах книги, дети пересказывают содержание своей сочиненной сказки, воспитатель подсказывает местами. Обязательно вспомнить: жили-были где? Когда? Кто? какой герой был? Кто был злодей? Какой он был? Что плохого он сделал? Кого встретил герой? Какое средство нашел? Как победил злодея? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: Вот молодцы, мы с вами сочинили настоящую сказку! И победили злого волшебника!
- Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
- Ну, а наше путешествие заканчивается.
- Что больше всего запомнилось? Понравилось?
- Как вы считаете, мы стали сказочниками?
- Что нам помогло запомнить и рассказать эту сказку? (Карты)
- Расскажите свою сказку младшим братикам и сестричкам?
- Мне тоже понравилось путешествие, и вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии я дарю вам эту книжку с волшебными картами, чтобы вы могли каждый день открывать ее, смотреть на карты и сочинять новые сказки. А еще я приготовила для вас много других карт, которые тоже помогут вам составлять сказки, еще более длинные и интересные. Спасибо вам, ребята! До свидания.
Список используемой литературы:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- В. Пропп «Морфология сказки/исторические корни волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 1998г.
- В. Пропп «Морфология волшебной сказки», М., «Москва – Лабиринт», 2001 г.
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой»,1996 г.
Интернет источники:
- http://detstvogid.ru/metodika-rabotyi-s-kartami-v-ya-proppa/.html
- http://900igr.net/prezentacija/literatura/metody-izmenenija- znakomykh-skazok-202886/karty-proppa-8.html
- https://infourok.ru/innovacionnie-metodi-i-priyomi-raboti-so-skazkami-svobodnimi-prodolzheniyami-i-perelozheniyami-3658680.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/04/09/material-k-seminaru-metodika-raboty-s-kartami-proppa
Приложение
Карты В.Я.Проппа
Карта с заколдованными домиками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
Эссе на тему «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Использование карт Проппа для обучения детей рассказыванию....
« Карты Проппа , как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Этапы работы по соченению творческих сказок в детском саду....
Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"
На мастер - классе представлен матер по применению в работе с детьми техники "Карты Проппа"...
Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию
Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитател...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"
Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...