Требования к развитию речи при поступлении ребёнка к школу. Рекомендации учителя-логопеда для родителей.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речи ребенка, поступающего в первый класс. Характеристики нормального речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи будущего первоклассника, каким оно должно быть | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к развитию речи при поступлении ребёнка к школу. Рекомендации учителя-логопеда для родителей.
К моменту поступления в школу речевое развитие ребенка должно быть следующим. Во-первых, активный словарь будущего первоклассника в норме составляет около 3500 слов. Пассивный словарь обычно бывает немного больше, ведь в активном словаре находятся слова, которые употребляются в речи, а пассивный содержит те слова, которые ребенок не может объяснить, но понимает их значение правильно. Если активный словарь менее данной нормы, то это говорит о сниженном уровне общей осведомленности, знаний об окружающем мире, что сказывается и на общем уровне готовности к школьному обучению.
Во – вторых, речь ребенка к семилетнему возрасту в физиологической норме обычно бывает чистой и без дефектов звукопроизношения. Если дефекты речи имеются, то работу с ними необходимо завершить до поступления в первый класс школы. Сложные дефекты речи (когда ребенок не выговаривает несколько звуков) требуют системной работы не только учителя-логопеда, но и врача – невролога, а также педагога – психолога, и что немаловажно, в такую работу обязательно включение активной родительской помощи в виде выполнения рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Следующий аспект речевого развития будущего первоклассника – состояние устной речи, о чем хотелось бы рассказать подробнее. Ребенок, хорошо подготовленный к школе, умеет:
1.Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
2.Употребляет разные части речи точно по смыслу.
3.Грамматически правильно строит сложные распространенные предложения.
4.Использует в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.
5. Умеет отвечать на вопросы и задавать их.
6. Умеет составлять рассказы по плану, предложенному взрослыми.
7. Строит связный рассказ по сюжетной картинке.
8. Находит лишний предмет и дает ответ, почему он лишний.
9. Правильно употребляет предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, над, по, на, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и другие).
При прохождении диагностики, определяющей уровень готовности к школе, наибольшее количество ошибок встречается в заданиях, где требуется умение различать на слух звуки речи. Или, выражаясь терминами, определяется уровень развития фонематического слуха. Фонематический слух формируется примерно к семи годам, но могут быть и индивидуальные особенности протекания данного процесса, особенно у детей со сложными дефектами речи. Для того, чтобы помочь сформировать фонематический слух, который впоследствии станет одной из основ правильной и грамотной письменной речи, можно выполнять игровые упражнения дома. Например, такие:
- Придумай слова на букву...(задаем любую).
- Найди слово на нужную букву. (Далее называем слова на разные буквы, чередуя их со словами на искомую букву).
- Придумываем слова из слогов. Угадай, что я хочу сказать? Называем первый слог, а ребенок продолжает слово.
- Где спрятался звук? Называем слова, где искомый звук находится в разных позициях – в начале, в середине или в конце слова.
- Придумай рассказ на букву… Вместе с будущим первоклассником сочиняем историю на какую-нибудь букву. Ее можно записать, обычно истории на одну букву получаются творческие и веселые, и вызывают много положительных эмоций. Длина такого «Сочинения на одну букву» - от 25-30 слов и более.
Таким образом, практикуя дома такие игры-упражнения в течение нескольких месяцев, вы поможете будущему школьнику повысить уровень развития фонематического слуха и быстрее включиться в процесс школьного обучения.
Для развития речи и пополнения словарного запаса самое лучшее средство – это семейное чтение. Можно читать любые классические детские произведения русских и зарубежных авторов. Хорошо, если у ребенка есть возможность слушать детские аудиокниги. При современной интенсивной эмоциональной нагрузке, получаемой через СМИ – в особенности через ТВ и Интернет, отдайте предпочтение психологически безопасным средствам – аудиокнигам, специально подобранным фильмам, музыке. В этом случае вам удастся не только хорошо развить речь и интеллект ребенка, но и защитить его от нежелательных информационных воздействий и эмоциональных травм.
Литература:
- Матвеева Л.Г. и д.р. «Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты.» - Челябинск: Юж.- Урал.кн.изд-во, 1996, - 320 с.
- Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — М.: Генезис, 2012. — 240 с: ил. — (Учебник XXI века).
Материал подготовила учитель-логопед Пчельникова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда на лето родителям дошкольников 6 лет с Общим недоразвитием речи.
Рекомендации родителям дошколят на летние каникулы....
Совместная коррекционно - образовательная деятельность по развитию речи в старшей коррекционной группе "Закончи сказку" учитель-логопед Кулагина Л.В.
конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя...
Рекомендации родителям при поступлении ребёнка в школу
О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» на заседании Семейного клуба на тему: «Год до школы» в рамках проекта «Ресурсная школа».
На заседании Семейного клуба учитель-логопед знакомит родителей с тем, чему должен научиться ребенок и какие навыки должны быть сформированы у него к моменту поступления в школу, чтобы усп...
Протокол готовности ребёнка к школе для учителя-логопеда
Протокол готовности ребёнка к школе создан в помощь учителям-логопедам....
Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию речи детей.
Результативность коррекционной помощи зависит от степени заинтересованности и участия воспитателей в исправлении речи дошкольников. Даны рекомендации логопеда по развитию словарного запаса дошкольнико...